Interested Article - День Катастрофы

День па́мяти Катастро́фы и герои́зма ( ивр. יום הזיכרון לשואה ולגבורה Йом ха-зикаро́н ла-Шоа́ ве-ла-гвура́ ; сокращённо также День Катастрофы ивр. יום השואה Йом ха-Шоа́ ) — национальный день памяти и траура в Израиле и за его пределами, установленный Кнессетом в 1951 году . День, в который по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время Второй мировой войны .

Отмечается каждый год 27 нисана по еврейскому календарю (однако, если 27 нисана выпадает на пятницу, то день переносится на 26 нисана) .

История возникновения

Необходимость установления Мемориального дня в память о евреях, уничтоженных нацистами , отчётливо ощущалась евреями во всём мире. Вскоре после обретения Израилем независимости (1948 год) развернулась дискуссия о том, какая дата является подходящей для увековечивания памяти о Катастрофе. Были высказаны разные мнения, и эта тема стала предметом жарких политических и религиозных дискуссий.

Бен Гурион (в то время — премьер-министр и руководитель правящей партии Мапай ) считал необходимым приурочить день памяти к началу восстания в Варшавском гетто . Сама дата начала восстания, 14-й день месяца нисан — канун праздника Песах , не подходит для национального траура. Бен Гурион видел в восстании Варшавского гетто ответ будущим нападкам воинствующего антисемитизма . По этой же причине он назвал этот день Йом ха-зикаро́н ла-Шоа́ ве-ла-гвура́ (День памяти Катастрофы и героизма).

Менахем Бегин , лидер оппозиционной партии, считал наиболее подходящей датой 9 Ава — всеобщий день национальной трагедии, когда были разрушены Первый и Второй Храмы . Ультраортодоксальные раввины разделяли эту точку зрения.

Главный Раввинат Израиля и движение « Мизрахи » считали самым подходящим 10-е число месяца тевет . По их мнению, этот день поста, установленный в память о начале разрушения Иерусалима , отвечал идее дня памяти. Сегодня Главный Раввинат Израиля отмечает этот день как траурный день национального «Каддиша».

12 апреля 1951 года Кнессет принял резолюцию о провозглашении 27-го числа месяца нисан «Днём памяти Катастрофы и героизма». Это 6-й день после окончания праздника Песах и неделя перед Йом Ха-Зикарон и Днем Независимости . Близость этих дат символизирует путь еврейского народа к возрождению государства.

Премьер-министр Леви Эшколь в этот день в 1968 году впервые провёл награждение ветеранов медалью «Борец с нацизмом» .

Обычаи

Этот день является недавним добавлением к еврейскому календарю памятных дней, и потому его обычаи находятся в стадии формирования.

В некоторых синагогах в Йом ха-Шоа проходит особая служба. Обычно зажигают шесть мемориальных свечей — в память о шести миллионах погибших во время Катастрофы европейского еврейства, — и произносится поминальная молитва Изкор.

На кладбищах Йоханнесбурга и Кейптауна проводятся особые мемориальные церемонии. На кладбище Уэст Парк южно-африканским художником был создан мемориал, состоящий из шести огромных шофаров . В Израиле Йом ха-Шоа — это Национальный День Траура, установленный Кнессетом . Официальная церемония проводится в Яд ва-Шем (Мемориальном центре Катастрофы в Иерусалиме).

В 10 часов утра в этот день по всей стране звучит сирена , во время которой замирает вся страна , и граждане двумя минутами молчания отдают дань памяти погибшим. При этом не важно, где они находятся в это время: идут ли по улице, едут ли в автобусе, поезде или машине или находятся на работе или дома. Если они находятся на работе, дома или идут по улице, они встанут или остановятся и будут стоять во время звучания сирены. Если они едут в машине или в автобусе, то остановятся, выйдут из машины и будут стоять во время звучания сирены. Даже если они едут на поезде между населёнными пунктами, и сирена не слышна, то машинист в назначенное для сирены время остановит поезд, все встанут со своих мест и будут стоять во время звучания сирены.

В израильском обществе существуют разногласия по поводу приемлемости данной традиции. Сирена никогда не являлась атрибутом иудаизма . Некоторые, в основном ортодоксальные евреи, считают неприемлемым использовать неиудейские обычаи и по этой причине не встают под звук сирены. Однако предпосылки замирания под траурную сирену фактически уходят корнями в Устную Тору , концепция каковых (предпосылок) — «если произошло несчастье — задумайся, какая лично твоя и/или твоих предков (а значит, и лично твоя — раз до сих пор не наступило искупление и долгожданная геула ) вина , что данное несчастье произошло» — именно поэтому благочестивым евреям подобает поститься при каждом несчастье, и именно в этом заключается внутренний смысл траурной сирены.

В этот день израильтяне молятся о том, чтобы времена гибели и ужаса никогда не повторились.

См. также

Примечания

  1. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. от 19 октября 2013 на Wayback Machine , на сайте кнессета. (иврит)
  3. . Дата обращения: 5 октября 2007. 8 марта 2005 года. Молитвы в День Катастрофы и героизма

Ссылки

Источник —

Same as День Катастрофы