Interested Article - Ун

Ун (другие названия — унлар, су-ун, суннарсы ; башк. ун, унлар, һыу-ун, һунарсы ) — племя в составе северных башкир .

Родовой состав

  • Су-ун
  • Ун
  • Кыр-ун (родовые подразделения: булэк, нурай, сайрак )
  • Байкы (родовые подразделения: якуп, акбуляк, алый, арыкбай, балтай, гумер, кулмурза, мансур, муслим, мэнди, суманай, шамекэй).

Этноним

Су-ун переводится как «речные уны», а кыр-ун — «степные уны». Народная этимология термина «хунарсы» — значит « охотник ».

Суун — также название одного из рода башкирских кыпсаков .

По мнению С. И. Хамидуллина, этноним «унлар» является тюркской калькой монгольского унгут ( онгут ) .

Анализ Y-DNA

Часть протестированных башкир из ун (су-ун)- являются представителями гаплогруппы R1a , субклад R1a-Z2123 .

Этническая история

Представители рода Уин у хона считались потомками Сиявуша . Согласно Авесте , хона были самыми восточными обитателями врагов авестийской маргиано-бактрийской цивилизации.

Дионисий Перигет около 150 года первым сообщил про народ уны, что это скифское племя, обитающее между Кавказом и Каспийским морем .

У башкир племени ун прослеживается их этническая связь с племенами усуней и вархонитов (речных хионитов) [ источник не указан 194 дня ] .

Как полагают исследователи, этнически племя ун восходит к тюркским племенам Алтая и Центральной Азии. На формирование уннарцев оказало влияние их пребывание в среде тюрко-печенежских племён Приаралья и булгаро-угорских племён Приазовья.

По версиям других авторов, унларцы являются потомками азиатских гуннов . Авторы этой гипотезы считают, что унларцы восходят своим происхождением к онгутам , к прямым потомкам народа хунну . По мнению С. И. Хамидуллина, то, что название башкирского рода унлар соответствует этнониму унгут (онгут), не подлежит сомнению . Онгутское происхождение племени унлар поддерживает ряд других исследователей . Рашид ад-Дин включал онгутов в число народов, известных под именем монголов . По данным монгольского летописца Санан-Сэцэна, унгуты во времена Чингисхана были в составе су-монголов ( татар ) . Как пишет А. Очир, онгуты сложились в результате смешения шато с монгольскими племенами .

История расселения

Унларцы до передвижения на север расселялось в долине реки Белой . Здесь уннарцы были соседями западно-табынской группы племён в центральном Башкортостане , и это соседство окончательно было нарушено лишь с постройкой города Уфы в XVI веке . Часть племени осталась в бельской долине, где и сейчас имеются топонимы, включающие элемент «ун» (деревня и др.) .

В середине XVI века переселись на север Башкортостана, где были расселены в долине река Быстрый Танып , а часть — на правобережье реки Уфа при впадении в неё реки Юрюзань . К XVIII веку унларцы были соседями таких башкирских племён как ельдяк , мин , мурзалар , танып .

После присоединения Башкортостана к Русскому государству, вотчинные земли племени ун составляли Кыр-Унларскую, Су-Унларскую волости Осинской дороги и Сибирской дороги . В конце XVIII—XIX вв. территория расселения племени ун входила в Бирский уезд , а в период кантонной системы управления — в 10‑й башкирский кантон.

На территории расселения племени ун ныне расположены Караидельский , Аскинский , Балтачевский , Бураевский и Мишкинский районы Башкортостана . Представители племени проживают в аулах Якуп, Халил, Янсеит, Акбуляк, Юлдаш, Туюш, Тегермен, Откустино, Абдулла Караидельского, в ауле Упканкуль Аскинского, в аулах Кашкалево, Старо- и Ново-Кизганово, Даутларово, Карагушево и Бакалы Бураевского районов. Башкиры-унларцы проживают и в других селах указанных районов, возникших в новейшее время, а потому установить племенную принадлежность их жителей не представляется возможным.

Литература

  • Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.
  • . — Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2014. — Т. 4. — 288 с. — ISBN 978-5-85051-619-2 .
  • Янгузин Р. З. Ун. // Башкортостан: краткая энциклопедия. — Уфа: Научное издательство « Башкирская энциклопедия », 1996.— 672 с. — С.586.

Примечания

  1. История башкирских родов. Катай. — Уфа: Китап, 2017. — С. 83. — 692 с.
  2. National clans project of FTDNA.
  3. Дата обращения: 10 мая 2012. 11 января 2012 года.
  4. . Дата обращения: 3 октября 2017. 30 июня 2016 года.
  5. Хамидуллин С. И. // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С. Н. Шитовой. — Уфа: Гилем, 2006. — С. 74—78 . 7 октября 2019 года.
  6. Хамидуллин С. И. . realnoevremya.ru. Дата обращения: 7 октября 2019. 20 июля 2020 года.
  7. Безертинов Р. Н. Геополитика и правители татаро-монгольских империй. — Казань: Слово, 2013. — С. 45. — 304 с.
  8. . www.vostlit.info. Дата обращения: 5 февраля 2019. 20 августа 2019 года.
  9. . — Калмыцкий гос. университет, 2007. — С. 52. — 177 с. 4 октября 2020 года.
  10. Очир А. / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 133-135. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 . 7 июля 2021 года.
  11. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.

Ссылки

Источник —

Same as Ун