Холокост в Италии
- 1 year ago
- 0
- 0
Холоко́ст в Ла́твии ( латыш. Holokausts Latvijā ) — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и местными коллаборационистами еврейского населения во время оккупации Латвии Германией (1941—1945 годы), часть общей политики нацистов и их союзников по уничтожению евреев .
Всего в Латвии погибло около 70 тысяч латвийских евреев и 20 тысяч евреев, привезённых из других стран . Историки считают, что Холокост пережили от 300 до 1000 латвийских евреев, помимо тех, кто находился в Советской армии или в эвакуации в других регионах СССР . Из живших до войны в Латвии евреев было убито 89,5 % .
Согласно предвоенной переписи населения, в 1935 году в Латвии проживало 93 479 евреев, в том числе 43 672 — в Риге . Существовали еврейские партии, культурные, религиозные, медицинские, образовательные и другие национальные организации. Выпускались печатные издания на языках идиш и иврит , евреи избирались в латвийский парламент — Сейм . Членом правительства Латвийской Республики был известный еврейский общественный деятель и учёный-правовед Пауль Минц .
Однако после государственного переворота , совершенного 15 мая 1934 года культурная автономия национальных меньшинств в Латвии была существенно ограничена, были ликвидированы школьный департамент и школьные управы для национальных меньшинств под эгидой . Государство принудительно закрывало школы нацменьшинств и переводило обучение на латышский.
Была введена цензура, закрыты 54 газеты и 18 журналов, в том числе на языках нацменьшинств, общественные организации, самоуправления перешли на латышский язык в общении с жителями . Были национализированы и переданы в ведение ряд немецких и еврейских банков, льняная мануфактура в Елгаве, текстильная фабрика Buffalo в Риге. Из рук евреев были отняты и переданы государству торговля горючим и мукой. Для импорта товаров были введены лицензии, которые выдавались в первую очередь латышским торговцам, а евреи могли приобрести их только через вторые или третьи руки по завышенной цене. Еврейские врачи потеряли места в здравоохранении. Президент Улманис недолюбливал интеллигенцию, считая себя простым крестьянином, однако он не предпринимал мер против антисемитизма в этой среде, зато прямо поддерживал рост националистических настроений среди молодёжи на селе
В 1940 году после включения Латвии в состав СССР еврейские организации не были воссозданы. Советские власти негативно относились к языку иврит и любым проявлениям религиозных традиций. Евреи понесли также существенные экономические потери — частные предприятия были национализированы .
14 июня 1941 года власти осуществили масштабные репрессии , выслав в отдалённые районы СССР в основном в так называемые исправительно-трудовые лагеря и на «спецпоселение» по разным данным от 14 428 до 14 476 человек, в том числе было около 12-13 % евреев. На 1771 репрессированного еврея имеются персональные архивные документы. Высланы были члены сионистских и других некоммунистических организаций, религиозные деятели и предприниматели. Около половины заключенных в лагерях умерли от голода, болезней и непосильных работ. Выжившие были спасены от последующего уничтожения немецкими оккупантами и их пособниками . Иногда в источниках встречается ошибочная оценочная цифра в 5000 депортированных евреев, однако и без преувеличений, по достоверным архивным данным, евреи были относительно наиболее пострадавшей от депортаций этнической группой, учитывая, что их доля в населении Латвии была всего от 1,93 до 4,8 % .
В канун и перед началом Второй мировой войны в Латвии стали появляться еврейские беженцы из Германии и Австрии, которые через латвийские порты следовали в США и другие страны. Была информация о Хрустальной ночи в Германии. Однако информация и свидетельства этих людей не воспринимались всерьёз. Некоторые вспоминали, что пережили германскую оккупацию во время Первой мировой войны и переживут ещё одну. Известный хирург Владимир Минц , вернувшийся в Латвию из Советской России в 1920 году, возмущался: «Советы отняли у меня дом и машину, чего я могу ждать от них, если эвакуируюсь в СССР?» Схожую точку зрения выражал директор «Еврейского банка» в Елгаве Якобсон, который на рыночной площади призывал беженцев, устремившихся на конных повозках в сторону российской границы, одуматься и остаться дома. Латыши расстреляли его одним из первых .
На момент нападения Германии на СССР в Латвии проживало свыше 90 тысяч евреев . После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года и отступления Красной армии тысячи еврейских беженцев устремились на восток. Однако около 5 тысяч из них погибли в ходе военных действий и около 15-16 тысяч сумели добраться до неоккупированных территорий СССР. Остальные евреи Латвии остались под немецкой оккупацией и почти все погибли : из 80 тысяч человек уцелело около тысячи .
Организованно эвакуировались лишь небольшая часть евреев, поскольку транспорт предоставлялся только для выезда коммунистического, комсомольского и государственного руководства. Остальные уходили стихийно, своими силами. Существует ряд свидетельств, что советские пограничники блокировали беженцев из Латвии на старой советско-латвийской границе до 3 июля, поскольку после присоединения Латвии к СССР граница между ними продолжала существовать .
Рига была оккупирована 1 июля, а вся территория Латвии — к 8 июля 1941 года . На территории Латвии оккупационные власти создали генеральный комиссариат «Латвия» в составе рейхскомиссариата « Остланд ». Штаб-квартира главы «Остланда» Генриха Лозе находилась в Риге. Генеральный комиссариат возглавил Отто-Генрих Дрехслер . Комиссариат разделялся на 6 округов во главе с гебитскомиссарами . Главой полиции безопасности и СД генерального комиссариата «Латвия» в августе 1941 года был назначен оберфюрер СС С осени 1941 года массовыми акциями уничтожения в регионе в целом и в Латвии, в частности, руководил оберфюрер СС и обергруппенфюрер полиции СС Фридрих Еккельн . Назначая Еккельна на работу в рейхскомиссариат «Остланд», Гиммлер отдал единственное прямое указание — уничтожить евреев в рижском гетто .
Хотя письмо Геринга Гейдриху о том, что необходимо «предпринять все организационные, практические и материальные меры для окончательного решения еврейского вопроса в германской зоне влияния в Европе» было датировано 31 июля 1941 года, айнзацгруппы для ликвидации еврейского населения и коммунистов стали создаваться уже в середине июня и даже ранее, ещё до нападения Германии на СССР . Уничтожение евреев в Прибалтике было возложено на Айнзатцгруппу А под командованием генерал-майора полиции и бригадефюрера СС Вальтера Шталекера . Айнзатцкоманда 2 действовала на территории Латвии, а её подразделения базировались в Лиепае, Риге, Шауляе. В конце 1941 года команда была реорганизована и разделена на территориальные команды полиции безопасности и СД генерального округа «Латвия» .
Для осуществления ряда задач, включая уничтожение евреев, оккупанты создали полицейские и военные формирования из местных жителей, в частности вспомогательную полицию , полицейские батальоны и Латышский добровольческий легион СС . Все они подчинялись немецкой полиции безопасности и СД. Помимо этих официальных структур под контролем немецких спецслужб летом 1941 года действовали так называемые группы «самообороны» ( латыш. Pašaizsardzības spēki ), которые обычно возглавляли либо бывшие офицеры латвийской армии, либо руководители закрытой в июне 1940 года военизированной организации айзсаргов . В рамках генерального комиссариата было создано также марионеточное Латвийское самоуправление во главе с Оскарсом Данкерсом .
Убийства латвийских евреев начались сразу после вступления на территорию Латвии немецкой армии : уже 23 июня в городке Гробиня членами подразделения (EK 1a) айнзатцгруппы A были убиты 6 евреев . Уничтожение еврейского населения продолжалось весь 1941 год и к началу 1942 года большинство латвийских евреев были убиты. В расстрелах также принимали активное участие латышские коллаборационисты.
Погромы, избиения и издевательства над евреями начались 1 июля, когда немецкая армия вступила в Ригу. Латышская пресса, особенно газета Tēvija , которая начала выходить в Риге в июле распространяла антисемитские настроения. По словам спасшегося из Рижского гетто Бернхарда Пресса «интеллектуальная элита, как и большинство латышского народа, полностью увлеклась уничтожением евреев и не только подгоняла кровопролитие, но и участвовала в нём» .
Массовые убийства начались с погрома в Риге 4 июля 1941 года, когда коллаборационистами было уничтожено 20 синагог и убито, сожжено заживо около 2 тысяч евреев . Бывший министр иностранных дел Латвии (1885—1962) фиксирует в своём дневнике за 3 июля: «В ночь со 2 на 3 июля произошли аресты жидов. 3 июля арестованных заставили работать» .
В первые дни оккупации в Риге проводились так называемые «ночные акции», когда группы вооружённых людей врывались в еврейские квартиры, грабили, уводили мужчин, которых чаще всего расстреливали в Бикерниекском лесу .
До 11 июля коллаборационисты из так называемой « » и просоединившиеся к ним убили около 7 тысяч евреев. 8 июля, когда вермахт оккупировал всю территорию Латвии, «самодеятельность» латышских вооружённых отрядов была прекращена, в дальнейшем они были расформированы, а желающие вступили во «вспомогательную полицию» ( шуцманшафт ) под контролем и руководством немецких властей . 12 июля Людвиг Сея отмечал в дневнике: «Уничтожение жидов происходит в больших количествах. Прошлой ночью расстреляно примерно 1000 жидов… Уничтожение жидов доверено „ Перконкрустсу “. Латышский народ жидов не жалеет. Если бы не было немецких действий, думается, жиды бы легко отделались, потому что наши люди мягкосердечны» .
С середины июля началось истребление евреев в провинции . Шталекер составил отчёт, в котором указал число евреев, убитых айнзатцгруппой с конца июня по 15 октября. В частности, в отчёте было указано, что местные коллаборационисты оказывают большую помощь в уничтожении евреев. В приложении № 8 к отчёту были приведены цифры, согласно которым за указанный период в Риге и её окрестностях, Елгаве , Лиепае , Валмиере и Даугавпилсе казнено 30 025 евреев, ещё 5500 уничтожено в ходе погромов. Эти данные выживший узник Рижского гетто Бернхард Пресс считает заниженными, а генерал Еккельн на суде в 1946 году показал, что точные данные о количестве убитых установить невозможно, так как помимо латвийских евреев, уничтожению были подвержены и беженцы из Литвы. «Много евреев было уничтожено ещё до того, как мы, немцы, переняли власть», — сообщил генерал .
Массовые расстрелы рижских евреев производились в июле-сентябре в Бикерниеках , 30 ноября и 8 декабря — в Румбуле . До конца 1941 года было убито около 62 тысяч евреев Латвии .
Бывший член « Перконкруста » Мартиньш Вагуланс из Елгавы сформировал сеть «латышских СД» с отделениями в Елгавском районе, в Бауске, Тукумсе, Екабпилсе. В его формирование входили бывшие айзсарги и полицейские. К концу июля 100 человек под его руководством убили 300 евреев, из них 100 в Елгаве. В начале августа команда Вагуланса расстреляла 1550 евреев Елгавы, после чего, в отличие от команды Арайса , подразделение было расформировано, а его члены были включены во вспомогательные полицейские формирования «Шуцманшафт» .
13 августа 1941 года немецкие власти выпустили так называемые «Временные правила по обращению с евреями». В них описывались меры отношению к евреям, среди которых выделяли чистокровных евреев и их потомков до четвёртой доли крови, а также лиц, принявших иудаизм или состоявших в официальном либо неофициальном браке с евреями. Согласно Правилам, евреи были обязаны носить на одежде шестиконечную жёлтую звезду , им запрещалось хождение по тротуарам, пользование любым транспортом, посещение общественных мест, спортивных и культурных мероприятий, ритуальный убой скота, хранение радиоприёмников и пишущих машинок .
26 июля было создано гетто в Даугавпилсе . 23 августа по приказу Генриха Лозе было создано Рижское гетто . К 25 октября, когда было закончено принудительное перемещение евреев Риги в пределы гетто, и ворота закрылись, в гетто находились 29602 человека. Первоначально было огорожено колючей проволокой, затем — шестиметровым забором. Юденрат возглавлял адвокат М. Эльяшев. 26 ноября территория была разделена на две части, в одной из которых содержали трудоспособных жителей, владеющих рабочими специальностями, без членов семей. Гетто было создано также в .
К октябрю 1941 года в Латвии уцелело 40 тысяч евреев, которые в основном находились в трёх гетто: рижском, даугавпилсском и лиепайском .
По приказу Фридриха Еккельна 30 ноября и 8 декабря 1941 года было уничтожено 24—25 тысяч узников рижского гетто. Непосредственно расстрелами занималось всего 12 человек, привезённых Еккельном из Украины . 15 и 16 декабря уничтожил узников — 2749 евреев .
В конце 1941 начале 1942 года в Латвию было депортировано около 20 тысяч евреев из Германии, Австрии, Чехии и других европейских стран. Большинство из них попало в Рижское гетто. Все они были уничтожены нацистами . Некоторые источники полагают, что иностранных евреев было значительно больше — до 50 тысяч .
Всего в Латвии (по данным Чрезвычайной комиссии по расследованию нацистских преступлений) количество жертв в обследованных местах захоронений оценивается в 300 тысяч человек. В том числе :
Важную роль в политике и практике нацистов сыграла антисемитская пропаганда. Сразу же после начала оккупации по личному указанию Йозефа Геббельса в Латвию прибыла группа специалистов по пропаганде. Она называлась Riga-Gruppe и занялась организацией Совета газетных издателей для цензуры всех гражданских изданий. Нацисты привлекли к участию в пропагандистской кампании ряд профессиональных журналистов и публицистов-любителей .
Первые шаги в пропаганде антисемитизма начались уже в предрассветные часы 22 июня 1941 года, когда радиостанция в Кёнигсберге начала передачи на латышском языке, хотя они и прямо не призывали к убийствам евреев .
Уже после оккупации большие усилия прилагались, чтобы гибель жертв коммунистов приписать евреям. С этой целью евреев заставляли раскапывать захоронения, таким образом связывая их с убийствами. В первые недели оккупации главными новостями в нацистских изданиях были фотографии, которые запечатлели победоносную немецкую армию и полусгнившие трупы с мест эксгумации .
Антиеврейские настроения нагнетались, когда о евреях отзывались, как o чекистах, и связывали их с коммунизмом . Доминирующей фразой в нацистской прессе Латвии являлось слово «жидобольшевизм» ( латыш. žīdiskais boļševisms ) . С целью вызвать гнев населения к евреям, траурные объявления о жертвах советских репрессий сопровождались упоминаниями, что в их гибели виновны евреи. Использовались фразы наподобие (см. изображение) «..убит жидами и коммунистами».. , «..в чека от рук убийц —жидов умер..» . Тем не менее, число когда-либо названных конкретных фамилий евреев из аппарата НКВД (Латвийской ССР), не превышало шести, включая А. Новикса , латыша из Резекне .
Современные латышские историки считают, что сотрудничество жителей Латвии с немецкой оккупационной властью в большой степени было вызвано предшествующей советской оккупацией и надеждой на воссоздание независимой Латвии. При этом особое внимание историки уделяют периоду от момента отхода частей Красной Армии до момента оккупации немецкими войсками . Российский историк Хелена Сорочинская-Дупате отмечает, что нацистская пропаганда в Латвии началась в конце 1920-х годов. В укреплении этих идей отличились члены студенческих корпораций и молодое офицерство .
В частности, такой пропагандой занимался лидер Латвийской национал-социалистической партии адвокат , издававший антисемитскую и антикоммунистическую газету «Национал-социалист», символом которой был голубой орёл со свастикой, а девизами — «Латыши всех классов, объединяйтесь!», «Суверенную власть государства — латышскому народу!». Эта газета регулярно переводила с немецкого национал-социалистическую литературу аналогичного содержания .
Свидетельница Холокоста в Латвии рассказывает, что уже 1 июля латышские националисты призывали сограждан начать борьбу против «внутреннего врага» — коммунистов и евреев . 2 июля Виктор Арайс начал создание своей зондеркоманды, куда принимались только местные и только добровольцы.
3 июля 1941 года команда Арайса получила приказ арестовать всех трудоспособных евреев-мужчин, которые были помещены в Рижскую центральную тюрьму, куда таким образом было свезено 6000 человек. Жён, которые пытались выяснить судьбу своих мужей, арестовывали. Женщины-латышки стали ходить по еврейским квартирам и предлагать помощь в том, чтобы связаться с заключёнными, передать им вещи, еду и деньги. Это оказалось чистым вымогательством, так как никакие контакты с заключёнными были невозможны.
В первые 3-4 недели оккупации немцы разрешили латышам действовать против евреев по своему усмотрению. Они отнимали имущество и ценности, выкидывали людей из квартир, занимая их вместе с обстановкой. Были сожжены заживо согнанные в дома религиозных служителей и в синагоги люди: такие акции прошли на улице Виляну, в Рижской хоральной синагоге на улице Гоголя, на улице Стабу .
Часть историков считает, что в это время существовал вакуум власти, во время которого латышские самозащитники «без присутствия и ведома немцев расстреливали евреев». Так, доктор Арон Шнеер из Института Яд ва-Шем утверждает, что «с первых дней оккупации начался грабёж, издевательства и убийства евреев местными жителями, в основном латышами» . Другие полагают, что националисты с самого начала действовали под контролем немецких спецслужб и никакого безвластия не было. По мнению профессора И. Фелдманисa, вторая точка зрения получает всё большее распространение среди историков .
Особую роль в уничтожении евреев Латвии сыграли коллаборационисты из так называемой Команды Арайса , члены латышской радикально-националистической организации « Перконкрустс », а также многие бывшие полицейские, военнослужащие латвийской армии, айзсарги и члены студенческих корпораций .
По мнению историка А. Эзергайлиса , ключевую роль в вовлечении новых участников в расстрельные команды сыграла алчность. В послевоенных свидетельствах как самая распространённая причина присоединения называлась: «от друга услышал о работе». Никто не свидетельствовал, что делал это потому, что ненавидел евреев . С другой стороны, Эзергайлис приводит также цитаты ряда немецких чиновников, утверждавших, что коллаборационисты массово убивали евреев из ненависти к ним, но отмечает важный фактор немецкого влияния, отражённый прежде всего в докладах Шталекера . Израильский историк Даниэль Романовский пишет, что почти все руководители райотделов коллаборационистской латышской полиции были вовлечены в убийство евреев .
Латвийские историки также отмечают, что существует тенденция связывать преступления Холокоста с Латышским легионом СС . Однако, как пишет тот же Фелдманис, легион был создан в 1943 году, через год после того, как почти все евреи в Латвии были уже уничтожены. И сам легион в геноциде не участвовал, хотя в его ряды вступили часть бойцов полицейских батальонов , ранее непосредственно задействованных в убийствех евреев .
На территории Латвии к моменту освобождения её от нацистской оккупации выжило по разным данным от 300 до 1000 евреев. Большинство из них уцелело благодаря помощи других жителей Латвии. Израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва-Шем присвоил 138 жителям Латвии звание « праведника народов мира ». Это неевреи, спасавшие евреев от нацистского геноцида с риском для себя и своих близких. Самым известным среди латвийских праведников является Жанис Липке , спасший вместе со своей женой Иоганной 56 евреев.
Из известных людей в спасении евреев участвовал актёр Янис Осис , который в своей квартире прятал учёного—медика В. Гольдберга, а также профессор архитектуры (во время оккупации он был деканом факультета архитектуры Латвийского университета) Артур Круминьш , семья которого в своей квартире в самом центре Риги с декабря 1941 года до октября 1944 укрывала евреев отца и сына Прессов . Прославившуюся в советское время писательницу Валентину Фреймане спас немецкий журналист Пауль Шиман .
С 26 января 1946 года прошёл Рижский судебный процесс над рядом немецких военных и полицейских начальников, виновных в массовых убийствах мирного населения СССР. Семь бывших немецких генералов и офицеров: Фридрих Еккельн , Зигфрид Руфф, Албрехт Дижон фон Мотетон, Фридрих Вертер, Бруно Павель, Ганс Кюппель и Александр Беккинг были приговорены к смертной казни и публично повешены в Риге 3 февраля 1946 года .
Ещё один крупный процесс прошёл в Риге в 1961 году. Тогда перед судом предстали 9 служащих 18-го полицейского батальона , принимавших участие в массовых убийствах на территории Латвии, Белоруссии и Польши. Пятеро из них были приговорены к расстрелу .
Первая статья о Холокосте в Латвии была написана латышской писательницей Анной Саксе в декабре 1944 года, ещё во время войны. Первый случай публикации в СССР исследования на эту тему — глава «Гитлеровский оккупационный режим в Латвии» в труде по истории Второй мировой войны — была написана историком Эдгаром Блюмфельдом в 1966 году (на русском вышла в 1970). Наконец, уже в 1980-е годы была опубликована книга американского историка латышского происхождения Андриевса Эзергайлиса .
Эзергайлис разоблачает миф о союзе евреев с большевиками как продукт нацистской пропаганды, которая стремилась представить жестокость советского режима как оправдание для участия латышей в Холокосте .
Реальные научные исследования этой проблемы начались в Латвии после 1998 года в Комиссии историков при Президенте Латвийской Республики . Членом комиссии является бывший узник рижского гетто Маргерс Вестерманис .
Ряд выживших в Латвии евреев написали мемуары о тех событиях. Наиболее известными из авторов таких мемуаров являются Макс Кауфман , Фрида Михельсон , Альтер Ритов, Эльмар Ривош, Элла Медалье и Меир Левенштейн. На немецком и английском языках вышли воспоминания бывшего узника Рижского гетто Бернхарда Пресса .
В отличие от других стран, отмечающих память жертв Холокоста 27 января, в Латвии «Днём памяти жертв геноцида еврейского народа» является 4 июля, поскольку в этот день в 1941 году в Латвии произошли массовые погромы . В этот день обычно приспускают государственные флаги, а президент страны принимает участие в траурных мероприятиях в местах массового уничтожения .
В 2004 году Латвия стала второй после Литвы из республик бывшего СССР, вступивших в члены Международной организации по сотрудничеству в увековечивании и изучении Холокоста (ITF) .
В 2005 году Латвия принесла официальные извинения жертвам Холокоста. Выступая на мероприятии, посвящённом 60-летию освобождения Освенцима , министр иностранных дел Артис Пабрикс выразил сожаление в связи с тем, что «Латвия не смогла уберечь людей, которые погибли на этой земле во время Холокоста» . В январе 2007 года Пабрикс поддержал резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН об осуждении отрицания Холокоста . А при обсуждении вопроса об уголовных наказаниях за отрицание Холокоста и советской оккупации Пабрикс сказал, что отрицать Холокост может только дурак, но высказался против того, чтобы наказывать людей за их взгляды .
В современной Латвии рассматривается вопрос о возврате еврейской общине утраченного в годы войны имущества, принадлежащего на начало 2011 года государству и местным самоуправлениям, либо выплате денежных компенсаций за него .
Тем не менее, тема Холокоста остаётся одной из спорных и вызывающих дискуссии в современной Латвии. Главной проблемой национальной памяти в части Холокоста является участие латышей в геноциде евреев. Хотя в самом факте практически никто не сомневается, тем не менее, ведётся дискуссия по вопросам характера и масштаба вовлечения: было оно добровольным и спонтанным или латыши действовали под влиянием и руководством немцев, а также сколько латышей приняло в этом участие .