Interested Article - Культурная жизнь блокадного Ленинграда

У театральной афиши. Ленинград октябрь 1941 года. Россия, Санкт-Петербург

Культу́рная жи́знь блока́дного Ленингра́да — продолжавшаяся во время блокады Ленинграда творческая и просветительская работа деятелей культуры и науки, культурных и научных учреждений, включая их посещение рядовыми слушателями, зрителями и читателями.

История

А. Верт , работавший в годы войны корреспондентом радиокомпании « Би-би-си » и газеты « Санди таймс », отмечал: «…как только немцы были остановлены за стенами Ленинграда, как только было принято решение биться за каждый дом и за каждую улицу, ошибки военных и гражданских властей были охотно забыты, ибо речь теперь шла о том, чтобы отстоять Ленинград любой ценой» .

Общий настрой жителей Ленинграда отражён в словах художника-акварелиста и гравёра А. П. Остроумовой-Лебедевой , действительного члена Академии художеств СССР, написавшей в дневнике:

Я всем существом своим, умом, душой и сердцем сознаю, что нам сдавать Ленинград нельзя. Погибнуть, но не сдаваться. Советский человек даже в страшных условиях блокады находил силы бороться со всеми невзгодами. Его бесстрашие, отвага, способность к сопротивлению поразительные» .

Несмотря на голод, холод, бомбёжки и артиллерийские обстрелы, творческую работу продолжали музыканты и композиторы, сотрудники музеев, библиотек, ленинградские учёные, художники и поэты, проявляя в нечеловеческих условиях достоинство и лучшие душевные качества.

Всемирно известный востоковед И. Ю. Крачковский покинул город через год после начала войны. Страшную зиму 1942/1943 года он пережил в Ленинграде, за это время написал 14 глав монографии «Обзор арабской географической литературы», читал лекции в университете и Институте востоковедения академии. Как и всем, ему приходилось таскать воду и рубить дрова, чтобы выжить .

И. А. Орбели помимо большой научной работы в Эрмитаже подготовил и прочёл не менее двухсот лекции для жителей города и моряков-балтийцев. Искусствоведы провели гигантскую работу по защите и охране памятников архитектуры и искусства. В блокадном городе сотрудники музея водили по опустевшим залам экскурсии, рассказывая о вывезенных картинах .

Уникальными можно назвать выступления в годы блокады пианиста А. Д. Каменского , который играл в прифронтовых частях, на агитационных пунктах, вокзалах и в госпиталях, никогда не отказываясь от выступления. В Большом зале Ленинградской филармонии в декабре 1941 года он принимал участие в концерте при минусовой температуре в зале. Исполнялись произведения Чайковского. Оркестр был в валенках и перчатках, публика в пальто и тулупах. Пианист И. Каменский и дирижёр И. С. Миклашевский вышли на сцену во фраках. Зал аплодировал стоя . Работали Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина , библиотека Академии наук, районные и городские библиотеки города , более пятнадцати кинотеатров, издавались книги, художники писали плакаты и картины блокадного города .

Большую помощь оказала жителям осаждённого города поэтесса Ольга Берггольц , выступая по радио почти каждый день. Большой симфонический оркестр Ленинградского Радиокомитета и Театра музыкальной комедии были единственными коллективами, которые остались в блокадном городе и продолжали работать. По радио в блокадном Ленинграде почти ежедневно звучала классическая музыка. 9 августа 1942 года музыканты исполнили под управлением дирижёра Карла Элиасберга Симфонию № 7 («Ленинградская») в Большом зале филармонии .

После этого выступления концерты в филармонии стали регулярными — их общее количество перешагнуло за триста, и это был настоящий подвиг музыкантов . В Театре музыкальной комедии ставили спектакли и оперы, артисты выезжали на фронт, давая концерты, иногда по десять выступлений за день. Они же тушили зажигательные бомбы на крышах в составе команд МПВО , разбирали завалы в домах, входили в медико-санитарную команду, дежурили в госпиталях. Театральный коллектив изучал военное дело и умел стрелять .

В конце октября 1942 года в блокадном городе был открыт Городской театр. Позже он станет Ленинградским драматическим театром . В труппе играли артисты из разных театров: Театра драмы им. Пушкина, Дома Красной Армии, Нового ТЮЗа и Радиокомитета. За дни блокады было поставлено несколько пьес: «Русские люди», «Жди меня» ( К. Симонов ), «Женитьба Белугина» ( А. Островский ), «Фронт» ( А. Корнейчук ), «Нашествие» ( Л. Леонов ), «Олеко Дундич» ( А. Ржешевский ) и другие .

Ленинградский зоосад открылся летом 1942 года. В начале войны более половины животных из ленинградского зоосада были вывезены. Работники сохраняли оставшихся животных. В числе оставшихся в блокадном городе животных была бегемотиха Красавица . Для неё зоолог Екатерина Ивановна Дашина носила воду с Невы — до 400 л в день (не менее сорока вёдер), распаривала опилки и выращивала корм на грядках. Для огородов под овощи для животных были выделены дополнительные площади в Удельном. Бегемотиха и зоолог дожили до Победы . Слон и сторож погибли во время бомбёжки, из воронки пришлось доставать бизона .

Балетмейстер Аркадий Ефимович Обрант , воевавший на фронте, по поручению командования разыскал в блокадном Ленинграде девять участников танцевального коллектива — школьников, с которыми работал до войны. После нескольких репетиций и больницы, где танцоры восстанавливали силы, коллектив показывал военные и народные танцевальные номера в госпиталях и прифронтовой полосе: всего ансамбль представил до 1945 года более трёх тысяч концертов, в том числе — в Колонном зале Дома Союзов . А. Обрант стал первым военным балетмейстером Советского Союза .

В годы блокады гитлеровцы превратили Ленинград из « окна в Европу » в заблокированный город. Русская культура на подступах к Ленинграду столкнулась с «контркультурной и антигуманистической силой», став местом одной из «главных битв Второй мировой войны — „варварского разрушения“ и культуры» .

Примечания

  1. Верт А. Россия в войне 1941—1945. — М. : Прогресс, 1967. — С. 257. — 664 с.
  2. Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. — М. : Центрполиграф, 1951. — Т. 3. — С. 144.
  3. Коблякова В. И. dissercat.com . Дата обращения: 24 февраля 2021. 27 января 2019 года.
  4. Варшавский С., Реет Б. . — М. — Л.: Советский художни, 1966. — С. 90—91. — 196 с. 29 декабря 2019 года.
  5. Е. Михайлова. // музыка и судьба. — 2018. — № 2 . — С. 23—28 . — ISSN . 22 июля 2020 года.
  6. . ГБУК «Калининградская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара» . Дата обращения: 24 февраля 2021. 7 марта 2021 года.
  7. Надим Айдаров. // MUSICUS : Музыкальный журнал. — 2012. — № 1 . — С. 42—49 . — ISSN .
  8. . Санкт-Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича . Дата обращения: 13 февраля 2021. 25 января 2021 года.
  9. . rg.ru . Дата обращения: 24 февраля 2021. 11 августа 2021 года.
  10. . Санкт-Петербургcкий государственный театр музыкальной комедии . Дата обращения: 24 февраля 2021. 6 марта 2021 года.
  11. . Культура Петербурга . Дата обращения: 24 февраля 2021. 25 января 2021 года.
  12. Денисенко Е. Е. От зверинца к Zоопарку. История Ленинградского зоопарка. — Саект-Петербург: Искусство-СПб, 2003. — С. 205—206. — 380 с. — ISBN 5-210-01579-3 .
  13. . Kulturologia.Ru . Дата обращения: 24 февраля 2021. 17 января 2021 года.
  14. Карпушкина А. // Вестник МГУП. — 2014. — № 3 . — С. 194—198 . — ISSN .
  15. Цветов Д. Л. // Litera. — 2016. — № 4 . — С. 73—81 . — doi : .
Источник —

Same as Культурная жизнь блокадного Ленинграда