Interested Article - Ханский огонь

«Ханский огонь» — рассказ Михаила Булгакова , действие которого происходит на территории музея-усадьбы под названием «Ханская ставка» в начале 1920-х годов. Написан в разгар работы над « Белой гвардией » и связан с романом единством размышлений о судьбах России .

Впервые был опубликован в «Красном журнале для всех» (№ 2, 1924). Найден, выверен текстологически , заново опубликован и прокомментирован Лидией Яновской в журнале «Наш современник» (№ 2, 1974).

История создания

Литературовед Лидия Яновская полагала, что замысел «Ханского огня» связан с поездками Булгакова в подмосковное имение Архангельское в поисках материалов к нереализовавшемуся замыслу пьесы о Распутине и князе Ф. Юсупове . Так, Лидия Яновская писала:

В образных реалиях рассказа отразились впечатления от поездки Булгакова в усадьбу-музей Архангельское, бывшее подмосковное имение Юсуповых . Булгаков был в Архангельском дважды — летом 1922 г. и летом 1923 г… Приметы Архангельского <…> безошибочно узнаваемы .

Другая версия, по воспоминаниям И. Овчинникова, относится к работе Булгакова в газете « Гудок ». Когда Валентин Катаев посетовал, что современные авторы пишут неинтересно, с предсказуемым финалом, Булгаков пообещал написать рассказ с такой развязкой, что её никто не распутает до последней строчки. Вскоре он представил коллегам рассказ «Антонов огонь», сюжет которого близок к «Ханскому огню» .

Прототипом Тугай-Бега, по мнению литературоведа Бориса Соколова, стал персонаж романа Генрика Сенкевича « Пан Володыёвский » Тугай-беевич . Кроме того, Булгаков, по предположению литературоведа Виктора Лосева, очевидно прочитал вышедшие в 1923 году «Белые мемуары» Ильи Василевского , в которых речь идёт о князе Голицыне , писавшем мужикам: «Грабьте моё добро, только липовой аллеи не трогайте! На этих липах я вас <…> вешать буду» .

Тема пожара, по мнению Б. Соколова, могла быть также навеяна воспоминаниями о событиях в Смоленской губернии , где Булгаков в 1916—1917 годах работал земским врачом. Барская усадьба Муравишниково после Февральской революции сгорела дотла, и причины пожара остались невыясненными . Вопрос о будущем России в начале 1920-х годов оставался для Булгакова открытым, считает В.Лосев .

Текст рассказа «Ханский огонь» перепечатывается, как правило, с публикации 1974 г. "Не верьте «составителям», когда они уверяют, что дают текст по прижизненной публикации 1924 года: между прижизненной публикацией рассказа в 1924 году и <…> публикацией в 1974-м имеются разночтения", - по свидетельству текстолога Л.Яновской .

Сюжет

Ночью у смотрительницы музея-усадьбы «Ханская ставка» Татьяны Михайловны разболелись зубы, и она попросила камердинера Иону принять группу экскурсантов и провести их по залам. Экскурсанты приехали из Москвы в половине седьмого на дачном поезде. Их было человек двадцать, из которых Иона выделил двоих: Семёна Антонова — мужчину в «коротеньких бледно-кофейных штанишках», прибывшего в компании молодежи, — и пожилого богатого иностранца в золотых очках, широком сером пальто, с тростью.

Камердинер показал гостям кабинет бывшего владельца усадьбы — князя Тугай-Бега, провёл их через курительную комнату, игральную, бильярдную, продемонстрировал шатёр с двуспальной резной кроватью. Экскурсанты обсудили портреты, колонны и судьбу самого князя, который «отбыл за границу в самом начале».

Когда гости ушли, уборщица Дунька закрыла дверь на замок. Ночью Иона услышал во дворце шаги. Потом в дверях бального зала показался иностранец в золотых очках. Это был Антон Иоаннович. Он сообщил, что приехал ненадолго и тайно, дал камердинеру бумажник и сорвал сургучную пломбу с дверей своего бывшего кабинета. Ночь князь провёл за рабочим столом, разбирая архив. Пачку документов с печатями он положил в карман пальто, а прочие бумаги сгрёб на пол и поджёг весь ворох в трёх местах. Наблюдая, как разрастается пламя, Тугай-Бег бормотал: «Не вернётся ничего. Всё кончено. Лгать не к чему».

Вышел он через восточную террасу и «незабытыми тайными тропами нырнул во тьму» .

Художественные особенности

Литературовед Василий Новиков , отмечая «почти авантюрный сюжет» «Ханского огня», обращает особое внимание на авторский стиль: «Булгаков словно демонстрирует своё мастерство, своё умение заглянуть во внутренний мир, передать психологические переживания бывшего кавалергарда » .

Литературный критик Всеволод Сахаров констатирует, что в «Ханском огне» встретились два мира. Один представлен всем блеском «многовековой рафинированной культуры», другой — товарищем Семёном Антоновым: «Здесь нет ещё ни вещей, ни Пушкина, ни предания» .

Л. Яновская подчеркивает проявившуюся в «Ханском огне» особенность булгаковского стиля — «свободное обращение с пространствами реальных пейзажей и интерьеров» . Л.Яновская отмечает также портретное и именное сходство окруженного молодежью Семена Антонова с Антоном Семеновичем Макаренко , известным воспитателем и педагогом .

Литературные параллели

Б.Соколов видит в персонажах «Ханского огня» героев будущих произведений Булгакова. Так, образ человека-тени будет два года спустя использован в « Зойкиной квартире » . Пожилой иностранец в золотых очках — это прямой предшественник «иностранца» Воланда . Серый цвет пальто, в котором приезжает Тугай-Бег — «намек на его инфернальность. Ведь дьявол — это „Некто в сером, именуемый Он“, если воспользоваться образом пьесы Леонида Андреева „Жизнь человека“» .

Финал «Ханского огня» предвосхищает, по мнению составителя Булгаковской энциклопедии, пожар в доме Грибоедова Мастер и Маргарита ») .

Момент, когда Тугай-Бег спрашивает себя: «Я — тень? Но ведь я живу», напоминает Б.Соколову сцену в Театре Варьете, когда финдиректор Римский видит Варенуху .

Примечания

  1. Яновская Л. М. Комментарий к рассказу «Ханский огонь» // Михаил Булгаков. Избранные произведения в двух томах. — Киев: Дніпро, 1989. — Т. 1. — ISBN 5-308-00396-3 .
  2. Л.Яновская. от 9 августа 2014 на Wayback Machine .В кн.: Л. Яновская. Последняя книга, или Треугольник Воланда. — М. : ПРОЗАиК, 2013. — 752 с. - ISBN 978-5-91631-189-1
  3. Наш современник . — 1974. — С. 125 .
  4. Воспоминания о М. Булгакове. — М. : Советский писатель, 1988. — 528 с.
  5. . Дата обращения: 27 июля 2014. 9 августа 2014 года.
  6. . Дата обращения: 27 июля 2014. 23 августа 2014 года.
  7. . Дата обращения: 27 июля 2014. 23 сентября 2015 года.
  8. Михаил Булгаков. "Я хотел служить народу". Проза. Пьесы. Письма. — М. : Педагогика, 1986. — 736 с.
  9. Новиков В. В. Михаил Булгаков — художник. — М. : Московский рабочий, 1996. — 358 с.
  10. Булгаков М. А. Ханский огонь. Повести и рассказы. Вступительная статья и примечания В. Сахарова. — М. : Художественная литература, 1988. — 240 с.
  11. Встреча в Ханской ставке, или как делаются открытия. В кн.: Л. Яновская. Последняя книга, или Треугольник Воланда. — М. : ПРОЗАиК, 2013. — 752 с. - ISBN 978-5-91631-189-1

Литература


Источник —

Same as Ханский огонь