Спицын, Сергей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Никола́евич Спи́цын ( 8 июля 1923 , Детское село , — 25 марта 2014 ) — советский и российский художник, живописец, график.
Один из видных книжных и станковых графиков Санкт-Петербурга. Лауреат золотой медали Академии Художеств (2003).
Родился в Детском Селе . Детство провёл на Крестовском острове и, с 1930 по 1941 год, — в Лигове . Его отец, Николай Васильевич Спицын входил в религиозно-философское общество «Воскресение» Александра Мейера , был репрессирован в 1929, погиб в Соловецком лагере .
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года до конца войны, 14 мая 1945 года. В составе 9-го стрелкового полка 20-й дивизии в начале ноября 1941 года участвовал в боях на пятачке Невской Дубровки . С декабря 1941 года по март 1942 года находился в блокадном Ленинграде , продолжая обучение в СХШ . В конце марта 1942 года вместе с другими учениками и преподавательским составом СХШ эвакуировался в Самарканд. В августе 1942 года был призван в армию, вернулся на фронт . С осени 1943 года — в составе 27-й Ясловской ордена Кутузова Гвардейской миномётной бригады командиром отделения радиосвязи дивизиона с боями прошёл до Праги. Имел боевые награды (орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другие).
Выпускник СХШ (1948) и Академии художеств (1954). Член СХ России с 1955 года. Постоянный участник городских, зональных и всесоюзных выставок, выставок станковой и книжной графики (более 200) и нескольких групповых зарубежных выставок (Италия, США, Мексика, Австралия, Германия, Англия, Франция, Голландия); в том числе шести персональных.
В 1988—1989 годах принимал участие в открытии Собора Архангела Михаила в Ораниенбауме (Ломоносове), Собора Петра и Павла в Петергофе .
В 1994—1995 годах расписывал фресками (по собственному проекту) алтарную апсиду храма преподобного Сергия Радонежского (арх. А. М. Горностаев , 1861) в Троице-Сергиевой приморской пустыни под Санкт-Петербургом.
В 2006 года писал алтарные иконы для храма Св. Андрея Первозванного в Петергофе.
В 2009 года был награждён серебряной медалью «Святого Апостола Петра».
Скончался 25 марта 2014 года в Петербурге. Похоронен на Бабигонском кладбище в Петергофе .
Отец — Николай Васильевич Спицын (1883, Колпино, Санкт Петербургкая губерния — 1930, Кемь). Сын В. И. Спицына, дворянина, директора Акционерного общества Коломенского машиностроительного завода . C 1914 года входил в члены Петроградского религиозно-философского общества . В 1919—1924 годах входил в общество « Вольфила ». До революции работал управляющим канцелярии кн. Ф. Юсупова. После революции работал директором детского дома на Каменном острове. В конце 1922 года примкнул к кружку «Воскресение» А. А. Мейера . Постановлением от 22.08.1929 года заключён в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на 5 лет. Умер в заключении в Соловецком лагере 09.09.1930 года, похоронен в Кеми. 30 мая 1967 года постановлением Президиума Ленинградского городского суда реабилитирован.
Мать — Екатерина Сергеевна Спицына (урождённая фон Армфельт ) 1889, Санкт-Петербург — 1977, Ленинград), училась и затем преподавала в Царскосельском ремесленном приюте ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны, с 1915 года — начальница приюта. Выступала с концертами, как камерная певица. С 1912 по 1917 год пела в хоре Феодоровского собора . С 1920-х гг. — преподаватель русского языка и литературы в школах Ленинграда.
Жена — Раиса Яковлевна Спицына (урождённая Медведева) (1930-2016), юрист. Дочь — Елена Сергеевна Спицына, историк искусства, исследователь русского авангарда .
В 1954—1962 годах входит в круг ленинградских художников « сурового стиля ». Работы этого времени: серия литографий к поэме А. Твардовского «Дом у дороги» (1955—1956); серия офортов «41-й год»: «Отступление», «Бой», «Затишье» (1956—1957). В 1961—1962 годах сделал широко известную серию офортов «Рабочий поезд», в 1962-м — серию «Рабочая молодёжь».
После 1962 года отклоняет появившуюся возможность успешно работать в официальном советском искусстве .
В 1963—1973 годах, сближаясь с художником В. В. Стерлиговым , последователем Казимира Малевича , входит в живописно-пластическую традицию русского авангардного искусства. Это изменение в творческом пути художника было связано с тем, что с начала 1962 года В. В. Стерлигов начал развивать теорию К. С. Малевича о новых прибавочных элементах в изобразительном искусстве и открыл прибавочный элемент искусства этого времени: «прямо-кривую». В это открытие он посвящает нескольких художников, в том числе С. Н. Спицына; совместно они начинают разрабатывать эту идею и работать в новой пластической форме .
Этот узкий художественный круг соратников по искусству получил название «Старопетергофской школы» , так как встречи художников, совместная работа и выставки проходили у С. Н. Спицына в Старом Петергофе (пригород Петербурга). «Старопетергофская школа» была создана В. В. Стерлиговым и С. Н. Спицыным в 1963-65 годах; в круг этой «школы» входили художники Т. Н. Глебова , В. П. Волков, Г. П. Молчанова, Е. Н. Александрова, П. М. Кондратьев и искусствоведы А. В. Повелихина , Е. Ф. Ковтун . «Старопетергофская школа» продолжала своё существование до 1973 года.
С начала 1970-х годов С. Н. Спицын работает над развитием собственных пластических принципов, сочетающих достижения русского авангарда и традицию русской иконописи. В 1982—1983 гг. делает первую серию работ «по мотивам русских фресок», с этого времени развивая эту тему на продолжении многих лет. Серии работ: «Енисей» (1966—1968), «Шестнадцать пятниц» (1968—1969), «Сенеж» (1970), три «крымские» серии (1984, 1987, 1990), «Фрески Дионисия. Ферапонтово» (1980-е), живописная и графическая серия «Прощание с Финским заливом» (1980-е-1992), «Святители» и «Иноки» (1991—2000).
В 1960—1970-х гг. принимает участие в подготовке и проведении выставок художников русского авангарда в выставочных залах Ленинградском отделении Союза художников, способствуя их «возвращению» :
Отдельные проекты:
Подготовил и провёл несколько выставок В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой.
Автор воспоминаний о художниках Л. А. Юдине , П. Н. Филонове , В. В. Стерлигове, П. М. Кондратьеве, П. И. Басманове , В. Н. Петрове , Иоанне Вендланде .
Работал в книжной графике с 1954 года до 2000-х годов. С 1954 года начал постоянную работу с издательствами: « Детгиз », «Лениздат», «Гослитиздат», «Советский писатель», «Детская литература» и др. Иллюстрировал, преимущественно, книги для детей и юношества (более ста изданий). В числе прочего, оформил и проиллюстрировал почти все изданные книги ленинградского писателя Радия Погодина .