Согласно распространённой версии, этноним табын восходит к
монгольскому
числительному пять. По мнению А. С. Сальманова, этноним табын восходит к имени древнего племени
татаб
.
Родовой состав
Родоплеменная группа, которая в источниках XVIII в. объединяется под общим названием
табынской
, в составе
башкир
самая крупная по численности и наиболее сложная по составу. В табынском объединении шесть племен — табын,
кувакан
,
сырзы
,
бишул
,
бадрак
и
кумрук
.
Самым крупным в составе табынских башкир является племя табын. Из девяти табынских родов четыре — кара-табын,
барын
,
теляу
и
кубаляк
— находятся в
Зауралье
(восточнотабынские роды); остальные пять —
кесе
, юмран, кальсер,
дуван
и сарт — в центральной
Башкирии
(западнотабынские роды)
. Р. Г. Кузеев в числе западнотабынских родов также упоминает родовое подразделение курпеч
.
Наиболее крупным среди восточнотабынских родов был род кара-табын. Царская жалованная грамота на все табынские земли была выдана кара-табынскому роду
. Среди западнотабынских родов наиболее крупными были кесе, юмран, кальсер
.
Табыны включаются исследователями в число родоплеменных групп, связанных в прошлом с
монголами
. Этническая связь табынов с монголами, как отметил Н. В. Бикбулатов, прослеживается по целому ряду различных источников
. По устным преданиям, табыны — потомки военачальника
Чингисхана
Майкы-бия
.
По одной из версий, табыны являются потомками монголоязычных
татабов
. При описании характеристики татабов, сопоставляемых с табынцами, встречается сакральное число «пять»: «ставку та-табов (хи) окружало 500 вооружённых человек, войско разделено было на пять частей». Как отмечает А. С. Сальманов, только монгольское происхождение табынцев, восходящее к их предкам — татабам, подобно тому, как восходят
башкирские
катайцы
к
киданям
, может объяснять этническую близость табынцев и катайцев. Как известно, татабы и кидани были близки по быту и культуре и говорили на диалектах монгольского языка
.
Примечания
↑
Сальманов А. З.
Башкирское племенное объединение табын: вопросы формирования / А. В. Псянчин. — Уфа, 2017. — С. 32—33. — 290 с.
Кузеев Р. Г.
Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 234. — 560 с. —
ISBN 978-5-94423-212-0
.
Кузеев Р. Г.
Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 235. — 560 с. —
ISBN 978-5-94423-212-0
.
↑
Кузеев Р. Г.
Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 237. — 560 с. —
ISBN 978-5-94423-212-0
.
Кузеев Р. Г.
Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 236. — 560 с. —
ISBN 978-5-94423-212-0
.
Кузеев Р. Г.
Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.
Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В.
. — Академия Наук СССР, Башкирский филиал, Ин-т истории, языка и лит-ры, 1980. — С. 14. — 133 с.
30 июня 2020 года.
Бикбулатов Н. В.
. — Москва: Наука, 1981. — С. 55, 78. — 121 с.
30 июня 2020 года.
Кузеев Р. Г.
Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — 560 с. —
ISBN 978-5-94423-212-0
.
Кузеев Р. Г.
Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 242—243. — 560 с. —
ISBN 978-5-94423-212-0
.