История евреев Палестины
- 1 year ago
- 0
- 0
|
В этой статье имеется
избыток цитат либо слишком длинные цитаты
.
|
Оставление евреев: Америка и Холокост 1941—1945 — документальная книга 1984 года, написанная Национального кружка книжных критиков
, бывшим профессором истории . Вайман был председателем Института изучения Холокоста. Книга «Оставление евреев » была хорошо воспринята большинством историков и завоевала множество премий и широкое признание, в том числе Национальную еврейскую книжную премию, Премию Анисфилда-Вольфа, Премию в области литературы в настоящем времени, Премию Стюарта Берната от Общества историков американских международных отношений и премии Теодора Салутоса Общества истории иммиграции, а также была номинирована на премиюВ ответ на решимость и согласованные действия нацистов по изгнанию евреев из Европы любыми возможными средствами, остальной мир закрыл множество возможностей для эмиграции евреев в другие страны. Например, легальная иммиграция в подмандатную Палестину, территорию, которая была определена Лигой Наций как родина и убежище для евреев , находящихся в опасности в своих странах проживания, была строго ограничена британскими мандатными властями в 1939 году; а многие страны просто отказывались разрешать европейским евреям въезд в свои страны. По мере того, как нацистская Германия набирала силу и наследовала большое еврейское население на захваченных территориях (таких как Польша, и многие другие), политика большинства стран сводилась либо к полной ликвидации еврейского присутствия (в случае нацистской Германии и её союзниц), либо к препятствованию еврейской иммиграции (в случае остальных стран) Закрытие иммиграционных возможностей в Америке освещается Вайманом в его книге 1968 года « Бумажные стены: Америка и кризис беженцев, 1938—1941» . Вайман продолжает документировать этот аспект истории Второй мировой войны в книге «Оставление евреев », которая охватывает следующий период, 1941—1945 годов, когда Америка и союзники воевали против Германии, а Холокост и « окончательное решение еврейского вопроса » достигли своей самой смертоносной стадии.
Вайман резюмирует свои основные выводы в предисловии (представленном ниже в отредактированном виде):
В книге «Оставление евреев» утверждается, что американские и британские политические лидеры во время Холокоста, включая президента Рузвельта , отвергли предложения, которые могли бы спасти сотни тысяч европейских евреев от смерти в нацистских лагерях смерти . Документы Ваймана, например, свидетельствуют о том, что Рузвельт неоднократно отказывал еврейским беженцам в убежище и не отдавал приказа о бомбардировке железнодорожных путей, ведущих в Освенцим . В то же время большинство еврейских лидеров в Америке и подмандатной Палестине (до создания Израиля в 1948 году) мало что сделали для того, чтобы заставить эти правительства изменить свою политику. Некоторые американские газеты, в том числе « Нью-Йорк Таймс », скрывали сообщения о массовом уничтожении евреев или сдвигали их со своих первых полос, из-за антисемитизма . При этом «Нью-Йорк Таймс» принадлежала евреям, однако возможно именно поэтому и не хотела выглядеть защитницей евреев в своих материалах.
Вайман приводит документы о том что правительства США и Великобритании отклонили многочисленные предложения принять европейских евреев. Этот вопрос был поднят на конференции в Белом доме 27 марта 1943 года с участием высших американских и британских лидеров военного времени, включая Рузвельта, госсекретаря США Корделла Халла , министра иностранных дел Великобритании Энтони Идена , советника президента Гарри Хопкинса и посла Великобритании в Вашингтоне , Лорд Галифакса . Халл поднял вопрос о том, чтобы союзники предложили принять от 60 000 до 70 000 евреев из Болгарии , союзника Германии. Сообщается, что Иден возразил, сославшись на риск того, что Гитлер может выдвинуть аналогичные предложения для евреев Германии и Польши, и сказал, что «просто не хватает кораблей и транспортных средств, чтобы справиться с ними».
Вайман пишет, что из-за сочетания нативизма , антисемитизма и нежелания действовать вне рамок прямой стратегической ценности, погибли миллионы евреев, которых можно было бы спасти. Он документирует многочисленные случаи, когда союзники находили ресурсы, такие как судоходство, для оказания помощи и спасения десяткам тысяч нееврейских беженцев, в то же время отказывая евреям в аналогичной помощи или усилиях по спасению. Например, он документирует, как британское правительство запретило въезд в подмандатную Палестину («еврейская национальная территория» согласно Лиге Наций) находящимся под угрозой уничтожения евреям, в то же время великодушно приняв в Палестину от 9 000 до 12 000 нееврейских греческих и 1800 нееврейских польских беженцев. Он приводит множество случаев, когда американские и британские власти отклоняли предложения нацистов об обмене евреев на ресурсы, часто с документами о том, как союзники опасались, что евреев будет так много, что это может ослабить военные усилия союзников. Он также документирует усилия Госдепартамента США по отказу в убежище находящимся под угрозой уничтожения евреям и неспособность американского еврейского истеблишмента оказать достаточное давление на американских политиков, таких как Рузвельт, с тем чтобы они участвовали в эффективных спасательных операциях. Брекинридж Лонг , один из четырёх помощников госсекретаря, и клика других руководителей Госдепартамента занимают видное место во многих эпизодах этой истории. Вайман документирует, как Лонг и его коллеги неоднократно препятствовали мерам, которые могли бы эффективно спасти евреев.
Вайман выделяет несколько организаций сравнительно эффективных в спасательных операциях, в частности, некоторые ортодоксальные еврейские организации, Американский еврейский объединённый распределительный комитет , а также ревизионистскую сионистскую фракцию под названием «бергсониты», получившие свое название от своего лидера, так называемого «Питера Х. Бергсона», который на самом деле был английским псевдонимом Гиллеля Кука , палестинского еврея и племянника рава Авраама Исаака Кука , который был связан с радикальной вооруженной подпольной группировкой « Иргун Цвай Леуми ». «Бергсон» приехал в Соединенные Штаты, чтобы сформировать «Американских друзей еврейской Палестины», «Комитет еврейской армии» и другие организации по спасению европейского еврейства.
Вайман особенно критически относится к основному американскому еврейскому и сионистскому руководству, которое было неэффективно в своих усилиях по спасению и часто ставило на первое место борьбу с американским антисемитизмом и укрепление сионистских позиций послевоенного еврейского общества в Палестине (будущем Израиле), а не необходимость спасения евреев от нацистских преследований и геноцида.
В главе «Ответственность» Ваймана есть подраздел «Что могло быть сделано», в котором он признает, что возможности спасения были «сужены решимостью нацистов уничтожить евреев» и что «условия войны сами по себе затруднило спасение… скорее всего, не удалось бы спасти миллионы». Однако он утверждает, что «не мешая военным действиям, можно было бы спасти дополнительные… сотни тысяч». Затем он представляет подборку из двенадцати программ, которые были предложены (среди прочего) во время Холокоста и которые могли бы быть эффективными, если бы только их опробовали. Его выбор включал (в отредактированных подробностях):
- Самое главное, «Комитет по делам военных беженцев» должен был быть создан в 1942 году. И он должен был получить адекватное государственное финансирование и гораздо более широкие полномочия.
- Правительство США, действуя через нейтральные правительства или Ватикан , могло оказать давление на Германию, чтобы она освободила евреев.
- Соединенные Штаты могли оказывать постоянное давление на союзниц Германии, чтобы те освободили их евреев.
- Необходимо было оказать сильное давление на нейтральные страны вблизи Германии и её союзниц, чтобы принять евреев. Необходимо было создать убежища за пределами Европы. Тогда маршруты бегства оставались бы открытыми, и продолжающийся поток беженцев мог бы покинуть территорию Германии и её союзниц.
- Найти достаточное количество убежищ для беженцев может и нелегко, однако жизнь в лагерях беженцев всё же предпочтительнее смерти. Другие страны использовали американскую скупость как аргумент, когда их спрашивали почему они не принимают евреев. Например, в Иерусалиме во время своего кругосветного путешествия в 1942 году Уэнделл Уилки спорил с британскими властями о необходимости допустить большое количество евреев в подмандатную Палестину (будущий Израиль). Британский верховный комиссар ответил, что, поскольку Соединенные Штаты не принимают евреев даже в пределах квоты, американцы вряд ли могут выступать с такой критикой.
- Морские перевозки были необходимы для перевозки евреев во внешние убежища. В начале 1943 года Соединенные Штаты и Великобритания отвернулись от румынского предложения освободить 70 000 евреев, пока ещё выживших ходе систематического уничтожения Румынией сотен тысяч евреев в концлагерях Транснистрии . Это был принципиальный моральный провал.
- Кампания по стимулированию и содействию бегству привела бы к значительному потоку спасающихся евреев.
- Гораздо большие суммы денег должны были быть переведены в Европу для облегчения побегов, для сокрытия евреев, для снабжения продовольствием, для укрепления еврейских и нееврейских подпольных формирований.
- Гораздо больше усилий нужно было приложить, чтобы найти способы отправить продовольствие и медикаменты.
- Соединенные Штаты могли бы оказать гораздо большее давление на нейтральные правительства, Ватикан и Международный Красный Крест , чтобы побудить их предпринять более ранние и более энергичные действия.
- Возможна была некоторая военная помощь.
- Гораздо больше правды об уничтожении евреев должно было быть распространено по всей Европе.
Подавляющее большинство профессиональных историков, специализирующихся на Второй мировой войне и Холокосте, в целом принимают, поддерживают, признают или находятся под влиянием аргументов Ваймана. Некоторые выступают против его критики президента Рузвельта, в защиту действий основных еврейских организаций и оспаривают его утверждения что союзники могли эффективно помешать геноциду евреев, разбомбив лагеря смерти (тема, которую часто называют ).
Доктор Джеймс Х. Китченс III, архивариус Центра исторических исследований ВВС США , критиковал Ваймана за его игнорирование ситуации тотальной войны , в которую были вовлечены союзники, и за то, что он основывает свою книгу на социально-политических источниках без ссылок на военную историю, которая, как он утверждает, имеет решающее значение для дебатов о бомбардировках. Китченс утверждал, что бомбить Освенцим было бы нецелесообразно. Двумя основными моментами Китченса являются: 1) у союзников не было достаточно подробных сведений о местонахождении этих объектов, и 2) логистика бомбардировки была бы слишком сложной для успешного результата. Историк Ричард Леви поддерживает позицию Китченса. Другие историки указывали: 1) у союзников были возможности получить достаточную военную информацию о потенциальных целях, хотя не было предпринято никаких согласованных усилий по сбору такой информации. и 2) было много успешных бомбардировок союзников, которые были такими же сложными и проводились на базе сравнительно неполных разведданных. Представление о том, что бомбардировка Освенцима была бы особенно сложной, подвергается серьёзному сомнению; некоторые предположили, что на Китченса могло повлиять желание защитить своего работодателя.
Почти все историки согласны с позицией Ваймана о том, что союзники и нейтралы могли бы сделать гораздо больше для спасения находящихся под угрозой уничтожения европейских евреев. Редким исключением является Уильям Д. Рубинштейн, чей « Миф о спасении: почему демократии не смогли спасти больше евреев от нацистов » является непосредственным критическим ответом на « Оставление евреев » и множество других работ, поддерживающих позиции Ваймана. Рубинштейн утверждает, что у западных держав была история приема иммигрантов, Палестина не была (политически удобным для Великобритании) потенциальным убежищем из-за противодействия арабов иммиграции евреев на территорию будущего Израиля, а эффективные действия союзников против лагерей смерти были невозможны.
Однако даже самые резкие критики Ваймана признают, что многие утверждения Ваймана верны. Рубинштейн, например в значительной степени согласен с Вайманом (и многими другими историками) в том, что влияние политического руководства палестинских арабов во главе с великим муфтием Иерусалима Хадж Амином аль-Хусейни и арабское восстание 1936—1939 годов в Палестине были факторами, подтолкнувшими британское правительство к нарушению международных обязательств своего временного мандата на Палестину , заключавшихся в первую очередь в создании родины для еврейского народа , которая была бы убежищем для спасения евреев, находящихся под угрозой уничтожения. И Вайман, и его критики согласны с тем, что британское решение о нарушении этого главного обязательства мандата было воплощено в Белой книге 1939 года, которая сократила еврейскую иммиграцию в Палестину до годовой квоты всего в 10 000, с максимальным суммарным числом иммигрантов в 75 000, и после пятилетнего периода поставила всю еврейскую иммиграцию в зависимость от решения палестинского арабского сообщества (резко враждебного еврейской иммиграции). Долгосрочные последствия британского отказа от обязательств мандата для европейского еврейства во время Холокоста в целом признаются критиками Ваймана, хотя Вайман подробно описывает пагубные последствия более подробно, чем многие из его недоброжелателей.
Например, разногласия между Рубинштейном и Вайманом по этому вопросу состоят главным образом в аргументе Рубинштейна о том, что как раз сионистские евреи в Палестине (такие как Давид Бен-Гурион) во многом тоже виноваты в отсутствии своевременного убежища для европейских евреев в Палестине, а не вся ответственность ложится на британские власти или палестинских арабов, которые яростно сопротивлялись таким спасательным операциям. Некоторые историки призвали к ответу Рубинштейна и других критиков Ваймана за такие утверждения и прямо атаковали эту критику позиций Ваймана как ненаучную «полемику».
Многие историки, в том числе доктор Дэвид Кранцлер, специализирующийся на документировании спасителей евреев, отмечают, что большое количество евреев было спасено, и утверждают, что можно было бы спасти ещё больше, часто используя те же исторические примеры, которые приводит Вайман. В большинстве случаев усилия по спасению инициировались не крупными признанными еврейскими и сионистскими организациями Запада, правительствами союзников, или такими учреждениями, как Ватикан или Красный Крест. Наиболее успешные спасательные операции были результатом работы небольших независимых еврейских и нееврейских групп, которые в основном действовали вне и часто вопреки инструкциям своих собственных зонтичных организаций. Примеры включают: