Interested Article - Фальшион


- 2020-12-09
- 1




Фальшио́н , также фальчио́н (falchion) — европейское клинковое оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой.
Название оружия предположительно происходит от лат. falx — коса. Во французском языке он именовался fauchon или badelaire , в итальянском — storta , в немецком — Malchus . Последнее название связано с описанным в евангелии от Иоанна эпизодом взятия Христа под стражу, во время которого пытавшийся оказать сопротивление апостол Пётр отсёк ухо первосвященническому рабу по имени Малх ( Иоанна. ) . Хранящийся в Познани со времён средневековья так называемый меч святого Петра действительно имеет черты фальшиона.
История

Наибольшую известность фальшион получил как вспомогательное оружие лучников и пехотинцев, а в середине XIII века его стала использовать и конница — благодаря его способности наносить разваливающие рубяще-режущие удары. Иногда фальшион крепился к короткому древку длиной 45–60 см ( фальшарда ).
Изображения фальшионов встречаются в миниатюрах средневековых рукописей, в частности т. н. «Библии Мациевского» (сер. XIII в.), «Бодлианского Апокалипсиса» (1250-1275 гг.), «Библии Холкхэма» (1327-1335 гг.), «Хроник» Жана Фруассара (вторая пол. XIV — XV вв.), «Хроник Сен-Дени» (XV в.) и др. Некоторые из них, учитывая размеры и форму клинков, технику применения и характер нанесённых ран, вызывают сомнения в своей достоверности.
Точные сведения о фальшионах привести сложно, потому что их было найдено всего около полудюжины, а из книг, живописи и описаний были получены сведения о ещё примерно двадцати. Таким образом, имеющаяся выборка — слишком маленькая, чтобы судить по ней о всех фальшионах .
Мнение, что описанный выше и изображённый на иллюстрации справа вверху фальшион — это основной тип фальшионов, оспаривается в статье Бйорна Хелквиста «Фальчион Коуниерза» . Автор статьи, археолог и историк, провёл сравнительный анализ 25 известных фальшионов, как сохранившихся, так и изображённых на картинах и керамике, и указывает, что фальшионов, подобных описанному выше, меньше десятка; среди них особенно известны фальшион Коуниерза, фальшион, найденный близ Гамбурга , и фальшион из Расписной Палаты. Остальные фальшионы, коих большинство, выглядели иначе: большинство фальшионов имеют скос обуха , а у фальчиона Коуниерза он прямой. По мнению Бйорна Хелквиста, типичный фальшион — очень тонкий узкий прямой одноручный меч со скосом обуха и односторонней заточкой.
Свидетельства современников

Историк Жан де Жуанвиль в своём жизнеописании короля Людовика IX Святого , составленном около 1309 года, рассказывает об отважном священнике, расправившемся с помощью фальшиона с мародерами :
И прево рассказал ему, что погибшие были тремя его сержантами из Шатле, и что они бродили по отдаленным улицам, грабя людей. И сказал королю, что они встретили этого клирика, что стоит перед ним, и отобрали у него всю одежду. Клирик в одной рубахе добежал до своего дома, схватил арбалет и повелел одному ребенку принести косарь [fauchon]… Он натянул арбалет, выстрелил и пронзил сердце одного из них; а двое других бросились бежать; но клирик схватил косарь, принесенный ребенком, и побежал за ними при свете ясной и яркой луны. «Один из них хотел перепрыгнуть через ограду в сад, но клирик ударил его косарем, — продолжал прево, — и отрубил ему ногу так, что она держится, как вы видите, только благодаря сапогу. Клирик бросился за другим, который надеялся скрыться в чужом доме, где люди еще не спали, ударил его косарем по голове и рассек её до зубов, как вы можете убедиться»…
См. также
Примечания
- Лайбле Т. Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия. — М. : Омега, 2011. — С. 113.
- ↑ (англ.) . www.foxtail.nu. Дата обращения: 6 марта 2017. 12 ноября 2020 года.
- swordmaster.org. Дата обращения: 6 марта 2017. 14 января 2017 года.
- Жуанвиль Жан де . Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика / Пер. Г. Ф. Цибулько. — СПб.: Евразия, 2012. — С. 34. См. также прим. 139 на с. 191 и комм. на с. 255.
Ссылки
-
На Викискладе есть медиафайлы по теме
- . www.hospitaller.13c.ru. Дата обращения: 6 марта 2017. 22 мая 2006 года.
- Томас Лайбле. // В кн.: Лайбле Т. Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия = Das Schwert: Mythos und Wirklichkeit / Пер. с нем. Сергея Липатова. — М. : Омега, 2011. — 232 с. — 5000 экз. — ISBN 978-3-938711-05-7 .

- 2020-12-09
- 1