Лю́дики, каре́лы-лю́дики
(
карел.
lyydiläizet
,
люд.
lüüdilaižed
) — один из трёх крупных
субэтносов
(помимо собственно карел) в составе
карельского
этноса. Как и субэтнос
ливвиков
(
карел.
livgiläizet / livgiläižet
), существенно отличается по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах) от собственно карел. Людики в большинстве своём проживают в
Прионежской Карелии
, на северном и восточном побережье
Онежского озера
.
Содержание
История и происхождение
Этногенез людиков, как собственно и вообще карел, остаётся недостаточно изученным. Общепринятой является точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой
корелы
с
вепсами
, а также ассимилировал в процессе
этногенеза
в средние века
автохтонных
саамов
, что и обусловило в конечном итоге своеобразие языка и культуры. Первым из письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века
Баварский аноним
под названием племени
ли́уди
или
лю́ди
(
лат.
liudi
). Несколько позднее людиков упоминает
Ахмед ибн Фадлан
в своей книге о путешествии на
Волгу
в
921
—
922 годах
под названием народа
«лууд-аана»
.
Однако ещё существенно ранее, при основании
Новгорода
один из его концов был назван «
Людин
», подобно тому, как по имени племени
наровы
был назван
Неревский конец
[
источник не указан 868 дней
]
.
Происхождение языка до настоящего времени достоверно не определено, господствующей остаётся гипотеза, что он сформировался на базе средневекового собственно
карельского языка
под значительным влиянием
вепсского
. Он относится к
финно-угорской группе языков
и классифицируется как
агглютинативный язык
. В языке присутствует значительное количество заимствований из архаичного вепсского языка. Достоверных сведений о возникновении письменности у людиков не имеется, в
XIX веке
она уже существовала на основе
кириллицы
, в 1930-х годах была введена письменность на основе
латиницы
.
В составе людиковского языка выделяются следующие диалекты:
В российской лингвистике язык принято считать диалектом карельского языка, в то время как часть финских лингвистов и большинство западных считают его самостоятельным языком. В выпущенном
ЮНЕСКО
«Атласе языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» (англ. Atlas of the World’s Languages in Danger), людиковский язык также классифицируется как самостоятельный.
Баранцев А. П.
К вопросу о происхождении южнокарельских диалектов. = Университет Йоенсуу. Серия гектограмм А № 262, Происхождение Карелии. Доклады семинара= Йоенсуу 1977.С.85 −100.
К оценке взглядов Д. В. Бубриха о происхождении языка карел = Карелы. Тезисы докладов = Петрозаводск 1989. С.20-2
К проблеме прибалтийско-финской диахронии = Материалы 6 международного конгресса финно-угроведов 1985, Т. 2 = Саранск 1990,. С.26-28.
К вопросу о взаимодействии языков южной Карелии в первой половине XVII век=Симпозиум −79. Тезисы = Петрозаводск 1979. С.110-112.
Людиковские заговоры начала XVII века: тексты, чтение = СФУ, Таллин= 1987 № 4,С.285- 295.
О взаимодействии языков южной Карелии в начале XVII века. // Congressus Guantus Internationalis Fenno- Ugristarum. Pars 3, Turku 1980. P.321-329.
О людиковском языковом памятнике начала XVII века = СФУ Таллин 1984 № 4, С. 298—303.
О некоторых актуальных проблемах исследования людиковской речи = Симпозиум по финно-угорскому языкознанию. Ред.: П. Виртаранта, Э. Койвусало = Хельсинки 1975. С.43 −62.
О происхождении людиковских дифтонгов на -и в парадигме односложных слов = Viertes Internationalis Symposion < Uralische Phonologie> / Thesen und Referaten. Hamburg 1989. C. 15-19.
О ливвиковской вокалической действительности в конце XVIII века. = 17 финно-угорская конференция = Устинов 1987. С. 39.
Образцы людиковской речи. Т. 1. Петрозаводск 1978. 287 с.
Фонологические средства людиковской речи. Л. 1975. 280 с.
Сургелис Н. Неудачные опыты финноцентризма в новом переводе «Калевалы» Петрозаводск 2006.
Тайбарей Н. «Куковальщики на пиру» и другие огрехи в новом переводе « Калевалы» Петрозаводск 2006.
Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. Под ред.: Рыбаков Б. А. — М., 1987 г.
Финны в Европе. В 2-х томах. — М., 1990 г.
Фомина С. Волховский Новгород и древняя Корела. Петрозаводск 2004.
Ювонен Д. Карельские руны о жизни Ийсуса Христа. Петрозаводск 2005.
Suomalaisten sanojen kirjoitusasuista ja niiden niiden tulkinnasta 1200—1500 luvun lähteissä ja kielimuistomerkeissä (О графике финских слов в источниках и памятниках 1200—1500 гг. и их интерпретация) = Симпозиум 82. Рефераты докладов.= Ювяскюля 1982.С. 11-12)
Aug., Muistelmia matkoilta Wenäjällä vuosina 1854 −1858. Helsingissä 1859.
1
Этническая принадлежность буртасов является
дискуссионной
.
2
Коми-язьвинцы
— группа, которую иногда выделяют как промежуточную между
коми-зырянами
и
коми-пермяками
.
3
Севернофинские племена — группа, с выделением которой согласны не все исследователи. Состав этой группы также дискуссионен.