Interested Article - Айле
- 2020-05-28
- 1
Айле́, аялы ( башк. әйле , тат. әйле, айлы ) — печенежское , или сибирско-татарское , или же финно-угорское племя, участвовавшее в этногенезе башкир , сибирских и ичкинских татар .
Этническая история
Р. Г. Кузеев в вопросе выяснения этнических корней айлинцев опирался главным образом на этнонимические и атрибутивные (тамги, ураны, онгоны) параллели с другими тюркскими народами, а также на данные шежере и исторические предания. Он отмечал, что этноним ай (айле) зафиксирован в формах: айнлы у узбеков Туркмении, алты-ата-айтамгалы у нуратинских туркмен, айы у туркмен-нохурли. У всех них родовой тамгой был полумесяц (ай). Кроме того, в родословных айлинцев одним из предков показан Туркмен. Все это позволило Р. Г. Кузееву сделать вывод, что их происхождение связано с огузами.
В VII—IX века предки айлинских родов входили в состав печенежско-огузско-кыпчакских племён сырдарьинских и приаральских степей.
Массовая миграция айлинцев на Урал относится к IX—XII вв.
В XVI—XVIII вв. значительная часть айлинцев расселилась в Зауралье и в Западном Башкортостане .
В середине XVIII века часть айлинских родов мигрировала на восток в приуйские и притобольские степи.
Р. Г. Кузеев название рода айле относил к ряду башкирско- конгратских этнонимических и топонимических параллелей . По версии киргизского учёного Т. А. Акерова, племя айле (аялы) имело тесные этногенетические связи с племенами конграт и салжигут .
Территория расселения
На территории расселения айлинцев ныне расположены Салаватский , Кигинский , Дуванский , Белокатайский , Нуримановский районы Башкортостана , Сосновский , Красноармейский , Кунашакский , Кусинский и Аргаяшский районы Челябинской области , Сафакулевский и Альменевский районы Курганской области .
Шежере
«Шежере рода айле» является памятником башкирской словесности. Составлено Таджетдином Ялчыгулом , который включил его в свой труд «Тарихнамә-и-болғар». Написано на старотатарском языке , в текст произведения были включены мифы, легенды и предания.
В данной шежере приведены некоторые сведения из жизни Кул Гали , раскрыта этимология названий башкирских племён кудей и кошсы . Часть произведения опубликована М. И. Уметбаевым в книге «Ядкар» (1897) .
Ялчыгулов в этом произведении приводит свою родословную, возводя её к полулегендарным личностям, включая Кул Гали, однако выделяя то, что тот выходец из Булгарии. Данная биографическая версия имеет противоречия и ещё в XIX в. подверглась критике татарским учёным Марджани из-за противоречивости, так как упомянутый в шеджере Кулгали жил во второй половине XIV века (согласно источнику, после разорения Булгара Тамерланом, который родился в 1336 году), а булгарский поэт — в начале XIII века .
Советский учёный, доктор исторических наук Миркасым Усманов , обосновав свои тезисы, подверг резкой критике это произведение. Сочинение Тажетдина Ялчыгула представляет собой «фантастическую шажару» не представляющую какую либо историческую ценность.
Шежере неоднократно переписывалось. Один из вариантов, дописанный в 1912 году Минлекулом Габдельнасыровым из д. Мердаш, был обнаружен в 1957 году в д. Якшимбетово и включён Р. Г. Кузеевым в сборник «Башкирские шежере» (1960). Данная рукопись хранится в Научном архиве УНЦ РАН .
Литература
- Янгужин Р. З. Башҡорт ҡәбиләләре тарихынан. Өфө, 1995;
- Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
- История башкирских родов. Айле, Тырнаклы, Тубаляс. Том 25. Часть 1 / С. И. Хамидуллин, Б. А. Азнабаев, И. Р. Саитбатталов, И. З. Султанмуратов, Р. Р. Шайхеев, Р. Р. Асылгужин, В. Г. Волков, А. А. Каримов, А. М. Зайнуллин. — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2017. — 752 с.: илл
Примечания
- Янгузин Р. З. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
- Томилов Н. А. // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2018. — 2 марта.
- Дата обращения: 17 декабря 2023. 22 ноября 2023 года.
- Дата обращения: 13 ноября 2023. 13 ноября 2023 года.
- Кузеев Р. Г. . — Москва: Наука. — С. 163. — 570 с. 23 июля 2020 года.
- Акеров Т. А. . обращения: 13 апреля 2020. 18 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 14 августа 2020. Архивировано из 2 октября 2020 года.
- Миркасым Усманов. Каурый каләм эзеннән. Археограф язмалары (Археографические записки). Казань: ТКН, 1994. С.65.
-
Что касается его сочинения, то, говоря кратко, перед нами невероятно фантастическая шаджара — генеалогия предков автора, от Адама до самого Таджетдина, где под видом исторических сведений собрано все, кроме достоверного. Например, самым древним, именно 85-м предком-родоначальником его, оказывается, был сам Адам. А 79, 75-м прадедами являлись пророки Идрис (Енох) и Нух (Ной). Далее, наравне с другими фантастичными именами (в действительности являющимися причудливыми наборами звуков, как-то: Карамуш, Тахлаис, Махлаиш, Амкаш и т. д.) в качестве своих непосредственных предков Таджетдин называет Владимира и Митрофана, Сократа и Нуширзана («справедливого») и многих других. Естественно, что когда башкирин своими предками называет евреев, русских, греков и персов, уже не приходится удивляться тому, что в числе его дедов оказались булгарские цари и турецкие султаны (Тауки, Айдар, Абдулла-хан, Илхам, Алим-бек, султаны Мурад, Селим и др.). В качестве одного из мудрейших предков назван и Кул-Али (по Умидбаеву — 19-й предок). Шаджара, естественно, кончается именем и деятельностью самого Таджетдина. Причем, каждое имя сопровождается комментариями, порою довольно развернутыми, в которых с поразительной «точностью» и безапелляционностью сообщается, кем был этот предок, где он жил, чем занимался, когда основал город Самарканд, сколько лет ханствовал и т. п. Словом, невероятная фантастичность генеалогии Т. Йалчигула и абсолютная негодность его сведений в источниковедческом плане весьма очевидны. В этом отношении Таджетдин опередил Муслими, поэтому подробно анализировать его «труд» нет необходимости.
— Усманов М. А. Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972. — С. 160
Ссылки
- 2020-05-28
- 1