Холокост в Италии
- 1 year ago
- 0
- 0
Холоко́ст в Эсто́нии ( эст. Holokaust Eestis ) — систематическое преследование и истребление евреев немецкими нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории Эстонии в период Великой Отечественной войны , часть общей политики нацистов и их союзников по уничтожению евреев . Иногда к этому преступлению относят также уничтожение эстонских цыган .
В Эстонии было уничтожено от 7500 до 8500 евреев (в том числе 963 местных, остальные иностранные) и от 400 до 1000 цыган . Всего, по официальным данным МИД Эстонии , на территории республики за период немецкой оккупации было убито около 8000 жителей Эстонии и 20 тысяч жителей других стран, включая советских военнопленных .
Из живших в Эстонии до войны евреев 57 % эвакуировались, 10 % были высланы, 11 % были в армии, 22 % остались в республике и погибли .
В 1934 году в Эстонии, согласно переписи, еврейское население насчитывало 4381 человека (0,4 % всего населения). В том числе в Таллине жили 2203 еврея, в Тарту — 920. Из них 57,4 % занимались торговлей, 30,7 % работали в промышленности или занимались ремёслами, 9,9 % были представителями свободных профессий. Существовали многочисленные общественные, политические и спортивные еврейские организации . В 1940 году после присоединения Эстонии к СССР эти организации были закрыты. Множество евреев пострадало от национализации .
Историки и утверждали, что после оккупации Эстонии Советским Союзом произошёл рост отрицательного отношения эстонцев к евреям. Марипуу связывает это с тем, что часть евреев активно участвовала в политике советской власти. Вайс-Вендт полагает, это происходило в основном потому, что ряд руководящих постов среднего и высшего звена заняли евреи из СССР. По мнению Вайс-Вендта, большинство евреев боялось большевиков примерно так же, как и нацистов .
14 июня 1941 года вместе с эстонцами и представителями других национальностей были выселены в отдалённые районы Советского Союза 439 евреев, что составило более 10 % всего еврейского населения Эстонии . Таким образом, в процентом отношении евреи пострадали от депортации значительно больше, чем эстонцы. Депортированные евреи смогли избежать последующего уничтожения от рук немецких оккупантов и их пособников , однако часть из них умерла в тюрьмах и советских лагерях .
Антон Вайс-Вендт, сравнивая относительные цифры евреев, высланных советскими властями и убитых нацистами, пишет, что можно с некоторым преувеличением говорить о «скрытом Холокосте» в период советских репрессий, хотя немцы проводили полное уничтожение, а Советы выборочную чистку .
Дата | Событие |
---|---|
22.08.1941 | Начало германской оккупации Эстонии |
28.08.1941 | Красная армия оставляет Таллинн |
11.09.1941 | Евреи ограничены в правах: они не могут ездить в общественном транспорте, посещать школы, ходить по тротуару и обязаны носить на одежде жёлтую звезду |
20.01.1942 | Эстония объявлена « юденфрай », местные евреи уничтожены. |
05.09.1942 | Начало массовых убийств иностранных евреев в Калеви-Лийва . |
20.07.1943 | 600 евреев привезены в Кохтла и 400 в Вийвиконна для работы на шахтах, 800 посланы в Сланцы для дорожных работ и 200 используются в Кивиыли для рытья траншей. |
25.09.1943 | Около 3300 евреев, в основном из Литвы, привезены в концлагерь « Вайвара » для использования в сланцевой промышленности . |
Oктябрь 1943 | Концлагерь «Вайвара» преобразован в сеть лагерей рядом с промышленными объектами. В них находятся около 7000 евреев. |
09.03.1944 | Бомбежка Таллина советской авиацией. «Большая» синагога на ул. Маакри разрушена. |
06.06.1944 | Около 450 французских евреев расстреляны в лесу Метсакальмисту около Таллина. |
28.07.1944 | Заключенных лагерей «Эреда» и «Кохтла» из сети лагерей «Вайвара» переводят в Лагеди, потом через Таллин, в концлагерь « Штутхоф ». Около 3000 евреев убито при эвакуации «Вайвара». |
19.09.1944 | Примерно 1800—2000 европейских евреев убиты в концлагере «Клоога». |
22.09.1944 | Германская армия покидает Таллин. |
Холокост в Эстонии делится на три этапа :
22 августа 1941 года в ходе Второй мировой войны немецкие войска начали оккупацию Эстонии и к началу сентября заняли её. К тому времени, благодаря ожесточённому сопротивлению советских войск немцам , около 2000-3000 эстонских евреев (примерно две трети еврейского населения Эстонии) сумели эвакуироваться вглубь СССР . Согласно данным полиции безопасности , в оккупации остался 921 еврей (468 мужчин и 453 женщины) , по отчётам айнзатцгруппы А — 963 , по мнению современных историков — от 950 до 1000 .
Оставшиеся в Эстонии евреи жили в основном в Таллине , Тарту и Пярну . По мнению Антона Вайс-Вендта, на решение этих евреев остаться повлиял ряд факторов, таких как слабая информированность о преследовании евреев нацистами и память о Первой мировой войне , во время которой немцы относились к евреям вполне лояльно. Некоторые пострадавшие от советских преследований даже считали, что приход немцев может улучшить их положение .
11 сентября немецкие власти издали приказ об ограничении прав евреев: они стали обязаны носить жёлтую звезду на одежде, не имели права ездить в общественном транспорте, посещать школы, ходить по тротуарам . Имущество евреев конфисковывалось властями .
Территория республики стала генеральным комиссариатом «Эстония» ( нем. Generalbezirk Estland ) под руководством обергруппенфюрера СА Карла Литцмана в составе рейхскомиссариата «Остланд» , который возглавил Генрих Лозе . Генеральный комиссариат, в свою очередь, делился на семь округов ( нем. gebiet ), возглавляемых гебитскомиссарами . Была также создана местная администрация во главе с Хяльмаром Мяэ . Начальником полиции безопасности и СД генерального комиссариата «Эстония» в августе 1941 года был назначен оберфюрер СС . Служба безопасности была разделена на группу А (немецкая, гауптштурмфюрер СС Корткамп) и группу Б (эстонская, майор Мере , затем гауптштурмфюрер СС ). Эстонские отделы подчинялись соответствующим немецким .
Полномочия от военных властей к гражданским были переданы 5 декабря 1941 года .
Уничтожением евреев в городах Эстонии занимались войска СС , местная политическая полиция, полиция безопасности и отряды эстонской военизированной организации « Омакайтсе ». «Омакайтсе» и политическую полицию возглавлял полковник Йоханнес Соодла . Подразделения айнзатцгруппы «A» появились в Эстонии 10 июля 1941 года. Уже в августе 1941 года были уничтожены все евреи, оставшиеся в Тарту, — примерно 40-50 человек . В Пярну евреи-мужчины были убиты в первые дни оккупации, женщины и дети — через 6 недель. Затем началось уничтожение таллинских евреев .
10 сентября 1941 года штандартенфюрер СС командир айнзатцкоманды 1А Мартин Зандбергер издал распоряжение, согласно которому «очищение» Эстонии от евреев было возложено на подразделения Омакайтсе . Этот приказ был согласован с непосредственным начальником Зандбергера командиром айнзатцгруппы А бригадефюрером Вальтером Шталекером . К 20 сентября составление списков оставшихся в Таллине евреев было завершено .
Уничтожение евреев в Эстонии прошло без погромов и создания гетто — в отличие от Литвы и Латвии . В отношении каждого задержанного полиция проводила псевдозаконное расследование его «преступлений» . Преступлением считалась принадлежность к еврейству .
В отчёте айнзатцгруппы А от 12 октября констатировалось, что «демонстрация спонтанного антисемитизма места не имеет», несмотря на подстрекательство со стороны немцев . Задержанных в Таллине евреев-мужчин помещали в Центральную (Батарейную) тюрьму , а женщин и детей — в концлагерь Харку. В дальнейшем все они были убиты. Точные места уничтожения остались неизвестными .
Аресты и убийства эстонских евреев до распоряжения Зандбергера от 10 сентября происходили в ходе общей тыловой чистки сразу после захвата территории немецкой армией по приказу немецких военных властей. Расстрелы производились под надзором немцев эстонскими коллаборационистами. В этот период были арестованы и расстреляны в основном евреи-мужчины. К моменту публикации приказа Зандбергера большинство евреев, оставшихся в Тарту и Пярну, были уже убиты. Существуют разночтения в данных относительно убитых таллинских евреев. Меэлис Марипуу предположил, что около 100 тартуских евреев, в начале войны оказавшихся в Таллине, по немецким данным были зафиксированы как таллинские евреи .
Подготовку к расстрелам Марипуу описывает на примере Таллинской тюрьмы следующим образом. Полиция безопасности передавала в тюрьму документы о смертных приговорах, накануне расстрела начальник тюрьмы или его заместитель передавал списки дежурному заместителю начальника охраны, а тот переводил приговорённых в камеры смертников. Утром специальная команда политической полиции вместе с представителями полиции безопасности забирала арестованных, которых раздевали до нижнего белья, связывали руки за спиной и по 10—15 человек связывали друг с другом. После сверки списков спецкоманда увозила смертников в грузовиках за город и расстреливала. Две трети таллинских евреев были убиты уже к 6 октября 1941 года .
15 октября 1941 года в отчёте о деятельности айнзатцгруппы А говорилось :
Арест всех евреев мужского пола в возрасте старше 16 лет почти закончен. Все они были уничтожены эстонскими силами самообороны под руководством зондеркоманды 1А . Исключение было сделано только для врачей и членов юденрата, которые были отобраны зондеркомандой
Ключевую роль в уничтожении эстонских евреев играла немецкая полиция безопасности и эстонская политическая полиция. Приказы об арестах отдавал Зандбергер или его заместители. Формальное следствие проводила политическая полиция. Она же выносила приговор, но Меэлис Марипуу подчёркивает, что приговор этот был заранее предопределён и контролировался немецкой полицией безопасности. Из замешанных в массовых расстрелах эстонцев Марипуу называет начальника политической полиции Роланда Лепика, расстрелянного самими немцами в декабре 1941 года. Кроме Лепика массовые расстрелы в Тарту организовывали также офицер по особым поручениям капитан Александер Коолмейстер и главный фельдфебель немецкой полевой комендатуры Фриц Гизен. В Пярну этим же занимались капитаны Виллем Райд и Аркадий Валдин, в Таллинской тюрьме — сотрудник политической полиции Эрвин Викс .
К концу января 1942 года почти все оставшиеся на оккупированной территории эстонские евреи были убиты. 31 января 1942 начальник полиции безопасности и СД направил донесение в Берлин , в котором сообщалось, что «Эстония уже полностью очищена от евреев». Таким образом, в Эстонии впервые в Европе было осуществлено « окончательное решение еврейского вопроса ». Эстония была объявлена « юденфрай » .
По разным данным, всего было убито от 921 до 963 эстонских евреев . Войну на территории Эстонии пережили не более 12 евреев .
После Ванзейской конференции в Берлине в январе 1942 года, на которой была утверждена программа уничтожения евреев Европы , в эстонской политической полиции по образцу гестапо был образован специальный отдел Б-IV под руководством . Для уничтожения иностранных евреев на территории Эстонии было создано около 20 концентрационных лагерей , крупнейшим из которых был лагерь Клоога .
После решения «еврейского вопроса» в стране эстонские полицейские части принимали участие в ликвидации евреев, привозимых в Эстонию из стран Европы, в основном из Чехии . Например, 5 сентября 1942 года в местечко Раазику прибыл эшелон с 1000 евреев из гетто Терезиенштадт . Ещё один эшелон прибыл с евреями из Германии .
До 3000 евреев, не отобранных для работ, были вывезены в Калеви-Лийва и расстреляны , трудоспособные были направлены на принудительные работы в лагерь Ягала , комендантом которого был эстонец Александер Лаак . Кроме чешских, в Калеви-Лийва уничтожались немецкие евреи и евреи из других стран , цыгане и советские военнопленные . Впоследствии узники лагеря Ягала были также расстреляны в Калеви-Лийва .
Место расстрелов, завершившихся весной 1943 года, было замаскировано нацистами: местность была выровнена и засажена лесом. Массовые захоронения были обнаружены случайно только в 1961 году. Всего в Калеви-Лийва предположительно расстреляно от 3 до 6 тысяч человек .
16 марта 1943 года Герман Геринг отдал секретный приказ о восстановлении сланцедобывающей и сланцеперерабатывающей промышленности Эстонии. После этого депортированные в Эстонию евреи массово использовались на принудительных работах в лагерях системы « Вайвара », созданных нацистами на северо-востоке Эстонии. Система подчинялась Генеральному управлению экономической и хозяйственной деятельности СС. Отдельным филиалом этой системы был лагерь Клоога вблизи Таллина . Лагерный комплекс «Вайвара» создавался под командованием немецких офицеров Ганса Аумайера , и Франца фон Бодмана
Историк Антон Вайс-Вендт пишет, что лагеря принудительного труда для евреев в Эстонии сыграли важную роль, объективно продлив жизни многим евреям, а также стали ключевым фактором в обеспечении Германии синтетической нефтью , добываемой из сланцевой смолы в северо-восточной части Эстонии .
В концлагеря Клоога и Вайвара в 1943 — 1944 годах из Латвии , Литвы и Польши были направлены около 10 тысяч евреев для тяжёлых физических работ. От 5 до 6 тысяч были уничтожены или погибли . Так, в лагере «Эреда» 24—27 июля 1944 года были расстреляны 1390—1400 евреев — все заключённые. Тела были сожжены . С 19 по 23 сентября 1944 года в Клооге было осуществлено массовое убийство узников , по данным Вайс-Вендта, погибло 1634 еврея и 150 советских военнопленных. Лагеря охраняли 300 человек из 287-го и 290-го эстонских полицейских батальонов. Всеми остальными вопросами, связанными с функционированием лагерей, руководили немцы .
Последней крупной группой иностранных евреев, депортированных в Эстонию, был так называемый «Конвой 73». В мае 1944 года 878 французских евреев из концлагеря Дранси были депортированы в Прибалтику . Из них около 300 человек были доставлены в Батарейную тюрьму в Таллине. Из всей группы выжили чуть более 20 человек, направленных в лагерь Ласнамяэ, остальные были убиты .
В августе 1944 года в связи с наступлением советской армии оставшиеся в живых евреи из лагерей в Эстонии были отправлены через Балтийское море в концентрационный лагерь Штуттгоф возле Данцига . После прорыва в сентябре фронта Красной армией большинство оставшихся в Эстонии евреев были убиты .
Ликвидация сети лагерей Вайвара в июле — сентябре 1944 года, по данным Меэлиса Марипуу и Института Яд Вашем :
Дата | Акция | Численность |
---|---|---|
26 июня | Всего евреев в лагерях системы Вайвара | 6662 |
24—27 июля | Казнь евреев в Эреда | 1390—1400 |
9 августа | Эвакуировано в концлагерь Штуттгоф | Около 1000 |
19 августа | Эвакуировано в концлагерь Штуттгоф | Около 2100 |
18 сентября | Казнь евреев в Лагеди | 426 |
19 сентября | Казнь евреев в Клоога | Около 1800 |
Большинство убитых в Эстонии евреев были иностранцами, эстонские евреи составили чуть более 10 % от всех погибших . Клоога был первым освобождённым концентрационным лагерем, где были документально зафиксированы преступления, совершённые в ходе Холокоста .
Как отмечается в материалах под эгидой Президента Эстонии , эстонские полицейские принимали непосредственное участие не только в охране концлагерей « Вайвара », в Тарту, Ягала, Таллине и лагерей для советских военнопленных, в которых совершались многочисленные казни заключённых, но и в сопровождении перевозимых из Вильнюса евреев в концентрационные лагеря в Эстонии, а также в охране перевалочного лагеря для евреев в Избице ( Польша ), где было умерщвлено значительное количество евреев, и еврейских гетто в Лодзи , Пшемысле , Жешуве и Тарнополе .
В августе 1942 года солдаты и офицеры 36-го полицейского батальона, сформированного в начале 1942 года из добровольцев на территории Эстонии ( Тарту , Курессааре , Хийумаа , Сааремаа ), принимали участие в акции по уничтожению еврейского населения в районе города Новогрудок ( Белоруссия ).
Согласно показаниям задержанных после войны бывших участников акции, 3—4 августа весь 36-й полицейский батальон был направлен в Белоруссию, где на станции Новоельня его выгрузили, направили в Новогрудок и разместили в казармах на окраине города. Массовые казни солдатами этого батальона производились в районе Новогрудка, станции Новоельня и около села Дятлово , в 20—30 километрах от Новогрудка. Ночью полицейские оцепляли дома, выгоняли жителей, в том числе женщин и детей, на площадь, заставляли в ожидании погрузки лечь ничком на землю, а затем утром отдельными партиями вывозили на грузовиках к местам расстрела. Задержанных самих заставляли копать рвы, в которые затем сбрасывали расстрелянных. Всего в районе Новогрудка, по показаниям задержанных, было уничтожено около 1000 человек, в селе Дятлово — от 1000 до 1500 человек. Батальон находился в данном районе около месяца, после чего был переброшен под Сталинград .
Кроме евреев, нацистская расовая политика предусматривала также уничтожение цыган . Изначально на территории стран Балтии немцы делали различие между оседлыми и кочевыми цыганами. Кочевые цыгане подлежали ликвидации как асоциальные элементы. Оседлые цыгане имеющие постоянную занятость, рассматривались как подозрительные элементы и должны были находиться под надзором полиции. Однако в 1943 году оседлые цыгане также стали подлежать аресту и заключению в концлагеря .
Точное число цыган на территории Эстонии к началу оккупации неизвестно; в 1934 году их было 766 человек. На июнь 1941 года их число оценивается от 800 до 1000 . Достоверно установлено, что 243 эстонских цыгана были убиты в конце октября 1942 года. Кроме них, в Эстонии убивали также депортированных цыган из Чехословакии . Общее число убитых в период Холокоста в Эстонии цыган оценивается от 400 до 1000 человек. Часть эстонских цыган пережили войну . Памятник погибшим цыганам установлен в Калеви-Лийва в 2007 году .
Во второй половине 1940-х годов в Эстонию вернулись многие евреи, эвакуировавшиеся в 1941 году во внутренние районы СССР . С 1956 года в республику стали возвращаться многие из депортированных 14 июня 1941 года. Согласно переписи, в 1959 году в Эстонии проживали 5500 евреев .
Расследование преступлений, совершённых нацистами и их пособниками, не уделяло особенного внимания поголовному убийству евреев . Следователей интересовали в большей степени убийства коммунистов и советских десантников. Однако в открытых судах над военными преступниками, проведённых в 1960-х годах по всему балтийскому региону, массовому уничтожению евреев было отведено важное место, — в частности, информация о массовых убийствах в Клоога прозвучала на в Таллине в 1961 году . 11 марта 1961 года начальник политической полиции Айн-Эрвин Мере , помощник начальника лагеря в Ягала Ральф Герретс и охранник Яан Вийк были заочно приговорены к смертной казни за соучастие в массовых убийствах, в том числе многих евреев . Четвёртый обвиняемый по этому делу Александер Лаак покончил жизнь самоубийством в Канаде .
Ряд источников отмечает, что после окончания войны сущность Холокоста намеренно замалчивалась властями СССР . Характеризуя причины послевоенной информационной политики в СССР в вопросе освещения Холокоста, Олег Будницкий отмечает, что одной из основ идеологии советского руководства в отношении войны была идея о единстве советского народа , и в соответствии с ней отдельной памяти о войне у какого-либо народа не должно было быть. Советская власть опасалась роста национализма , в том числе еврейского, особенно после образования государства Израиль . Ещё одной причиной, по которой советская власть не хотела публичного обсуждения данного вопроса, было участие в убийствах евреев коллаборационистов, в том числе эстонских. Советская власть боролась с националистами и не хотела, чтобы эти проблемы дебатировались при обсуждении преступлений против евреев .
На памятниках жертвы Холокоста в советское время были обозначены как «антифашисты», «советские граждане» или «граждане иностранных государств», национальность погибших на памятниках указывать запрещалось. Единственный памятный знак конкретно жертвам Холокоста удалось установить в 1973 году на еврейском кладбище в Рахумяэ .
Хотя первые публикации о Холокосте в Эстонии появились уже в 1960-е годы , академические исследования этой проблемы стали возможными только после восстановления в 1991 году эстонской государственности .
Одним из последних событий в СССР, связанных с Холокостом в Эстонии, стала выдача Соединёнными Штатами в апреле 1987 года военного преступника — бывшего коменданта концлагеря в Тарту Карла Линнаса . В СССР он был в июне 1962 года заочно приговорён к смертной казни в связи с участием в уничтожении от 3500 до 12 тысяч человек, часть из которых была евреями . В июле 1987 года Линнас скончался в тюремной больнице в Ленинграде .
На оккупированной немецкими войсками территории Эстонии было создано более 150 различных мест насильственного содержания и уничтожения граждан. По разным данным, от 19 до 21 из них относились к категории концлагерей. Расхождение в данных связано с тем, что 2 лагеря имели дополнительные отделения .
По заявлению старшего комиссара полиции безопасности Эстонии Андреса Кахара, в Эстонской республике расследуются дела в отношении тех, кто подозревается в совершении преступлений в период нацистской оккупации . Эти расследования активно обсуждаются, в том числе и на международном уровне.
Медленные темпы расследования и отсутствие привлечённых к ответственности преступников Холокоста в Эстонской республике неоднократно становились объектами международной критики. Так, в 2002 году посол США в Эстонии сделал заявление, в котором отметил, что ни один эстонец не был привлечён в Эстонской республике к ответственности за преступления, совершённые во время Холокоста. Частично это объясняется тем, что многих преступников судили в советское время. Кроме того, посол высказал мнение, что тема Холокоста недостаточно полно освещена в эстонских учебниках истории .
С 2000 по 2005 годы расследовалось дело в отношении деятельности Харри Мяннила , который в период войны служил в эстонской политической полиции и участвовал в допросах евреев, и, по утверждению руководителя иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраима Зуроффа , имел отношение к смерти евреев и присвоению их имущества. Однако полиция безопасности и Госпрокуратура Эстонии отвергли обвинения в адрес Мяннила. По их данным, его причастность к преступлениям Холокоста не была доказана . Мяннил умер 11 января 2010 года в Коста-Рике .
В связи с тем, что, по заявлению президента благотворительного фонда «Таргум Шлиши» Арие Рубина, Эстонская республика не предприняла по своей инициативе ни одного расследования преступлений Холокоста, в начале июля 2002 года Арие Рубин и руководитель иерусалимского бюро Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф передали главе полиции безопасности Эстонии Юри Пихлу список из 16 или 17 участников 36-го полицейского батальона, подозреваемых в расстреле евреев в белорусском городе Новогрудок в 1942 году. По результатам расследования полиция безопасности заявила, что солдаты батальона непосредственно в казнях не участвовали, в ответ на что Зурофф назвал выводы расследования «непрофессиональными и некомпетентными» .
С 2003 по 2011 годы эстонские власти расследовали деятельность Михаила Горшкова — уроженца Эстонии, бывшего сотрудника гестапо, который обвинялся в содействии убийству 3 тыс. человек в слуцком гетто в Белоруссии . Горшков в 1953 году получил гражданство США, но в 2002 был его лишён и вернулся в Эстонию . В октябре 2011 года Генеральная прокуратура закрыла дело против Горшкова в связи с невозможностью доказательства его причастности к данному преступлению .
Изучением совершённых в ходе Холокоста преступлений занималась также Международная комиссия по расследованию преступлений против человечности при президенте Эстонии, созданная в октябре 1998 года. Отчёт комиссии, касающийся периода немецкой оккупации, был опубликован в 2001 году. В соответствии с выводами комиссии, ряд эстонских граждан участвовали в актах геноцида по отношению к цыганам и евреям на территории Эстонии и за её пределами. Комиссия посчитала неверным возлагать ответственность на всех служивших в полиции во время оккупации, однако сделала исключение для отдела Б-IV политической полиции, всех сотрудников которого комиссия сочла виновными в преступлениях Холокоста в силу занимаемых должностей. Среди ответственных за массовые убийства названы Айн-Эрвин Мере, Юлиус Эннок, Эрвин Викс, Эвальд Миксон и ряд других лиц. Аналогичную ответственность комиссия возложила на высших руководителей эстонского коллаборационистского самоуправления во главе с Хяльмаром Мяэ, в том числе Оскара Ангелуса , Альфреда Вендта, , Ханса Саара, , Арнольда Радика и Йоханнеса Соодла . По оценкам комиссии, от 1000 до 1200 из примерно 30-40 тысяч членов Омакайтсе принимали участие в убийствах. Комиссия пишет, что лишь немногие из тех военных преступников, кто бежал на Запад в 1944 году, понесли наказание, поскольку начало холодной войны фактически положило конец преследованиям бывших нацистов .
В докладе Центра Симона Визенталя от 2005 года Эстония относилась к числу стран категории D (страны «с минимальным желанием сотрудничества» в поиске нацистских преступников), а в докладе 2006 — к категории F. В эту категорию входят страны, действия которых по поимке преступников провалились полностью и которые не соглашаются расследовать и судить их, несмотря на то что они проживают на их территории . Глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф обвинял эстонские власти в укрывательстве военных преступников . В 2009 году Зурофф критиковал эстонские власти за то, что они уравнивают преступления нацизма и коммунизма, оттесняя за задний план уникальный статус Холокоста. Оценки Зуроффа подвергались ответной критике со стороны эстонских политиков и журналистов . Участники Дня Израиля в Таллине в 2003 году отмечали, что непродуманные заявления Зуроффа привели к росту антисемитизма в Эстонии . В начале мая 2011 года Израиль, в лице заместителя министра иностранных дел Дани Аялона , заявил о своём полном доверии действиям Эстонии в расследовании преступлений нацистов, и таким образом отмежевался от обвинений эстонских властей Зуроффом .
В Эстонии насчитывается три праведника мира — это неевреи, спасавшие евреев с угрозой для своей жизни и безопасности, которым это звание присвоено израильским институтом Яд ва-Шем . Двое из трёх праведников — это супруги Уку и Эха Мазинг, спасшие студента Исидора Левина , впоследствии известного учёного-филолога .
Уку Мазинг был признан праведником в 1966 году, а его жена — только в 1996 году. Последним праведником мира в Эстонии была признана 3 июля 2003 года Полина Ленцман , которая спасала евреев в Крыму в 1942—1944 годах .
Кроме трёх официально признанных праведников мира помощь евреям во время Холокоста оказывали также фельдфебель полиции безопасности Берт Нейтсофф, учёный Пауль Аристэ и множество других жителей Эстонии. Эльвине Хинсберг была арестована и провела 2 года в лагере за помощь заключённым-евреям .
Большинство этих людей остались неизвестными из-за того, что систематическая работа по установлению их имён началась не сразу после войны, а лишь через 50 лет после её окончания, с падением советской власти в Эстонии . Ряд случаев, связанных с помощью евреям в Эстонии, описан в книге доктора исторических наук Марка Дворжецкого «Белые ночи и чёрные дни» .
Научные исследования Холокоста в СССР находились под негласным запретом . Поэтому первые публикации о геноциде евреев в Эстонии выходили за рубежом. Примером является вышедшая в 1970 году в Израиле книга «Еврейские лагеря в Эстонии. 1942—1944» Марка Дворжецкого, который сам был узником одного из концлагерей .
Первой крупной публикацией на эту тему в Эстонской республике стала вышедшая на эстонском языке книга дочери директора довоенной Таллинской еврейской гимназии Евгении Гурин-Лоов «Великое уничтожение. Катастрофа эстонских евреев. 1941» . Ей удалось обнаружить следственные дела эстонской полиции безопасности, но она рассмотрела лишь убийство эстонских евреев в отрыве от общей картины Холокоста в Эстонии. Рецензия на эту книгу была опубликована в историческом журнале Тартуского университета .
В 2001 году эстонский литературный журнал Vikerkaar издал специальный номер, посвящённый Холокосту. Наряду с отрывками из книг известных зарубежных авторов, таких как Эли Визель , Примо Леви , Виктор Клемперер и Рауль Хильберг , журнал поместил две статьи эстонских историков .
Эстонское издание популярной книги Стефана Брухфельда и Пола Левина « Передайте об этом детям вашим… » (2003) содержит главу о Холокосте в Эстонии, написанную Сулевом Валдмаа ( эст. Sulev Valdmaa ) из Института Яана Тыниссона в Таллине . Книга была издана тиражом 3000 на эстонском языке и 1000 — на русском, предисловие написал президент Эстонии Арнольд Рюйтель . Ещё одно доступное издание о судьбе эстонских евреев в период войны опубликовал популяризатор еврейской литературы среди эстонцев и основатель издательства «Aviv» Эльхонен Сакс .
Ряд статей по этой тематике был опубликован историками Меэлисом Марипуу ( эст. Meelis Maripuu ) и ( эст. Riho Västrik ). Большой вклад в исследование проблемы внесли Международная комиссия по расследованию преступлений против человечности при президенте Эстонии и сотрудник Центра Холокоста в Осло Антон Вайс-Вендт .
В книге «Murder without Hatred. Estonians and the Holocaust» Вайс-Вендт пишет, что участие эстонцев в геноциде не было однозначно связано с антисемитскими и ультраправыми настроениями. По мнению Вайс-Вендта, эстонцы остались безразличными к расовым идеям нацистов, однако приняли участие в их плане уничтожения евреев как союзники, в расчёте на возрождение независимости Эстонии под немецким господством . Сходное мнение в части отрицания массового антисемитизма эстонцев выражает Меэлис Марипуу. Он пишет, что наряду с доносами на евреев со стороны эстонцев, в документах фигурируют также заявления и просьбы эстонцев к немецким властям об освобождении отдельных евреев, включая положительные характеристики и поручительства за них. Эстонские историки в целом и Марипуу в частности полагают, что участие эстонцев в геноциде было вызвано общим ожесточением военного времени и «местью» за советские репрессии .
Отрицание Холокоста в Эстонии распространилось в конце 1990-х годов и с того времени прочно укоренилось. Внедрению этой идеи способствовала публикация в 2001 году книги Юргена Графа «Миф о Холокосте» .
Наиболее известными эстонскими отрицателями Холокоста являются бывшие советские диссиденты и . Оба живут за пределами Эстонии, причём Мадиссон в 1996 году был арестован в Эстонии за подготовку вооружённого государственного переворота . В 2003 году вышла книга Лина «Под знаком Скорпиона: подъём и падение Советской власти», а затем книги Мадиссона — «Новый порядок: секретная деятельность евреев и масонов по порабощению наций и государств» (в 2004 году) и «Холокост: Самая удручающая сионистская ложь XX века» (в 2006 году) .
Ряд представителей эстонских властей отрицали или замалчивали участие эстонских коллаборационистов в геноциде евреев. Так, в мае 2005 года президент Эстонии Арнольд Рюйтель сказал в интервью газете « Аргументы и факты » :
Я не располагаю данными, что эстонцы участвовали в расстрелах евреев, и что они вообще совершали такие дела в Эстонии… могу сказать с полной уверенностью — участие эстонцев в расстрелах еврейского населения исключается.
В заявлении Министерства обороны Эстонии , сделанном в декабре 2008 года, вина за преступления Холокоста была возложена исключительно на нацистов с умолчанием о роли эстонских коллаборационистов .
Отрицание Холокоста не является в Эстонии преступлением, нет эффективно действующих легальных механизмов для предотвращения распространения подобных взглядов и литературы . Главный редактор журнала Looming Михкель Мутть считает, что отрицателей Холокоста не следует сажать в тюрьму, поскольку «большинство людей так и так знает, как было дело», а перевоспитывать антисемитов бесполезно .
С момента восстановления эстонской государственности в стране проводятся мероприятия, связанные с увековечением памяти жертв и событий Холокоста. Первый мемориал памяти убитых в Эстонии евреев был открыт в 1994 году на территории концлагеря Клоога.
совместно с еврейской общиной Эстонии и Комиссией США по сохранению американского наследия за рубежом создали совместный комитет для реализации проекта «Holocaust Markers» в Эстонии . В рамках этого сотрудничества установлены памятные знаки в Кохтла-Ныммеской , Азериской и Иллукаской волостях Ида-Вируского уезда и других местах, где находились концентрационные лагеря, в которых нацисты и их пособники убивали евреев . По состоянию на 2009 год такие памятные знаки установлены в 16 местах, связанных с Холокостом в Эстонии, в том числе 5 — в Таллине и его окрестностях и 8 — в уезде Ида-Вирумаа .
В октябре 2009 года в Пярну был установлен памятник еврейским детям — жертвам Холокоста, расстрелянным нацистами осенью 1941 года .
С 27 января 2003 года в Эстонии на общегосударственном уровне отмечается Международный день памяти жертв Холокоста .
В 2001 году Эстония финансировала эстоноязычную версию международного образовательного проекта The Courage To Remember , а 5 декабря 2007 года вступила в Международную организацию по сотрудничеству в увековечивании и изучении Холокоста (ITF), став 25-м членом этой организации и третьим из постсоветских государств после Литвы (2002) и Латвии (2004) .
В начале 2007 года в Таллине прошла крупнейшая в Северных странах выставка по теме Холокоста: «Exodus — история еврейского народа». На ней было представлено около 500 фотографий, документов, писем и карт .
16 мая 2010 года в Таллине открылась выставка «Конвой номер 73», посвящённая евреям, депортированным нацистами в 1944-м году из Франции в Каунас и Таллин. 2 июня 2010 года у ворот бывшей Батарейной тюрьмы был установлен монумент в память убитых здесь французских евреев. В церемонии открытия памятника принял участие мэр Таллина Эдгар Сависаар .
28 июня 2010 года президент Эстонии Тоомас Ильвес побывал с визитом в музее Катастрофы и героизма Яд ва-Шем в Иерусалиме , где почтил память жертв Холокоста и посетил Аллею праведников мира, остановившись у дерева, высаженного в честь эстонского праведника Уку Мазинга . 27 января 2012 года в Центре еврейской общины Эстонии в Таллине открылась Галерея памяти жертв Холокоста в честь 974 эстонских евреев, погибших в период нацистской оккупации. На церемонии выступил премьер-министр Эстонии Андрус Ансип .
27 января 2022 года на кладбище Лийва в Таллине был открыт мемориал в память об эстонских евреях, убитых в городе и его окрестностях в 1941 году. В братских могилах вокруг кладбища похоронены от 300 до 600 евреев. В этом году Министерство образования и науки совместно с Эстонским институтом исторической памяти организовали зимнюю школу, в рамках которой учащиеся имеют возможность получить информацию об антисемитизме, Холокосте, а также об истории и культуре еврейского народа
Подробности Холокоста в Эстонии являются предметом общественной и научной дискуссии , хотя, как считает Антон Вайс-Вендт, эстонцы мало интересуются этой темой .