Interested Article - Черненко, Мирон Маркович

Миро́н Ма́ркович Черне́нко ( 17 февраля 1931 , Харьков 24 февраля 2004 , Санкт-Петербург ) — советский и российский киновед . Кандидат искусствоведения . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 2002 ) .

Биография

Отец, бухгалтер харьковского треста «Коксохим» Марк Миронович Черненко (1893—1938), уроженец местечка Каменный Брод , был арестован и расстрелян 19 октября 1938 года.

Мирон Черненко окончил Харьковский юридический институт (1952; специализация — гражданское право ) и ВГИК (1964; специализация — кинокритика и кинодраматургия , сценарный факультет, мастер Е. Н. Виноградская ) .

В 1976 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Возникновение и развитие кинематографии в Монгольской Народной Республике (1921—1976 гг.)» . Кандидат искусствоведения [ уточнить ] ( 1978 ).

Работал в Госфильмофонде СССР (1962—1965) сотрудником зарубежного отдела, в журнале « Советский экран » (1965—1976) редактором зарубежного отдела, в (с 1976 года — завотделом европейского кино). Возглавлял отборочную комиссию на XIX и XX Московских международных кинофестивалях . С 1994 года по 2003 год президент Гильдии киноведов и кинокритиков России .

Мирон Черненко — автор монографий (творческих портретов) о Фернанделе , Анджее Вайде , Казимеже Куце , о монгольском и югославском кино . Особое место в области исследовательских интересов Мирона Черненко занимали творчество Анджея Вайды и польское кино в целом . Этой теме посвящены десятки его статей, очерков, рецензий, интервью и репортажей.

Черненко также опубликовал рекламно-информационные брошюры о творчестве таких режиссёров, как Юлий Райзман , Фрунзе Довлатян , Марлен Хуциев , Сергей Параджанов . Автор множества статей о кинематографе, в том числе в журналах « Искусство кино », « Киноведческие записки », « Советский экран », а также в зарубежных изданиях.

Мирон Черненко свободно говорил и писал на польском и сербскохорватском языках, а также переводил на русский язык литературные тексты . Он участвовал в литературном переводе на русский язык книги Кшиштофа Занусси « » и статьи того же автора « », посвящённой столетию кино. Переведена им и небольшая польского актёра Даниэля Ольбрыхского о Владимире Высоцком , и новелла югославского сценариста и кинорежиссёра « ».

Книга Черненко « » обобщила огромный фактографический материал, связанный с еврейской темой и еврейским участием в российском кино (более 500 фильмов). В 2001 году Гильдия киноведов и кинокритиков России наградила эту книгу премией «Слон» в номинации «Книги по истории кино» . Книга Мирона Черненко «Красная звезда, жёлтая звезда» находится в библиотеке Конгресса США , в государственной библиотеке Израиля , в Едином каталоге научных библиотек Польши , в Швейцарской национальной библиотеке , в Российской государственной библиотеке .

Наряду с книгой «Красная звезда, жёлтая звезда» Мироном Черненко в соавторстве с Владимиром Дмитриевым был написан « », по которому режиссёр Александр Рехвиашвили снял документальную кинотрилогию .

Мирон Маркович Черненко скончался 24 февраля 2004 года в Санкт-Петербурге . Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище .

Память о Мироне Черненко

Памяти Черненко посвящён вышедший в 2006 году сборник «Просто Мирон». В нём опубликованы избранные работы Черненко и воспоминания его друзей.

Сегодня, спустя годы, я полагаю, что встреча Мирона с польскими солдатами армии генерала Андерса в Шепетовке была подарком Бога польскому кинематографу, так как Черненко, как кинокритик, был как бы специально создан для того, чтобы говорить и писать о наших фильмах .

Мы можем легко расходиться в суждениях или во вкусах, но когда дело доходит до оценки нашей человечности, каждое несогласие становится помехой в дружбе. Я пишу об этом потому, что смерть Мирона вразумила меня, что в моей жизни он был одним из очень немногих критиков, с которыми я действительно дружил. Мы были знакомы, как говорят поляки, «от всегда», с того времени, куда простирается память взрослого человека .

Мне его очень не хватает. Я не могу вспомнить, как мы познакомились. Только помню, что незаметно возник очаровательный человек, с добрыми глазами, с лёгким, каким-то располагающим голосом. Я не люблю чрезмерно серьёзных людей. И вот Мирон, который был абсолютно серьёзным человеком, всегда как-то умело снимал пафос с присущим ему чувством юмора…

Гильдия киноведов и кинокритиков России ежегодно определяет лауреатов премии по киноведению и кинокритике (приза «Слон») имени Мирона Черненко . Также Гильдия вручает премию имени Мирона Черненко в области кино при вручении ежегодной национальной премии кинокритики и кинопрессы « Белый слон ».
См. также

  • Просто Мирон / Г. Компаниченко, О. Рейзен. — М. : Материк, 2006. — 448 с. — 500 экз. ISBN 5-85646-170-3 .
  • Валерий Кичин . . Российская газета (27 февраля 2004).
  • . Новая газета (1 марта 2004). Дата обращения: 10 марта 2016.
  • . Телеканал «Культура» (18 февраля 2011). Дата обращения: 13 марта 2016.
  • . Сайт Гильдии киноведов и кинокритиков. Дата обращения: 11 марта 2016.
  • . Музей кино.

Польская тема

Друзья детства и юности Мирона Черненко Феликс Рахлин , Валентин Ивченко и Игорь Маневич рассказывают в своих воспоминаниях о том, что Польша , её культура, литература, поэзия и кино интересовали его с юных лет.

Анджей Вайда


Роль фильма Анджея Вайды « Канал », как, впрочем, и роль самого Вайды в выборе области дальнейших исследований сначала студента, а по окончании ВГИКа начинающего кинокритика и сотрудника Госфильмофонда Мирона Черненко, наиболее полно отражена в воспоминаниях его друга, однокашника и коллеги Наума Клеймана . Эти воспоминания вошли в книгу «Просто Мирон» .

Начав с короткого интервью, Мирон Черненко буквально «заболел» Вайдой и публикации о нём, его фильмах, его планах, его театральном творчестве посыпались одна за другой. Промежуточным, но очень важным, итогом этого увлечения стала книга « », вышедшая в 1965 году , через три года после первой встречи.

В книгу «Анджей Вайда» вошли обстоятельные рецензии Мирона Черненко на фильмы, снятые тогда ещё молодым польским режиссёром до её выхода в свет. « Поколение », « Канал », « Пепел и алмаз », « », « Сибирская леди Макбет », « », « Пепел » — таков неполный перечень исследованных и упомянутых в книге фильмов Анджея Вайды .

Фильмы Анджея Вайды , снятые после публикации в СССР книги о нём, нашли отражение в отдельных рецензиях и отзывах Мирона Черненко. « Березняк », « Земля обетованная », « Пейзаж после битвы », « Барышни из Вилько » были выделены киноведом особо. Кроме того, он неоднократно упоминал эти и другие фильмы Анджея Вайды в своих работах о польском кинематографе в целом, об отдельных аспектах польского, и не только польского, кино, о других режиссёрах и, разумеется, об актёрах и актрисах, игравших в этих фильмах.

Дружба и творческое сотрудничество Мирона Черненко с Анджеем Вайдой продолжалось всю его жизнь, о чём сам Вайда рассказывает с большим удовольствием и теплотой к своему давнему другу .

В 2008 году , уже после смерти Мирона Черненко, Анджей Вайда представил польской публике книгу своего друга « », выходу которой всемерно способствовал .

Простой перечень всех польских кинематографистов, упомянутых Мироном Черненко в своих публикациях, может получиться слишком длинным. Среди них особое место занимают Кшиштоф Занусси , Эдвард Жебровский , Кшиштоф Кесьлёвский , Казимеж Куц , Збигнев Цибульский , Даниэль Ольбрыхский . Их творчество отмечено в книгах Мирона Черненко, им посвящены творческие портреты. Снятые ими фильмы и сыгранные ими роли обсуждаются в многочисленных интервью. Кроме того, Мирон Черненко пишет подробные и обстоятельные рецензии на фильмы, снятые с их участием.

Работая в Научно-исследовательском институте киноискусства, Мирон Черненко пишет и публикует научные и научно-популярные статьи о польском кинематографе в целом. «Продолжение следует» выходит в « Советском экране » ( 1978 ); «Польша», «Кинематограф ПНР» публикуются в тематических сборниках издательства ВНИИК ( 1989 ). В 1977 году Мирон Черненко приступает к написанию книги « » по заказу издательства « Искусство ». Книга была написана, но советская цензура не допустила её публикации в СССР . Александр Трошин в своём предисловии к публикации этой книги в 2005 году в журнале « Киноведческие записки» очень подробно рассказал, как Мирону Черненко не давали опубликовать книгу. Предисловие называется «Книга, которая шла к нам двадцать лет».

Библиография

Книги

  • Черненко М. М. / под ред. Р. П. Соболева. — М. : Искусство , 1965. — 180 с. — ( Мастера зарубежного киноискусства ). — 8000 экз.
  • Черненко М. М. / под ред. Р. П. Соболева. — М. : Искусство , 1968. — 144, [32] с. — ( Мастера зарубежного киноискусства ). — 100 000 экз.
  • Черненко М. М. / Ред. Э. Мендельсон. — М. : Союз кинематографистов СССР «Бюро пропаганды советского киноискусства», 1976. — 62 с. — 2000 экз.
  • Черненко М. М. / Н. Амашукели. — М. : Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1983. — 32 с. — 10 000 экз.
  • Черненко М. М. / Под ред. Э. П. Болгариной. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1985. — 84 с. — 75 000 экз. — ISBN ББК 85.374(3).
  • Черненко М. М. Кино Югославии / Под ред. Л. А. Карасёва. — М. : Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1986. — 63 с. — 14 000 экз.
  • Черненко М. М. Фрунзе Довлатян. Творческий портрет / Под ред. Н. Г. Амашукели, В. В. Ивановой. — М. : Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1987. — 14 000 экз.
  • Черненко М. М. Марлен Хуциев. Творческий портрет / Под ред. Н. Г. Амашукели, Е. В. Смирновой. — М. : Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1988. — 15 000 экз.
  • Черненко М. М. . — М. : Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1989. — 31 с.
  • Черненко М. М. / ред. М. А. Рюрикова ; худ. А. Е. Генкель. — М. : Киноцентр, 1990. — 44 с. — ISBN ББК 85.373(3).
  • Chernjenko M. M. Makedonskiot Film. — Скопье: Kinoteka Na Makedonija, 1997. — ISBN 9989643067 .
  • Черненко М. М. . — М. : Киногильдия, 2000. — 79 с.
  • Черненко М. М. . . — Винница : Глобус-Пресс, 2001 . — 432 с. — (Студия 1+1). — 1000 экз. ISBN 9668300017 .
  • Черненко М. М. . . — « Киноведческие записки ». — 2005 . — № 71, 72, 74.
  • Черненко М. М. . Красная звезда, жёлтая звезда: Кинематографическая история еврейства в России, 1919—1999. — М. : Текст, 2006 . — 317 с. — (Еврейская книга). — 3000 экз. ISBN 5-7516-0504-7 .
  • Czernienko M. M. / pod redakcją Tadeusza Lubelskiego. — Warszawa : Fundacja Kino, 2007. — ISBN 9788392285038 .

Статьи

  • Черненко М. М. // Комики мирового экрана : сборник статей / сост. В. С. Головской; общ. ред. и предисл. Р. Н. Юренева. — М. : Искусство, 1966. — С. 228—245 .
  • Черненко М. М. Душан Вукотич // Кино Югославии : сб / сост. И. Райгородская. — М. : Искусство, 1978.
  • Черненко М. М. Хайрудин Крвавац // Кино Югославии : сб / сост. И. Райгородская. — М. : Искусство, 1978.
  • Черненко М. М. Франце Штиглиц // Кино Югославии : сб / сост. И. Райгородская. — М. : Искусство, 1978.
  • Черненко М. М. Неповторимость национальной легенды, или Приключение по-польски и по-югославски // Приключенческий фильм — пути и поиски : сб. — М. : ВНИИК, 1980.
  • Черненко М. М. Кино балканского региона: культурологический аспект // Кино братских стран. Проблемы социалистического кинематографа : сб. — М. : ВНИИК, 1983.
  • Черненко М. М. Высокая роль «низкого» жанра (мелодрама в кинематографе Монголии) // Киноискусство Азии и Африки : сб / Под редакцией А. В. Караганова, составитель С. А. Торопцев. — М. : Наука, 1984. — С. 36—47 .
  • Черненко М. М. Романистика Михаило Лалича и проблемы реализма в кино СФРЮ // Взаимоотношения кино и литературы : сб. — М. : ВНИИК, 1987.
  • Черненко М. М. Польша // Панорама кинематографа социалистических стран — 1988 год : Сб. науч. трудов / Ред.-сост. И. С. Быкова, Е. Л. Мосина. — М. : ВНИИК, 1989.
  • Черненко М. М. // Экранный мир Сергея Параджанова : сборник статей / авт. идеи и сост. Ю. Морозов. — Киев: ДУХ I ЛІТЕРА, 2013. — С. 179—191 . — ISBN 978-966-378-317-8 .
  • Черненко М. М. // Экранный мир Сергея Параджанова : сборник статей / авт. идеи и сост. Ю. Морозов. — Киев: ДУХ I ЛІТЕРА, 2013. — С. 254—261 . — ISBN 978-966-378-317-8 .

Переводы

Периодика

«Искусство кино»

«Советский экран»

«Экран»

  • Черненко М. М. . 1. История греха // « Экран ». — 1993 . — № 9.
  • Черненко М. М. . 2. «И сотвори себе кумира…» // « Экран ». — 1993 . — № 10.
  • Черненко М. М. . 3. «Убий!..» // « Экран ». — 1993 . — № 11—12.
  • Черненко М. М. . 4. «…ложного свидетельства на ближнего своего…» // « Экран ». — 1994 . — № 1.
  • Черненко М. М. . 5. «… и вола его, и осла его… и все, что у ближнего твоего…» // « Экран ». — 1994 . — № 2—3.
  • Черненко М. М. . 6. «Не укради, а то!..» // « Экран ». — 1994 . — № 5—6.
  • Черненко М. М. . 7. «Не прелюбодействуй, не то…» // « Экран ». — 1994 . — № 7.

Газеты

Примечания

  1. . Президент России . Дата обращения: 19 июля 2023. 25 ноября 2020 года.
  2. Черненко, Мирон. от 23 июля 2021 на Wayback Machine , от 2 августа 2022 на Wayback Machine
  3. Черненко М. М. Возникновение и развитие кинематографии в Монгольской Народной Республике (1921—1976 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения : (17.00.08) / НИИ теории и истории кино. — М.: [б. и.], 1978. — 26 с.
  4. ,
  5. . Дата обращения: 9 марта 2016. Архивировано из 5 апреля 2016 года.
  6. Хрусталёв, Николай. . Молодёжь Эстонии (10 января 2004). 10 марта 2016 года.
  7. Занусси, Кшиштоф . от 21 июля 2021 на Wayback Machine ,
  8. (амер. англ.) . IMDb . Дата обращения: 19 июля 2023. 11 февраля 2023 года.
  9. . Дата обращения: 6 марта 2016. Архивировано из 6 октября 2015 года.
  10. . Дата обращения: 11 марта 2016. 26 мая 2022 года.
  11. (недоступная ссылка)
  12. . Дата обращения: 11 марта 2016. 26 мая 2022 года.
  13. (недоступная ссылка)
  14. . Дата обращения: 11 марта 2016. 26 мая 2022 года.
  15. . Дата обращения: 11 марта 2016. 12 марта 2016 года.
  16. Энтова, Ася. от 29 января 2018 на Wayback Machine // Хроники Иерусалима, 18 июля 2001.
  17. Андрей Плахов . . Коммерсантъ (26 февраля 2004). 11 марта 2016 года.
  18. . Дата обращения: 20 июля 2023. 20 июля 2023 года.
  19. . Дата обращения: 6 марта 2016. Архивировано из 6 октября 2015 года.
  20. . Дата обращения: 12 марта 2016. 12 марта 2016 года.
  21. . Дата обращения: 12 марта 2016. 12 марта 2016 года.
  22. . Дата обращения: 12 марта 2016. 12 марта 2016 года.
  23. Наум Клейман .
  24. // Известия , 2011 , 4 марта.
  25. от 18 мая 2015 на Wayback Machine // Film-onet. Wiadomosci, 2007 , 18 декабря.
  26. Мирон Черненко . от 10 мая 2017 на Wayback Machine // Предисловие к сборнику (недоступная ссылка) // Перевод В. Фенченко и М. Черненко, М. , Искусство , 1978 .
  27. . Дата обращения: 16 марта 2016. 14 марта 2016 года.

Ссылки

  • Марина Костылева. . Интернет-портал Российского еврейского конгресса (2002). Архивировано из 26 сентября 2015 года.
  • Олег Сулькин. . Новое русское слово (4 апреля 2004).
  • // «Interia film», 26 февраля 2004
  • Лев Айзенштат // «Народ Книги в мире книг», апрель 2002
  • . Телеканал «Культура» (18 февраля 2011). Дата обращения: 13 марта 2016.
  • Андрей Шемякин. . РГГУ (29 января 2004).
  • Наум Клейман. Национальный кинопортал Film.ru — все о кино (29 марта 2001).
  • Александр Федоров. . Psyfactor (2016).
  • Мирон Черненко. . Урал (2004).
  • Афанасий Мамедов. . ЛЕХАИМ (октябрь 2010).
  • Андрей Щербак-Жуков. . Независимая газета (29 марта 2007).
  • Павел Сиркес. . №7 (79) . Заметки по еврейской истории (Апрель 2007 года).
  • . Kinocenter.rsuh.ru. Дата обращения: 16 мая 2016.
Источник —

Same as Черненко, Мирон Маркович