Шымыр
—
казахский
род, входящий в состав
Старшего жуза
, один из четырёх родов племени
Дулат
. Происхождение этнонима Шымыр связано с именем родоначальника, жившим примерно в 14 в. Сохранены в народе легенды и предания о Шымыр Ата. Шымыр Ата жил в районе нынешнего Ташкента. Мавзолейный комплекс «Шымыр Ата» находится в г.
Ташкент
, район Олмазор (бывший Сабир-Рахимовский), улица Фараби, общая площадь комплекса 4 га., внутри комплекса мечеть и мавзолей «Шымыр Ата».
Содержание
Родовой клич (уран)
Ураном Шымыров в 18 в. стал имя батыра «
Койгельды
», а до этого использовали уран «Шымыр» или общеуйсынский уран «Бахтияр».
Койгельды Сартулы
(1702—1795 гг.) — военачальник, предводитель Шымыров. Организатор отпора
джунгарским завоевателям
, воевал с ташкентскими ополчениями
Юнус-ходжи
. Самый видный батыр
дулатского
племени того самого бурного периода времени военных конфликтов когда казахские жузы и племена в обособленности друг от друга, раздробленно воевали против своих иноземных захватчиков, врагов. Потом после смерти, его имя стало родовым кличем всего Шымырского рода.
Родовая тамга и дополнительная информация по роду
По Гродекову родовая тамга шымыров «ятамга» или «айтамга».
от 20 июня 2015 на
Wayback Machine
есть нижеследующая информация о роде Шымыр:
«Получив все необходимые указания, К. Миллер вышел с торговым караваном в августе 1738 г. из
Орской крепости
и направился в юго-восточном направлении в город Ташкент. От Орска до Ташкента он прошел вместе со своими спутниками огромный путь расстоянием 1546 верст и, проложив за три месяца новый караванный маршрут через территорию Центрального и Юго-Восточного Казахстана, стал первым путешественником в Европе, которому удалось проникнуть в Среднюю Азию из России через Голодную степь Бетпак-Дала.
Однако вблизи Ташкента российских путешественников постигла крупная неудача. 2 ноября 1738 г. недалеко от г. Туркестана, возле урочища Балакампир, торговый караван был почти полностью разграблен группой казахов шымырского рода Старшего жуза. Все члены посольства, кроме Миллера, попали в плен. Сам же руководитель миссии, благодаря покровительству одного из доброжелательно настроенных к России старшин южных казахов Кунай-мурзы смог относительно благополучно добраться до Ташкента».
Расселение и численность шымыр
Численность Шымыров по Материалам Статистического Управления Киргизского Землеустройства в 1910 году составляло более 3000 человек, обоего пола. Шымыры были расселены по хребту
Каратау
, на территории нынешних
Туркестанской
и
Жамбылской областей
.
В окрестностях Каратау, на сегодняшний день проживают представители из рода Шымыр — Марсым — Конакбай — Толе. По рассказам старейшин этого рода, Толе при жизни вместе со своими многочисленными потомками кочевал в степях Абайского района Туркестанской области. После естественной смерти главы рода Толе, между потомками старшей жены (Байсеит) и младших жен (Бексеит) начался спор из-за наследства. Дети от старшей жены, именовались Ран-Толе, так как ставили свои юрты на сопках, возвышенностях. Дети от младших жен жили в низинах и оврагах, поэтому именовались Карален-Толе. В итоге после долгих споров Карален-толе от кочевали от своих земель в сторону гор Каратау, ближе к озеру Биликоль, где и живут по сей день. Во время становления Советской власти и раскулачивании высшего сословия, распря между двумя ветвями исчезла. Сейчас обе ветви именуют себя Толе.
Гаплогруппа
С3-starcluster
, выявленная у представителей дулатских родов, согласно Ж. М. Сабитову, отражает генетический вклад
нирун-монголов
, потомков
Бодончара
(предка дуглатов и других монгольских родов). При этом у собственно представителей рода шымыр выявлена гаплогруппа C3d
, которая, согласно В. Н. Харькову, маркирует демографическую экспансию монголоязычных популяций
Центральной Азии
.
Состав племенного союза Шымыров
Племя
Шынқожа
Темір
Бекболат
Роды
Қобыланды
Марсым
Бозқозы (Қозым)
Бозан (Алдаберген)
Тыңықсопы (Таңсопы)
Жиеш (Жиенбай)
Жиембет
Қарымбет
Шілмәмбет
Мырзабек (Тобыр ұста)
Род Шымыр
(Чимир)
делится на три крупных ветви: Бекболат, Шынкожа
(Чинходжа
, Шынболат
), Темир
(Темірболат)
.
Версии шежире
Одна из версий шежире выглядит следующим образом
:
1. Шымыр
— делится на Бекболат, Шынқожа, Темір
, Текес
.
Құли — младший сын Шілмәмбета, стал самостоятельным родом. Остальные сыновья Шілмәмбета остались вместе с отцом и стали называться Шілмәмбет (по сведениям Бауржана Момышұлы).
Примечание
: В статье на казахском языке про
, который родился в 1570 году в Ташкенте (согласно шежире от муллы Аккус Сатыбалдыулы 1806—1897), есть информация о том, что его беременная младшая жена по имени Айша — дочь киргизского бия Бейшенали, выжила после резни учиненной правителем Ташкента Турсынханом, спрятавшись под казаном. Тяжелораненный Досмұхамбет би (Дос би) перед смертью (1627 г.) для сохранения жизни будущего ребенка дал указание Айше возвращаться к своей родне и назвать ребенка Аликул. Айша выполнит наказ мужа и по пути родит сына в землях рода Шымыр. Новорожденного сына назовет Аликул (от него Бораншы, Данияр, Аксакда, Алыбай, Толыбай). Сейчас они входит в состав рода Шильмамбет — Шымыр.
Предположительно, вышеупомянутый Дос би это внук Сикыма (от одного из шести сыновей по имени Байсеит (Шуылдак)), упоминаемый в шежире Зайыра Садибекова и чье имя выбито на
мемориала Сикым баба. В пользу этого говорит тот факт, что Шильмамбет является внуком Шымыра, в свою очередь Сикым и Шымыр являются родными братьями. Значит события с Дос би происходили в период жизни Шильмамбета. Во-вторых они приходятся родственниками друг другу и именно поэтому Шильмамбет принял вдову Дос би с сыном к себе в семью.
Шежире по сведениям Тажиса Мынжасара:
1. Шымыр
делится на следующие ветви: Бекболат, Шынқожа (Шынболат), Темір (Темірболат)
.
Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные чинами Сыр-Дарьинского переселенческого района Т. 2. Вып. 2: Сыр-Дарьин. обл. Чимкент. уезд: табл. / Г. У. З. и З. Переселен. Управл. в Сыр-Дарьин. районе. — Ташкент: Типо-Лит. В. М. Ильина. — 1910. — 277 с.
.
.
Примечания
(рус.)
.
обращения: 30 августа 2019.
27 апреля 2019 года.
Востров В. В., Муканов М. С.
. — Алма-Ата: Наука, 1968. — С. 36. — 256 с.
29 июня 2020 года.
(неопр.)
. www.vostlit.info. Дата обращения: 30 августа 2019.
20 августа 2019 года.
Бартольд В. В.
Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 276. — 759 с.
Валиханов Ч. Ч.
Сочинения. — СПб., 1904. — С. 287.
Востров В. В., Муканов М. С.
. — Наука, 1968. — С. 46. — 256 с.
Сабитов Ж. М.
// The Russian Journal of Genetic Genealogy. — 2012. —
Т. 4
,
№ 1
. —
С. 94—98
. —
ISSN
.
30 июня 2019 года.
Харьков В. Н.
Структура и филогеография генофонда коренного населения Сибири по маркерам Y-хромосомы. Автореферат. — Томск, 2012. — С. 31. — 45 с.
↑
(рус.)
.
alashainasy.kz
. Дата обращения: 23 декабря 2020.
6 августа 2020 года.
↑
Востров В. В., Муканов М. С.
. — Алма-Ата: Наука, 1968. — С. 39. — 256 с.
29 июня 2020 года.
↑
Мынжасар Т.
Шежірем сыр шертсе
(казах.)
. — ЛитРес, 2015. — С. 270—271. — 275 с.
Шымыр. Family Tree & Family History at Geni.com.
Дәулетбай Есімбеков.
(казах.)
// atau.kz.
25 мая 2023 года.