Саамы Швеции
- 1 year ago
- 0
- 0
Саамы Норвегии ( норв. Samene i Norge ) — часть саамского народа , проживающая на территории Норвегии и являющаяся одним из национальных меньшинств страны. Численность норвежских саамов составляет, по разным оценкам, от 40 до 60 тысяч человек, большей частью компактно проживающие на севере Норвегии, в фюльке Нурланн , Нур-Трёнделаг , Тромс и Финнмарк .
Длительное время, при проводимой в Норвегии политике норвегизации , саамское население подвергалось принудительной ассимиляции и лишь в 1992 году саамские языки и культура народа были признаны на официальном уровне.
Начиная с XIII века , принадлежность территорий, на которых проживают саамы, а также вопросы налогообложения местного населения являлись предметом споров между Норвегией , Россией (сначала — Новгородскую землёю ) и Швецией (в состав которой до 1809 года входила Финляндия ) .
Пограничное соглашение 1826 года сделало Южный Варангер — область, где проживало саамское население, — норвежской территорией, в связи с чем община нявдемских и пазрецких саамов оказалась разрезанной пополам новой границей. При этом область нявдемских саамов оказалась поделенной поперёк, так что весенние и летние поселения на побережье отошли Норвегии, а расположенные в глубине материка осенние и зимние — к Российской империи . Территория пазрецких саамов, наоборот, оказалась разделённой продольно по реке Пасвик (Пасвикэльв) , но и в этом случае побережье оказалось на территории Норвегии.
Нявдемские саамы стали норвежскими подданными, а пазрецкие — российскими. В продолжение переходного периода всё население разделённых областей сохраняло за собой старые права, в связи с чем нявдемские саамы сохранили православное вероисповедание на территории господствующего в Норвегии лютеранства .
Демаркация границы затронула нявдемских саамов во многих отношениях. Норвежское правительство способствовало тому, чтобы в новой провинции селилось оседлое население, говорящее по-норвежски, в связи с чем приезжее норвежское население стало вытеснять саамов с их исконных земель. Кроме того, с запада стали приходить саамы-оленеводы, занимавшие пастбища на юге Сёр-Варангера и понемногу вытеснявшие с этих земель скольтских саамов (с 2000-х годов нявдемские саамы обращаются с требованием вернуть им права на пастбища на своей исконной территории).
Судьба пазрецких саамов оказалась ещё более драматичной. Особенно часто конфликты возникали по поводу ловли лосося во фьордах , где норвежские рыбаки занимали традиционные места рыбной ловли пазрецких саамов. Кроме того, в период, когда Финляндия принудила Советский Союз уступить ей сухопутный коридор вдоль норвежской границы вплоть до незамерзающей гавани района Петсамо в устье реки Печенги , норвежское правительство в 1924 году добилось того, что Финляндия подписала договор, по которому пазрецкие саамы теряли право на вылов рыбы во фьордах в обмен на компенсацию в размере 12 тысяч золотых крон. Проценты (около 900 крон) должны были распределяться между саамами. На каждого примерно из 140 пазрецких саамов приходилось в год по 6 крон. В период военных действий между Финляндией и СССР ( 1939—1940 и 1941—1944 ) саамы окончательно покинули этот регион, а по окончании войны Финляндия предоставила для расселения саамов новый регион в районе озера Инари .
После окончания Второй мировой войны общины саамов, находившихся в Норвегии и СССР были полностью изолированы друг от друга государственными границами, за исключением двух курьёзных случаев: в 1960 году председателем норвежских саамов-оленеводов был коммунист, который во взаимодействии с властями СССР договорился о поездке семи норвежских саамов по обмену опытом разведения оленей в район Ловозера , куда на волне коллективизации переместили большую часть кольских саамов. Несколько саамов было также в составе норвежской делегации на «Днях мира и дружбы Северного Калотта» в Мурманске в 1977 году .
В 1997 году король Норвегии Харальд V официально принёс саамам извинения в связи с их дискриминацией .
С середины XIX века политика норвежского государства по отношению к саамскому населению менялась, завися прежде всего от двух факторов: национальных интересов и, особенно во второй половине XX века , общемировых тенденций. При этом следует учитывать, что права, которыми формально располагало саамское население Норвегии, весьма сильно отличались от прав, которыми оно могло в определённый исторический период реально воспользоваться, в то время как государственная власть в Норвегии эти отличия практически не учитывала. Норвежское государство исходило в этом вопросе из того принципа, что из формального равенства граждан страны перед законом автоматически следует равенство реальное, не учитывая того факта, что в условиях общества, разделённого на большинство и меньшинство, права и обязанности распределены среди населения далеко не равномерно .
Норвежский исследователь Эйстейн Стейнльен ( норв. Øystein Steinlien ) отмечает, что формальное равенство, которым обладают саамы в Норвегии, сильно отличается от того, что можно назвать подлинным равенством. Более того, по мнению Стейнльена, саамское население Норвегии в принципе не может достичь подлинного равенства в условиях нынешней правовой ситуации в Норвегии, то есть без реальных политических и территориальных прав .
В 1989 году в Норвегии был основан Саамский парламент — Sametinget , являющийся крупнейшим выборным саамским органом, отвечающим за вопросы, связанные с саамами, их языком и культурой. Парламент избирается на основании списков избирателей, число которых составляло свыше 10 тысяч (2006). Большинство политических партий Норвегии участвуют в выборах в Саамский парламент . Парламент ежегодно получает финансовую поддержку от Стортинга . Средства идут на поддержку и развитие традиционной саамской культуры. Sametinget принимает активное участие в сотрудничестве в Баренц-регионе и деятельности Арктического совета , а также в деятельности ООН , касающейся прав коренных народов.
В 2000 году в Карасйоке был учреждён , в работе которого принимают участие три саамских парламента — Швеции , Норвегии и Финляндии . Основное направление работы — выработка Северной саамской конвенции. Норвежский Саметингет также принимает активное участие в соблюдении — Закона о правовых основах использования угодий и природных ресурсов в Финнмарке (принят в 2005).
В 1948 году был создан (NRL). Его основная задача — урегулирование вопросов, связанных с профессиональной деятельностью оленеводов , и развитие оленеводческой отрасли в свете современных технологий.
С 1968 года существует Норвежская саамская ассоциация (NSR) основной задачей которой является сплочение всех групп саамов, улучшение культурных, экономических и социальных условия саамского населения. Ассоциация активно борется за политические права саамов.
Основанная в 1988 году организация является женской организацией саамов. При её участии в 1989 году был создан Всемирный совет женщин коренных народов. Цель организации — подчеркнуть, что в традиционной культуре роли и задачи женщин и мужчин принципиально разные, и в процессе модернизации есть риск утраты обычаев и норм, восходящих к традициям. С 1996 года существует также Саамский женский форум (Samisk kvinneforum) как развитая сеть проектов, связанных с женским саамским населением.
В 1990 году был основан Спортивный союз саамов (Sámiid valáštallanlihttu), организующий соревнования как по летним, так и по зимним видам спорта. С 2003 года существует и Саамский футбольный союз (Sámi spábbačiekčanlihttu).
Международным органом, объединяющим саамские организации разных стран, является Samerådet , расположенный в Утсйоки , в Финляндии. Саамский конгресс (Samekonferansen) проводится раз в три года. Samerådet обладает официальным статусом в системе ООН и принимает активное участие в работе комиссии по правам коренных народов.
В результате развития горнодобывающей промышленности и роста индустриального города Киркенеса , саамы стали меньшинством в Южном Варангере . Смешанные браки в сочетании с проявлениями дискриминации в отношении саамов и их культуры привели к тому, что многие саамы утратили свою этническую индивидуальность. Язык скольтских саамов оказался на грани вымирания.
В настоящее время ряд энтузиастов осуществляет деятельность по возрождению культуры и самобытности саамов-скольтов в Норвегии.
В 1912 году увидел свет первый роман на саамском языке норвежского писателя Андерса Ларсена — «Bæivve-Alggo» («Рассвет»), но до 1970 года количество выпускаемой на саамских языках литературы было минимальным.
Благодаря учреждению собственных саамских издательств и поддержке Северного совета по культуре, объём издаваемой литературы за последние годы значительно увеличился. Крупнейшим из норвежских издательств, специализирующихся на издании художественной литературы и учебников на саамских языках является расположенный в Карасйоке издательский дом « Davvi Girji » . В среднем в Норвегии издаётся в год от 10 до 20 книг на саамских языках.
Из современных саамских авторов наиболее известны — живущая в Тромсё поэтесса Рауни Магга Луккари и .
Традиционное саамское пение йойк представлено произведениями известного историка и исполнителя йойков . Йойк стал также источником вдохновения и для современных музыкантов — Мари Бойне и . В 1980 году норвежские исполнители Сверре Хьельсберг и вышли в финал Конкурса песни Евровидение с песней « », в которой присутствовали элементы йойка и которая стала одной из самых популярных детских песен в Норвегии.
Саамская музыкальная жизнь представлена рядом фестивалей, самый известный из которых — «Riddu Riđđu» , проходящий в и объединяющий музыкальную культуру различных коренных народов. Пасхальный фестиваль в Кёутукейну собирает главным образом саамских артистов.
В 1979 году была основана саамская театральная группа Beaivváš, деятельность которой легла в основу созданного впоследствии в Кёутукейну профессионального театра « ».
С 1873 по 1875 годы в Норвегии выходила первая просветительская газета на саамском языке « », основанная , а в 1898 году увидела свет газета на северносаамском языке « Nuorttanaste » , которая, помимо материалов христианской тематики, содержала новости и объявления.
Выходившая с 1904 по 1911 годы газета « Saǥai Muittalægje » играла большую роль в объединении и политической консолидации саамов в начале XX столетия. С 1956 года начала выходить норвежско-саамская газета « Ságat » , но в настоящее время материалы на саамском языке в ней отсутствуют.
Выходящая с 2008 года на северносаамском языке с периодичностью 5 номеров в неделю газета « Ávvir » , объединила выходившие ранее газету (издавалась в Карасйоке ) и (издавалась в Кёутукейну ).
На NRK регулярно выходят теле- и радиопередачи на саамском языке. Наиболее популярной стал новостная программа Ođđasat , которую смотрят саамы Норвегии, Швеции и Финляндии.
После 1989 года общины норвежских и российских саамов установили друг с другом связи по линии обменов между Карасйоком и Ловозером , в рамках которых были устроены курсы северносаамского языка , позволившего саамам из России в дальнейшем обучаться в саамских школах Норвегии.
С 26 по 29 марта 2012 года в Кёутукейну ( Финнмарк ) в здании Саамской высшей школы прошла Международная конференция тележурналистов коренных народов . В её рамках состоялись семинары и мастер-классы для журналистов, работающих в редакциях, вещающих на языках коренных народов. В конференции участвовали делегаты более десяти стран, в том числе от Канады , Финляндии , Швеции , России , США . В работе форума участвовали также принц Монако Альбер Второй и его супруга княгиня Шарлен .