Interested Article - Шекты

Шекты́ ( чекты , чикли , чекли ; каз. шекті , чагат. چکلی ) — крупный и многочисленный род , один из 18 родов крупного тюркского племени Алшын , берет свое начало от родоплеменного образования Алимулы .

Этимология названия и происхождение

Распространённый в прошлом вариант написания названия рода как чикли ( Tschikli у Вамбери ) связан с тем, что оно транскрибировалось не по казахскому выговору , а по татарскому . Название чекли , помимо казахского рода Младшего жуза, носили несколько групп из племени кыпшак Среднего жуза казахов и киргизского племени багыш ( узун-чекли ). Чекли также были в составе родов кипчаков Зеравшанской и Ферганской долин . У аргынов Среднего жуза имеется род чекли ( жогары-шекты и томенги-шекты ).

Алимулы наряду с байулы представляют собой одно из двух крупных родоплеменных групп в составе алшынов . Рядом авторов аргументирована точка зрения о тождестве алшынов и алчи- татар , живших в Монголии до XIII века . Согласно шежире, приводимому Ж. М. Сабитовым, все алшынские роды в составе алимулы и байулы происходят от из племени алшын, жившего в XIV веке во времена Золотоордынского хана Джанибека .

По легенде, у Алима ( алимулы сыновья Алима ) было шесть сыновей, одного из которых звали Чикли ( Чекты ). В свою очередь Чикли был отцом трёх сыновей: Жакаим ( каз. Жақайым ; имел 6 сыновей), Ориса ( каз. Өріс ; имел 8 сыновей) и Джан-Калыча ( каз. Жанқылыш ; имел 6 сыновей) . Согласно Николаю Аристову , род чекли произошёл от народа чик , который упоминается в древнетюркских памятниках . Тюрки совершили поход на чиков в 709 году . Они, вероятно, жили к югу от Саянского хребта . Чики были близкими родственниками карлуков . По свидетельствам авторов VIII—XIII веков, у карлуков Семиречья было подразделение чигиль (чик + иль — народ ). В городах провинции Ганьсу проживало племя чик, которое, вероятно, было ветвью карлуков . Самое позднее упоминание этнонима «чик» зафиксировано на памятнике хану Моюн-чуру, воздвигнутом в 758 году .

В первых сведениях о родовом составе Младшего жуза от 1748 года содержится и упоминание рода шекты. М. Тевкелев пишет: «Сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнее, исчисляется шесть родов, а имянно: чекли , каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал…» . Другое упоминание содержится в труде П. И. Рычкова , который пишет: «…роды же или аймаки знатнейшие в сей орде: алчинский, адаиский, машкарский, таминский, табынский, китейский, кара-китейский, чумекейский, чиклинский , джагалбайлинский» .

Иллюстрация: тамги рода шекты.

Тамговым знаком рода шекты является . Анализируя родовые знаки шектинских родов можно заметить, что первая из трёх основных тамг (см. соотв. иллюстрацию — тамги № 2, 10 и 12) очень близка к тамгам рода алаша Младшего жуза и одной из тамг найманского рода баганалы Среднего жуза . Вторая основная тамга (№ 12 на илл.) схожа с общенайманской тамгой, а её различные вариации схожи с тамгами родов чомекей и алтын Младшего жуза. Предположительно, это свидетельствует о том, что большая часть шектинцев — выходцы из племени найман. На такую возможность указывал Сарсен Аманжолов . Последняя из основных тамг похожа на тамгу рода каракесек, которые ведут свой род от каракесеков племени аргын Среднего жуза. Не исключено, что предки шектинского отделения ожрай происходили от аргынов .

Генетические данные

Судя по гаплогруппе C2 -M48, прямой предок алшынов по мужской линии происходит из Восточной Азии (близок калмыкам и найманам рода сарыжомарт), но не является близким нирун-монголам (субклад С2-starcluster) . Генетически племенам алимулы и байулы из народов Центральной Азии наиболее близки баяты , проживающие в аймаке Увс на северо-западе Монголии . Основной гаплогруппой для шекты является C-Y15552 (которая также является общеалшынской) .

Численность и расселение

В конце XIX — начале XX века племена алимулы, в том числе и шекты, составляли значительную часть Иргизского , Темирского и Казалинского уездов . Хотя средняя протяжённость маршрутов кочевания у казахов не превышала 50—100 км в течение года, у шектинцев она могла достигать 1—2,5 тыс. км . Общая численность родов алимулы составляла 300—350 тыс. человек, из них 60—80 тыс. были из рода шекты . Насчёт многочисленности шектинцев существует поговорка «Шекті көп пе, шегіртке көп пе?» — «Кого больше, шекты или саранчи?» .

Тургайская область

Актюбинский уезд

К концу XIX века значительная группа алимулинцев в Актюбинском уезде проживала в центральной части уезда, вдоль рек Шолаксай, Пшенсай, Табынсай и Джайляусай. Это были представители родов кете и шекты. Кроме того шектинцы были разбросаны по всем окраинам уезда — вдоль рек Орь , Илек и Урал и в верховье Кара- Хобды , где жили среди представителей других родов .

Иргизский уезд

Шектинцы Иргизского уезда проживали на территории юго-западных волостей — Куландинской и Ордакунганской. Большая часть представителей рода шекты проводила зимовку в камышах на побережье Аральского моря, на полуострове Куланды и прилегающих островах, а также в песках Большие Барсуки и в горах Чошкакуль. Незначительная часть зимовала на юго-восточных отрогах Мугоджар .

Тургайский уезд

Шектинцы составляли небольшую часть от населения Тургайского уезда, где в основном жили рода Среднего жуза аргын и кипчак. Они обитали на северной окраине озера Сарыкопа . Некоторое количество шектинцев жили на севере уезда, к западу от озера Сармоин. Зимовки рода шекты были разбросаны вдоль степных озёр .

История

Первое упоминание о роде шекты в русских источниках датируется серединой XVIII века .

На рубеже 1730—1740-х годов род шекты, кочевавший в основном в северо-восточном Приаралье , был основной социальной опорой хана Младшего жуза Абулхаира . В 1748 году при содействии султана Батыра султан Среднего жуза Барак убил Абулхаир-хана . Шектинцы не признали поддерживаемого царским правительством преемника Абулхаира Нуралы и провозгласили своим ханом султана Батыра Кайыпулы . Таким образом, Младший жуз распался на два ханства .

В XIX веке Есет Котибаров , управлявший одной частью рода шекты, и Джанходжа Нурмухамедов во главе другой части рода шекты ( кичкене шекты — малые шекты) стали предводителями национально-освободительного движения казахов в этом регионе.

В 1806 году шектинцы вместе с торткаринцами взяли город Кунград . В 1822 году шектинцы были вынуждены признать над собой власть хана Хивинского ханства Мухаммед-Рахима . Шектинцы Хивинского ханства кочевали на озере Дау-Кара, возле гор Шейх-Джели, в камышах на восточном побережье Аральского моря и на Сырдарье. Они ежегодно платили закят и управлялись хивинскими чиновниками из крепости Биш-Кала на Сырдарье. Жанкожа-батыр фактически ставший ханом присырдарьинских и приаральских родов, сумел нанести поражение хивинским войскам в результате большего сражения в 1830 году с участием нескольких тысяч воинов с обеих сторон. На какое-то время ему удалось отвратить набеги хивинцев. Осенью 1842 года Биш-Кала была захвачена казахами, а хивинский чиновник был убит .

Колонизация Российской империей Приаралья началась в 1845 году. Ранней весной 1848 года хивинцы сделали набег на роды шекты и торткара в низовьях Сырдарьи . Это было местью за допуск русских к Раиму и помощь в возведении крепости. Шектинцы были жестоко разграблены, набег повторился и следующей зимой. В два-три года они из сильного и богатого рода превратились в бедняков и перешли в разряд игинчей (земледельцев) .

Под властью Российской империи род шекты был разделён на множество волостей с целью не допустить их объединения против властей . Строительство русскими укреплений на своих землях шектинцы восприняли особенно отрицательно .

Но, несмотря на то, что шектинцам приходилось вести войну фактически на три фронта, они с оружием в руках дали отпор захватчикам. Несогласие Жанкожа-батыра с представителями царской администрации по ряду вопросов и нежелание подчиняться ставленнику императорского двора султану Арслану Джантюрину привело к полномасштабному восстанию 1856 года. Восстание присырдарьинских казахов под предводительством Жанкожи присоединилось к сопротивлению Кенесары Касымова .

Подразделения

Шектинцы делятся на восемь отделений :

По информации Мухамеджана Тынышпаева , шектинцы делятся на три подразделения: арыс, баубек и жакаим .

В культуре

В поэме « Айман — Шолпан » бай Маман из рода тама говорит Алибеку — жениху Айман:

Но знай: Котибар хоть куда,
Он в спорах был первым всегда,
Его принижать мы не будем,
Шектинцы — лихая орда .

Примечания

  1. , с. 104—105.
  2. Қорқытов Б. . — Өлке, 1992. — С. 122. — 127 с. 12 января 2023 года.
  3. Лезина И. Н., Суперанская А. В. . — РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — 1994. — С. 432.
  4. Шаниязов К. Ш. . — Фан, 1974. — С. 142. — 340 с.
  5. Хорезми М. , Агахи М. Р. . — Brill, 1988. — С. 857. — ISBN 9789004083141 . 19 мая 2021 года.
  6. Vámbéry Á. . — Elibron, 1885. — Т. 1. — С. 286. — 638 с.
  7. Исин А. , Ерофеева И., Грибанова Е. М., Алимгазинов К. Ш., Зулкашева А. С., Тевкелев А. И. . — Дайк-Пресс, 2007. — Т. 9. — С. 293.
  8. Сабитов Ж. М. // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. — 2015. — С. 383—393 . 14 июля 2019 года.
  9. Ушницкий В. В. // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — № 3 (20) . — С. 30—36 . 14 июля 2021 года.
  10. Сабитов Ж. М., Акчурин М. М. // Средневековые тюрко-татарские государства. — 2014. — Декабрь ( № 6 ). — С. 127—139 .
  11. Колкенов М., Жылкышев К. . — Өлке, 2001. — Т. 5. — С. 113.
  12. Гейбуллаев Г. А. . — Элм, 1986. — С. 168. — 190 с.
  13. Бартольд В. В. . — Рипол Классик, 2013. — С. 485. — 512 с. — ISBN 9785458530910 .
  14. , с. 51.
  15. , с. 114.
  16. Тевкелев М. Казахско-русские отношения в XVI—XVIII веках. — 1961. — С. 406.
  17. Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии 1762 г.. — Оренбург, 1887. — С. 99—100.
  18. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 51, 54, 78. — 148 с.
  19. Баймуханов Н., Баимбетов Г. // Вестник. Серия историческая. — 2018. — № 2 (89) . — С. 172 180 . 5 сентября 2019 года.
  20. Масанов Н. Е. . — Дайк Пресс, 2001. — С. 81—85. — 599 с.
  21. М. К. Козыбаев, Х. Аргынбаев, М. С. Муканов. / ред. Г. Е. Тайжанова. — Казахстан, 1995. — С. 18. — 350 с.
  22. Тасибеков К. . — Алма-Ата: kaspi bank, 2015. — Т. 1. — С. 262. — 270 с.
  23. , с. 210.
  24. , с. 214.
  25. , с. 218.
  26. Ерофеева И. . — Санат, 1999. — С. 232. — 334 с. — ISBN 9785709004085 .
  27. Нурмухамедов М. К. . — Фан, 1986. — С. 66. — 364 с.
  28. Камалов С. К. , Уббиниязов Ж. У., Кощанов А. К. . — Фан, 1988. — С. 30. — 106 с.
  29. Академия наук Казахской ССР. . — «Наука» Казахской ССР, 1969. — Т. 7. — С. 56.
  30. Шалекенов У. Х. . — Фан, 1966. — С. 36. — 334 с.
  31. Данилевскій Г. И. . — Тип. Министерства внутренних дѣл, 1851. — Т. 5. — С. 95. — 159 с.
  32. Толибеков С. Э. . — Наука, 1971. — 634 с.
  33. Кайназаров Е. К., Кайназарова А. Е. . — МВД РК, 1992. — С. 108. — 211 с.
  34. Шоинбаев Т. Ж. . — Казахстан, 1982. — С. 118. — 277 с.
  35. Ауэзов М. О. . — Художественная литература, 1975. — С. 274.

Литература

  • Востров В. В., Муканов М. С. . — Наука, 1968. — С. 104—105. — 256 с.
  • Кызласов Л. Р. . — Издательство МГУ, 1969. — 211 с.
Источник —

Same as Шекты