Доходный дом Пантелеева
- 1 year ago
- 0
- 0
Доходный дом П. Н. Демидова — памятник архитектуры. Расположен в Санкт-Петербурге , современный адрес дома — Большая Морская улица , 43.
Первый каменный дом на участке был построен в начале 1740-х для купца Михаила Панова (возможно, Панкова). Изначально дом был одноэтажным (на высоких подвалах), в 11 окон по фасаду; третий этаж был надстроен во второй половине XVIII века .
Панов продал дом Матроне, вдове статского советника Петрищева. С 1781 года дом сдавался портному Иоганну Сиверсу, а в 1785 году был продан ювелиру Крестьяну Ивановичу Гебельту (также владевшему домом № 41). В начале XIX века домом владела баронесса София Ивановна Вельо (Феллио), в 1820-х годах — супруга Петра Северина, придворного банкира и купца, Анна Вильгельмина. В 1824 году в здании жил барон Людвиг Вильгельм Теппер де Фергюссон , в 1827 году — прокурор Сената, позднее сенатор Пётр Сергеевич Кайсаров . В 1829 году дом получила Софья Александровна, жена генерала Петра Кирилловича Эссена. Семья Эссенов за 240 000 рублей продала здание и участок Павлу Николаевичу Демидову 14 февраля 1836 года; 25 февраля Демидов выкупил у О. Монферрана и соседний, 45 дом . В том же году Монферран разработал проект перестройки зданий для нового владельца .
В 1864 году сын Павла Николаевича, Павел Павлович, сдал дом на 9 лет итальянскому посольству за 10 000 рублей в год (по слухам, проиграл в карты) .
В 1875—1911 годах домом владела княгиня (по другим данным, дом купил в 1875 году её муж, и ей достался по наследству ). При ней в 1870-х годах архитектор И. В. Штром установил в подвале два калорифера , уничтожил печи, организовал водяное отопление , водопровод и газоснабжение . В доме была устроена баптистская молельня .
В 1910 году здание было куплено послом короля Италии (в связи с чем герб Демидовых подправили, чтобы он напоминал итальянский герб) , в 1911 году в здании было размещено посольство. Несколько лет после начала Первой Мировой войны здание пустовало, но после установления дипломатических отношений между правительством Муссолини и СССР здание вновь вернулось Италии, в нём было размещено посольство, затем — генеральное консульство (1924—1957 годы). В 1957—1995 годах в доме размещался институт «Гипростанок» .
У здания есть небольшой световой дворик, служебный корпус окнами выходит во второй небольшой двор .
На фасаде трёхэтажного здания много деталей. Первый этаж украшен рустами из белого итальянского мрамора , в середине здания беломраморные атланты и кариатиды держат балкон второго этажа. Цоколь облицован серым полированным сердобольским гранитом . Второй этаж украшен пилястрами . Над балконом установлена мраморная скульптура «Слава» авторства Т. Жака , крылатые фигуры держат герб . По бокам от ворот расположены ниши для фонтанов, выложенные белым полированным мрамором; на 2023 год они пустуют, ранее в них были столбики, украшенные купидонами .
В отделке парадных помещений дома были использованы золочёная бронза, малахит (колонны и камин главного зала ), различные породы мрамора , резьба. Интерьеры создавали Г. А. Боссе и А. Виги . До того как малахит был использован для отделки особняка, он считался малопригодным для облицовки помещений; зал Демидова стал образцом при оформлении Зимнего дворца и иконостаса Исаакиевского собора . В 1918 году (по другим источникам, в 1925 году ) сотрудники посольства вывезли из здания малахитовое убранство — колонны, пилястры, камин, а также мрамор и наборный паркет; вывоз осуществлялся через Крым, убранство было утрачено .
В вестибюле и на главной лестнице расположено несколько окон с травлёными стёклами, часть — оригиналы (предположительно, начало XX века), часть — реконструкция 1990-х годов. Четыре окна в вестибюле на первом этаже двустворчатые с полукруглой глухой фрамугой , стёкла в них цельные матовые, по периметру каждого окна идёт рамка из повторяющихся крестоцветов в круге с двумя бутонами по сторонам, в углах расположена четырёхлепестковые розетки. На лестнице между первым и вторым этажами три одностворчатых окна, также с матовыми стёклами, два окна во двор и одно в боковое помещение; пояс по периметру изображением на первом этаже. В полукруглой части нарисована большая ваза с двумя ручками, в середине — два горящих факела, которые соединяет гирлянда из лавровых листьев, между огнями находится розетка, крупный цветок в круге. Известно, что в отделке дома в 1830-е годы активно использовались витражи .