Ми́нги
— средневековое племя, образованное вначале как военная единица (от древнетюркского
минг
— «тысяча»
), с XVI века упоминаемое на территории
Мавераннахра
как
узбекское
племя. В 1709—1876 гг. — правящая узбекская династия в
Кокандском ханстве
.
Самое раннее упоминание о мингах в Мавераннахре относится к XV веку. По вопросу их происхождения существуют различные версии.
По преданиям, история узбеков-мингов была связана с такими племенами как
кырк
и
юзы
, что может свидетельствовать о тюркской основе их происхождения. Исследователь
Ч. Валиханов
зафиксировал предания о 96 узбекских племенах, в число которых входили: минги,
юзы
и
кырки
. По его мнению, они являлись потомками древних
тюрков
.
Содержание
Версии происхождения
Академик В. Бартольд считал их узбекским племенем.
В одних источниках, по данным казахских ученых, кокандские минги возводили свою мифологическую родословную к Бартан-баатуру, деду
Чингисхана
. Минги — правители Кокандского ханства — своё происхождение связывали с
Захириддином Бабуром
, через него — с
Тимуром
и династией
Тимуридов
.
В других источниках узбекская правящая династия минг возводила свое происхождение к пророку Мухаммаду.
В тимуридскую эпоху отдельные группы узбеков-мингов жили в Мавераннахре. В начале XVI века некоторые группы мингов входили в состав войска
Шейбани-хана
при походе из Дашти-Кипчака на
Мавераннахр
. Многочисленные письменные источники указывают на большую численность узбеков-мингов в XVI в. в Ферганской и Зеравшанской долинах,
Джизаке
,
Ура-Тюбе
. Беки Ура-Тюбе и
Ургутa
были из рода мингов. В бассейне
Зеравшана
узбеки-минги были также многочисленны.
Во второй половине XVI в. часть их откочевала отсюда в сторону
Балха
, а оставшиеся заняли юго-восточные районы оазиса, предгорные районы Зеравшанского хребта и верхнего течения Казанарыка.
В царствование
Абдулла-хана II
, во второй половине XVI столетия, часть мингов и притом родовитых и богатых, вследствие притеснений со стороны правительства, оставила берега
Зерафшана
и перекочевала на Аму-Дарью, к стороне Балха. В это же царствование оставшиеся в Заравшанском бассейне минги, по преимуществу бедные, заняли
Ургутский
туман.
В XVIII в.
узбекский
род мингов
стал правящей династией в
Кокандском ханстве
. К этому времени узбеки-минги в большинстве осели и потому опирались на оседлых (прежде всего городских) жителей, чья поддержка имела большое значение для устойчивости их власти.
В 1745 г. минги, юзы, кипчаки объединились в борьбе против войск калмыцких военачальников Септена и Хотола
Описание
Племя минг входит в списки 92
узбекских
племён на первом месте, наряду с племенами йуз, кырк и джалаир
.
Узбеки-минги жили в юго-восточной части Заравшанского округа и в аму-дарьинском бассейне около
Гиссара
,
Байсуна
; Ширабада, Дейнау, Балха, в Кундузских владениях и в Хивинском ханстве.
По переписи
1920 года
минги были второй по численности родо-племенной группой узбеков в Самаркандском уезде и насчитывали около 38 тысяч человек.
Узбеки-минги Зеравшанской долины делились на 3 больших рода, которые, в свою очередь, делились на более мелкие рода: 1. тугали (ахмат, чагир, туйи намоз, окшик и др.), 2. боглон (чибли, кора, мирза и др.), 3. увок тамгали (алгол, чаут, жайли, урамас, тукнамоз, киюхужа, ярат). Род тугалы был бекским.
Шахрух-бий
II Медведь, сын Ашур-Кул Шахмаст-бия, бий племени Минг, аталык государства Аштарханидов, бий города Ферганы (1704—1710), суверенный бек Ферганы (1710—1721)
Абдурахим-бий
, сын Шахрух-бия II, бий племени Минг и бек Ферганы (1721—1739). В 1721—1732 гг. правил Ферганой из кишлака Дехкан-Туда, в 1732 г. построил г. Коканд, который стал столицей.
Абдукарим-бий
, сын Шахрух-бия II, бий племени Минг и бек Коканда (1739—1751 (1765)), правил в Коканде.
, сын Шахрух-бия II, бий племени Минг и бек Коканда (1739—1748), правил в Маргелане.
, сын Шады-бия, бий племени Минг и бек Коканда (1748—1778), правил в Маргелане (1-й раз)
, сын Абд ар-Рахим-бия, бий племени Минг и бек Коканда (1751—1752)
Ирдана-бий
, сын Абд ар-Рахим-бия, бий племени Минг и бек Коканда (1752—1769 (1765—1778)), правил в Коканде.
, сын Шады-бия, бий племени Минг и бек Коканда (1769—1770 (1778)), правил в Коканде 3 месяца. (2-й раз).
Нарбута-бий
, сын Абд ар-Рахмана внук Абд ар-Керим-бия, бий племени Минг и бек Коканда (1770—1798 (1778—1807))
Алим-хан
, сын Нарбута-бия, 1-й хан Коканда (1798—1809 (1807—1816)).
Насир ад-дин-хан, сын Сайид Мухаммед Худояр-хана, хан Коканда (22.07.1875—09.10.1875) (1-й раз)
Насир ад-дин-хан, сын Сайид Мухаммед Худояр-хана, хан Коканда (28.01.1876—19.02.1876) (2-й раз)
Примечания
Этимологический словарь тюркских языков. М.: Восточная литература, 2003, с.72-73
Ходжа Самандар Термези. Дастур ал-мулук (Назидание государям). Пер. с перс., предисл., примеч. и указ. М. А. Салахетдиновой. М.: Наука,1971. С.84,85,88
Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. Спб., 1843. С.58-64
Султанов Т. И. Опыт анализа традиционных списков 92 «племен илатийа» // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М., 1977
Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв. М., 1982
Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976
↑
Гребенкин А. Д., Узбеки. // Русский Туркестан. Вып.2. Спб.,1872, с.73
Борнс А. Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лагора с подарками великобританского короля и отчет о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию высшего правительства Индии в 1831, 1832, 1833 гг. лейтенантом А. Борнсом. ч.3. кн.1-2. М., 1849. С.367-368
Абдуррахман-и Тали. История Абулфейз-хана. Пер. с тадж. А. А. Семенова. Т.: Изд. АН УзССР. 1959. С.13-80
Schuyler Eugene. Turkistan. Notes of a journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara, and Kuldgja. Vol.1. New York: Scribner, Armstrong & CO, 1876, с.106-107
Мир Мухаммед Амин-и Бухари. Убайдулла наме. Пер. с тадж. с примеч. А. А. Семенова. Т., 1957, с.36-37
Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Т.V. М.: Наука, 1968.С.142,176,184,187
. — Алма-Ата: Наука, 1991. — С. 27.
4 сентября 2021 года.
Турсунов Б. Р., Икромов Н. А.
// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. — 2017. —
№ 3 (52)
. —
С. 31—36
. —
ISSN
.
1 сентября 2019 года.
Осмонов О. Д.
. — Бишкек: Бийиктик, 2004. — С. 104. — 306 с.
Бабаджанов Б. М., Кокандское ханство: власть, политика, религия. Токио-Ташкент, 2010. с.20
Очир А.
Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 116. — 286 с. —
ISBN 978-5-903833-93-1
.
/ А. И. Тузбеков. — Уфа: ИЭИ, 2009. — С. 165. — 326 с.
Грум-Гржимайло Г. Е.
. — Directmedia, 2013-03-13. — С. 534, 711. — 907 с. —
ISBN 9785446048205
.
7 апреля 2022 года.
Анке фон Кюгельген, Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII—XIX вв.). Алматы: Дайк-пресс, 2004, с.70
Бабаджанов Б. Кокандское ханство. Токио-Ташкент, 2010, с.198
Бабаджанов Б. Кокандское ханство. Токио-Ташкент, 2010, с.108
Султанов Т. И. Опыт анализа традиционных списков 92 «племен илатийа» // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М., 1977, с. 173
Материалы Всероссийских сельскохозяйственных переписей 1917 г. и 1920 г. Вып.1, Поволостные итоги Самаркандской области. Т., 1924, с.47
Хашимбеков Х. Узбеки северного Афганистана. М., 1994, с.15.
Литература
Кармышева Б. Х.
Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. —
М.
, 1976.
Маликов А. М.
Узбеки группы минг // Эхо истории. № 4. 2007. — С. 25—27.