Interested Article - Архитектура блокады
- 2020-01-14
- 2
« Архитекту́ра блока́ды » — документальный фильм-расследование о маскировке Ленинграда в годы Великой Отечественной войны . Картина создана в рамках проекта « Сохранённая культура » и даёт представление о том, как изменился во время блокады города облик Петропавловской крепости , Исаакиевского собора , Смольного , Зимнего дворца , вокзалов, мостов и других стратегических объектов. Герои документального расследования — люди мирных профессий: архитекторы, художники, инженеры, музейные работники, альпинисты , оставшиеся в блокадном Ленинграде и защитившие его главные здания и памятники от уничтожения вражеской авиацией и артиллерией.
Премьера фильма состоялась в петербургском киноцентре «Дом кино» 27 января 2020 года — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады . Онлайн-премьера прошла 31 января 2020 года на сайте « Новой газеты » , 24 и 25 апреля 2020 года фильм был показан на телеканале «Победа» .
Сюжет
Главные герои фильма — ленинградские архитекторы и художники , оставшиеся в городе во время блокады 1941—1944 годов. Среди них — главный архитектор Ленинграда Николай Баранов , его заместитель, один из авторов ещё довоенного плана маскировки Ленинграда Александр Наумов , руководитель Государственной инспекцией по охране памятников архитектуры в Ленинграде (ныне — КГИОП Санкт-Петербурга) Николай Белехов . А также крупный советский архитектор, теоретик и практик транспортной архитектуры, Игорь Явейн — в годы войны он занимался маскировкой ленинградских вокзалов ; архитектор, художник, мастер художественного стекла Борис Смирнов , в войну — офицер ДКБФ , осуществлявший маскировку кораблей и подлодок Балтийского флота, стоявших на Неве ; бывший главный архитектор Ленинграда, автор генерального плана развития города Лев Ильин и архитектор, художник Яков Рубанчик , руководившие во время блокады бригадами по обмеру зданий-памятников — решение об организации таких бригад принял в октябре 1941 года Ленгорисполком, чтобы при уничтожении или повреждении заданий в результате немецких бомбежек и артобстрелов их впоследствии можно было восстановить .
Первоначально мы ставили задачу исследовать, как маскировали город во время блокады. Но проект вышел за рамки исследования, и на первом плане оказалась проблема «архитектор и блокада, архитектор и война». Что делать во время таких страшных событий, если твоя профессия — строить?
— режиссёр фильма Максим Якубсон
Масштабные маскировочные работы в Ленинграде стартовали уже 26 июня 1941 года, на пятый день войны . Тогда же из города начали срочно эвакуировать ценные музейные экспонаты. Этим занимались сотрудники Государственной инспекции по охране памятников во главе с Николаем Белеховым. Параллельно сотрудники его управления вели работы по укрытию монументов и памятников: их снимали с постаментов и закапывали в землю или зашивали деревянными щитами и обкладывали мешками с песком .
Защищать от налётов вражеской авиации надо было не только исторические здания, уличные памятники и музейные редкости. Особое внимание уделялось маскировке стратегических объектов: складов, вокзалов, ТЭЦ , промышленных предприятий, мостов, на которые крепили корыта с водой: сверху вражеские летчики видели только пустую Неву .
Ещё интереснее было с нефтебазой в Ручьях — там создавали иллюзию городского квартала : несколько цистерн объединяли в один объём с помощью металлических стоек, потом обшивали листовым железом и разрисовывали под жилой дом. Для полной достоверности между «домами» прокладывали дорожки и «сажали» деревья, которые по мере увядания приходилось заменять. Плюс к тому, в нескольких километрах от реальной нефтебазы установили фанерные дубликаты цистерн и даже подвели к ним железнодорожную ветку. В результате немцы бомбили макет, а на территорию реальной нефтебазы за всю войну не упало ни одной бомбы.
— режиссёр фильма Максим Якубсон
Не менее серьёзно подошли к маскировке бывшего Смольного института : в нём размещалось руководящие органы областной и городской власти. Само здание с помощью сетей задекорировали под парк, а его макет разместили на несколько сотен метров ближе к Таврической улице .
Я тогда хорошо понимал, насколько сложной была эта задача. Здание Смольного стоит вблизи излучины Невы, неподалёку от Смольного монастыря . Эти ориентиры укрыть невозможно. Решение было единственным: воспользоваться окружающим парком и скрыть здание под искусственным покровом больших куртин деревьев<…>. Над эскизом мы работали, не поднимая головы, и закончили его глубокой ночью. Утром подсчитали, сколько нужно брезента, маскировочных сетей, краски и других материалов.
— из воспоминаний главного архитектора Ленинграда Николая Баранова
Одновременно требовалось проектировать и строить бомбоубежища , для этого в Главном архитектурно-планировочном управлении (ГлавАПУ) Ленингорисполкома был создан сектор спецсооружений, сотрудники которого спроектировали и построили свыше капитальных 500 укрытий .
Работы было так много, что уже в сентябре 1941 года Николай Баранов и Александр Наумов перешли на казарменное положение. Всю блокаду главный архитектор Ленинграда и его заместитель прожили в двух подвальных помещениях в здании ГлавАПУ на улице Зодчего Росси . Одна комната стала спальней, а другая — рабочим кабинетом . Тогда же, в самые тяжёлые дни блокады , в 1942 году, Николай Баранов и Александр Наумов начали разработку генерального плана восстановления и развития послевоенного Ленинграда .
Участники съёмок
В съёмках фильма приняли участие потомки блокадных архитекторов: внук Николая Баранова — архимандрит Александр (Фёдоров), тоже архитектор по образованию, ныне настоятель Петропавловского собора в Петербурге ; внук Бориса Смирнова — художник Александр Теребенин; сыновья Игоря Явейна — современные петербургские архитекторы Олег и Никита Явейны; племянница Якова Рубанчика , архитектор Елена Михайловна Свердлова и его внучатый племянник, художник Евгений Александрович Свердлов .
Продюсером и автором идеи фильма выступил внук Александра Наумова — петербургский юрист и учёный, руководитель проекта « Сохранённая культура » Виктор Наумов .
О своей работе во время блокады дед говорил мельком, и у меня на долгие годы осталось непонимание: почему его, а у деда была медаль «За оборону Ленинграда», вдруг сняли с фронта и перевели на некую гражданскую работу в город? И только потом, уже будучи взрослым, я столкнулся с интересным для меня фактом, что в такой трагический период, как война и блокада, люди не только обороняли город, но и старались сохранить под бомбежками то замечательное наследие, которым сейчас любуется весь мир. Так родилась идея снять документальный фильм.
— продюсер фильма Виктор Наумов
В фильм вошли рассказы жителей блокадного Ленинграда и непосредственных участников событий, в том числе воспоминания фронтовика, скульптора Григория Ястребенецкого и архивное интервью с почётным гражданином Санкт-Петербурга, альпинистом, участником маскировки городских доминант во время блокады Михаилом Бобровым . К моменту съёмок он уже ушёл из жизни, поэтому создатели картины воспользовались записью 2018 года, выполненной петербургскими документалистами Миленой Третьяковой и Ильёй Утехиным . Кроме того, в съёмках приняли участие авторы и актёры спектакля « Гекатомба . Блокадный дневник». Этот спектакль, лауреат премии « Золотой софит », с 2018 года идёт в петербургском театре «На Литейном» и создан по мотивам блокадных дневников одного из героев фильма — ленинградского архитектора Льва Ильина , погибшего во время блокады. 11 декабря 1942 года он был смертельно ранен во время артобстрела на Невском проспекте .
Неизвестные факты и альтернативные точки зрения
Наряду с участниками событий и потомками блокадных архитекторов заметную роль в создании фильма сыграли современные ученые и исследователи, изучающие тему ленинградской блокады: доктор исторических наук, один из главных российский специалистов по истории блокады Никита Ломагин , военный историк Вячеслав Мосунов, доктор архитектуры, преподаватель СПбГАСУ Андрей Вайтенс , первый заместитель председателя КГИОП Санкт-Петербурга Александр Леонтьев , автор целого ряда исследований, посвященных творчеству ленинградских архитекторов в годы Великой Отечественной войны и блокады, начальник отдела КГИОП Санкт-Петербурга Юлия Бахарева и другие .
Авторы документальной ленты «Архитектура блокады» позиционируют ее как фильм-расследование . Съёмочная группа изучала фонды КГИОП , Музея истории Санкт-Петербурга , московского Музея архитектуры имени А. В. Щусева , запасники Музея обороны и блокады Ленинграда , Центрального военно-морского музея и петербургского Музея артиллерии , а также материалы гражданских, военных и частных архивов, включая Центральный военно-морской архив в Гатчине и Центральный государственный архив Санкт-Петербурга .
Всё это позволило выяснить и включить в фильм факты, неизвестные или малоизвестные массовому зрителю. Например, сюжет о том, что во время блокады город мог лишиться Александровской колонны . Военные предлагали снести её, чтобы построить на Дворцовой площади аэродром . Плюс к тому, в фильме представлены альтернативные мнения, идущие вразрез с традиционной, зафиксированной ещё в советской историографии , точкой зрения, что маскировка доминант, затруднявшая ориентацию вражеских войск, сыграла ключевую роль в спасении Ленинграда от тотального разрушения вражеской артиллерией и авиацией .
Эта мера не могла предотвратить обстрелы и ведение прицельного огня. Ленинград постигли бы гораздо большие разрушения, но уже с осени 1941 года в результате того, как складывались боевые действия на Северо-Западном направлении, немцы не могли выделить достаточное количество ударной авиации, чтобы наносить удары и совершать массированные налёты на Ленинград, подобные тем, что совершали на Британию
— участник съёмок, военный историк Вячеслав Мосунов
Выход фильма
Премьера фильма прошла в Большом зале петербургского Доме кино 27 января 2020 года — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады . Показ собрал свыше 500 зрителей. Картину публике представила актриса, депутат Государственной Думы РФ Елена Драпеко .
Онлайн-премьера состоялась 31 января — 2 февраля 2020 года на сайте «Новой газеты», затем с 28 марта по 5 апреля 2020 года фильм был доступен на сайте Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в рамках онлайн-проекта, организованного в связи с временным закрытием музея из-за пандемии COVID-19 .
24 и 25 апреля 2020 года фильм «Архитектура блокады» был показан в эфире телеканала «Победа», после чего стал доступен для бесплатного просмотра на видеохостингах .
Материалы, не вошедшие в фильм
Работа над документальным фильмом «Архитектуры блокады» велась ровно год: съёмки начались 25 января 2019 года. Так как в фильм вошли не все отснятые материалы, создатели ленты смонтировали и разместили в свободном доступе на видеохостингах ещё семь дополнительных сюжетов: «Николай Белехов. Работа для вечности», «Николай Баранов и Александр Наумов. Жизнь по Генплану», «Хлеборезка, ботинки, и хрустальное яйцо», «Елена Мамикова. Медсестра», «Наталья Соболева. Я училась с Таней Савичевой », « Григорий Ястребенецкий . Скульптуры войны» и «Яков Рубанчик. Влюблённый в город». Последний из них более подробно, чем в фильме, рассказывает о множестве документальных зарисовок — свыше 140 листов — из жизни блокадного города и серии рисунков с видами разрушений в Пушкине и Петродворце «Расстрелянный Растрелли », которую Рубанчик выполнил сразу после снятия блокады .
Перевод на иностранные языки
В сентябре 2020 года документальный фильм «Архитектура блокады» был переведён на немецкий язык по инициативе «Русско-немецкого Центра встреч» в рамках международного проекта «Гуманитарный жест». Автором идеи выступила директор центра Арина Немкова, перевод осуществил Лотар Деег, закадровый текст читали: Софи Темпельхаген и Свен Ханнсс. Официальная презентация немецкоязычной версии состоялась 23 сентября 2020 года .
В этот же период фильм получил англоязычные субтитры . Обе эти версии доступны для бесплатного просмотра на видеохостингах .
Съёмочная группа
- Продюсер и автор идеи: Виктор Наумов
- Автор сценария и режиссёр: Максим Якубсон
- Операторы: Георгий Поротов, Александр Поротов
- Звукорежиссёры: Сергей Синяк, Павел Горских, Дарья Благих, Дмитрий Васильев
- Режиссёр монтажа: Александр Эжбер
- Компьютерная графика: Александра Комарова, Константин Гаехо
- Координатор: Анна Асмолова
- Фотограф: Дарья Корякова
- Редактор: Ирина Гордеевская
- Расшифровка фонограмм и подбор материалов: Максим Якубсон, Анна Асмолова, Константин Жуков, Альмира Сахарбекова
Музыка в фильме
В фильме звучат фрагменты Симфонии № 7 («Ленинградской») Дмитрия Шостаковича в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Карла Элиасберга (архивная запись 1964 года); фрагменты сонаты для фортепиано и скрипки соль мажор KV 379 и сонаты для фортепиано и скрипки ми минор KV 304 Вольфганга Амадея Моцарта , исполняют Аркадий Штейнлухт (фортепиано) и Борис Кипнис (скрипка); современные музыкальные композиции «Зима», «Прощальная», «Голод», «Жестяной барабан» в исполнении автора — Константина Коноплина. А также песни: « Волховская застольная » (музыка Исаака Любана , стихи Павла Шубина ), исполняют Татьяна Савранская и Константин Коноплин (баян); «Тело» на стихи Глеба Семёнова , исполняет Ольга Новикова .
Награды и номинации
- 5 октября 2020 — шорт-лист ежегодной XXI Национальной премии « Лавровая ветвь » в области неигрового кино и телевидения в номинации «Лучший научно-популярный, просветительский фильм» (Москва) .
- 12 ноября 2020 — «Серебряный знак» Союза архитекторов России в номинации «Лучший фильм об архитектуре и архитекторах» на XXVIII Международном фестивале «Зодчество» (Москва) .
- 18 ноября 2020 — номинация «Времена не выбирают» на ХIII Всероссийском фестивале документальных фильмов «Соль земли» (Самара) .
- 27 ноября 2020 года — специальный приз жюри «За сохранение исторической памяти» и диплом Патриаршего совета по культуре на XXV Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» (Москва) .
- 30 ноября — 31 декабря 2020 — участие в Veterans Film Festival ( Канберра , Австралия) .
- 6—10 декабря 2020 года — участие в 22nd Madurai International Documentary and Short Film Festival 2020 ( Мадурай , Индия) .
- 7—11 декабря 2020 — участие в конкурсной программе неигрового кино XXVIII Фестиваля российского кино « Окно в Европу » (Выборг).
- 8 декабря 2020 — участие в ХIV Международном фестивале христианского кино «Невский Благовест» 2020 ( Александро-Невская лавра , Санкт-Петербург) .
- 25 февраля 2021 — съёмочная группа фильма удостоилась Высочайшей благодарности «За примерное служение Отечеству» от Главы Российского Императорского Дома Её Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны .
- 8 мая 2021 — приз за лучший документальный фильм на I Открытом российском кинофестивале патриотического кино «Малая земля» ( Новороссийск ) .
- 27 ноября 2021 — диплом Международного кинофестиваля «Северный характер» в номинации «Документальный фильм до 90 минут» ( Мурманск ) .
- 26 мая 2022 — почётная грамота Санкт-Петербургского открытого показа творческих работ «Экранизация» (Санкт-Петербург) .
- 30 июня 2022 — благодарность Центрального дома кинематографистов Союза кинематографистов России (Москва) .
Примечания
- . novayagazeta.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 24 июля 2020 года.
- . pobeda.tv. Дата обращения: 20 мая 2020. 22 мая 2020 года.
- ↑ . russianlaw.net. Дата обращения: 20 мая 2020. 14 июня 2020 года.
- ↑ . fontanka.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 10 июня 2020 года.
- . rtr.spb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 11 июня 2020 года.
- ↑ . courier-media.com. Дата обращения: 20 мая 2020. 23 июня 2020 года.
- ↑ . novayagazeta.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 14 июня 2020 года.
- . fontanka.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 10 июня 2020 года.
- . kinopoisk.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- .
- ↑ . calendar.fontanka.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 30 марта 2020 года.
- ↑ .
- .
- .
- . institutspb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 28 октября 2020 года.
- ↑ . 78.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 24 июля 2020 года.
- . globus.aquaviva.ru. Дата обращения: 15 мая 2020. 29 апреля 2017 года.
- ↑ . protect812.com. Дата обращения: 20 мая 2020. 31 января 2020 года.
- . dentons.com. Дата обращения: 20 мая 2020. 6 июля 2020 года.
- . russianlaw.net. Дата обращения: 20 мая 2020. 5 июля 2020 года.
- . naliteinom.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 13 мая 2020 года.
- . spbgasu.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 28 июля 2017 года.
- . gov.spb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 1 апреля 2018 года.
- ↑ . topspb.tv. Дата обращения: 20 мая 2020. 24 июля 2020 года.
- . spbarchives.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 31 мая 2019 года.
- . novayagazeta.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 14 июня 2020 года.
- . domkino.spb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 29 апреля 2020 года.
- ↑ .
- . konkretno.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 25 июля 2020 года.
- . akhmatova.spb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. 18 июня 2020 года.
- . drb-ja.com. Дата обращения: 18 января 0201. 29 ноября 2020 года.
- . lavrdoc.ru. Дата обращения: 18 января 0201. 19 января 2021 года.
- . zodchestvo.com. Дата обращения: 18 января 2021. 28 января 2021 года.
- . solzemli-samara.ru. Дата обращения: 18 января 2021. 27 января 2021 года.
- . fest.radonezh.ru. Дата обращения: 18 января 2021. 16 января 2021 года.
- (англ.) . veteransfilmfestival.com. Дата обращения: 18 января 2021. 28 ноября 2021 года.
- (англ.) . maduraifilmfest.blogspot.com. Дата обращения: 18 января 2021. 17 января 2021 года.
- . blago-fest.com. Дата обращения: 18 января 2021. 23 января 2021 года.
- . Проект «Сохраненная культура». Дата обращения: 10 мая 2021. 14 июня 2020 года.
- . kino-teatr.ru. Дата обращения: 10 мая 2021. 10 мая 2021 года.
- . northchar.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. 28 ноября 2021 года.
- . prescult.ru. Дата обращения: 27 мая 2022. 11 мая 2022 года.
- . prescult.ru. Дата обращения: 17 октября 2022. 11 мая 2022 года.
Литература
- Баранов Н. В. Силуэты блокады: записки главного архитектора города. — Л. : Лениздат, 1982. — С. 13—19. — 176 с.
- Васенина Л. Ф., Григорьева Г. К. Александр Иванович Наумов – градостроитель Ленинграда. Этапы творческого пути. — СПб. : Санкт-Петербургский государственной архитектурно-строительный университет, 2008. — 98 с.
- Особое имя в истории градостроительства // Вестник. Зодчий. 21 век. — СПб. : Зодчий, 2018. — Т. 2. — С. 86—97. — 112 с.
- Мирное оружие Ленинграда // Вестник. Зодчий. 21 век. — СПб. : Зодчий, 2019. — Т. 1. — С. 76—79. — 80 с.
- Наумов В. Б., Асмолова А. Н. // Искусство Евразии. — Барнаул, 2021. — Т. 4 (23). — С. 282—299. — 333 с.
Ссылки
- на сайте «Право и Интернет»
- в программе «Ветер в окно» в эфире «Радио России», 6 февраля 2020 года
- на телеканале «78», 27 января 2020 года
- на телеканале «Санкт-Петербург», 20 января 2020 года
- в «Новой газете», 23 января 2020 года
- в журнале «Вестник. Зодчий. 21 век», № 1 (70), 2019
- 2020-01-14
- 2