Палладино, Эвсапия
- 1 year ago
- 0
- 0
Эвсапия Палладино ( итал. Eusapia Palladino , настоящее имя — Eusapia Raphael Delgaiz , 21 января 1854 года в Минервино-Мурдже , провинция Бари , — 1918 ) — медиум эпохи расцвета спиритуализма из Неаполя , Италия , чей феномен исследовали ученые и энтузиасты ранней парапсихологии в течение почти сорока лет. Личность странная и неоднозначная, Палладино часто уличалась в мошенничестве, но вместе с тем демонстрировала на глазах у скептически настроенных наблюдателей, использовавших жёсткие методы контроля, необъяснимые явления, реальность которых никто из очевидцев не подвергал сомнению. Именно благодаря шумной известности Палладино явление спиритической материализации оказалось в центре внимания серьёзных исследователей, в числе которых были Ч. Ломброзо , Э. Морселли , Ш. Рише , К. Фламмарион , Х. Каррингтон , Пьер и Мария Кюри и другие.
Эвсапия Палладино родилась 21 января 1854 года . Её мать умерла при родах, отец погиб в 1866 году . Очень скоро окружающие стали замечать, что в присутствии девочки происходят необъяснимые явления; раздаются, например, стуки в деревянной мебели каждый раз, когда она к ней прикасается. Сама Эвсапия то и дело утверждала, что видит по ночам перед собой чьи-то глаза и часто просыпается оттого, что невидимые руки срывают её постельное белье .
Вскоре после того, как девочка осиротела, её взяла к себе в качестве служанки богатая неаполитанская семья, члены которой очень скоро поняли, что перед ними необычный ребенок. Первым медиумистские способности выявил в ней синьор Дамиани, известный в Италии исследователь паранормальных явлений. Знакомство его с Эвсапией произошло при загадочных обстоятельствах. Синьора Дамиани, его жена, побывала на спиритическом сеансе в Лондоне , где известная в спиритических кругах того времени сущность по имени «Джон Кинг» (утверждавшая, будто бы он — дух пирата Генри Морган ), сообщил присутствующим, что в Неаполе появилась девочка-медиум, его реинкарнированная дочь, и продиктовал адрес дома, где она живёт. В 1872 году Дамиани отправился по этому адресу и в указанном доме нашёл Эвсапию Палладино, о существовании которой до этого не слыхал .
Под наблюдением Дамиани девочка начала стремительно развивать свои способности. Первые пять или шесть лет своей деятельности она посвятила так называемому «бесконтактному медиумизму». Затем на её сеансах стали появляться призрачные руки и недооформленные фигуры. Её «духом-наставником» был всё тот же Джон Кинг: как правило, он общался с присутствующими посредством стуков, но иногда переходил на итальянский язык. Палладино каждый раз заранее знала, что именно будет происходить на сеансе, и предупреждала об этом присутствующих. Наблюдатели отмечали, что материализуя объект, она, судя по всему, испытывала страдания: билась в конвульсиях и отчаянно жестикулировала. Характерной особенностью сеансов Палладино была необходимость сочувствия со стороны гостей, их желания с ней сотрудничать. Каким-то образом в происходящем использовалась их коллективная мысль и воля.
Первым представителем научного сообщества, во всеуслышание объявившим о том, что Палладино демонстрирует подлинный спиритический феномен, был Эрколе Киайа. 9 августа 1888 года он в открытом письме пригласил Ломброзо пронаблюдать Палладино. Киайа писал:
Речь идет о женщине-инвалиде, принадлежащей низшему общественному классу. Ей около тридцати лет и она совершенно невежественна; внешность её ничем не примечательная и сама она не обладает силой, которую криминологи называют „очаровывающей“. Но при желании она способна как днем, так и в ночное время в течение часа развлекать группу любопытствующих совершенно невероятными явлениями. Привязанная ли к стулу или удерживаемая руками, она привлекает к себе предметы мебели, окружающие её, поднимает их в воздух, заставляет их висеть в воздухе подобно гробу Магомета и затем опускаться волнообразными движениями, так, словно они повинуются её воле. Она меняет их расположение по высоте как вздумается, заставляет раздаваться в стенах, в потолке, полу стуки — самых изощрённых ритмов и рисунков. В ответ на просьбы гостей нечто похожее на электрические разряды исходит от её тела…
Учёный описал также всевозможные примеры медиумизма Палладино: в сосуде с жидкой глиной появлялись отпечатки ладоней и даже изображение лица, медиум поднималась в воздух (при том, что её пытались удерживать руками), играла на музыкальных инструментах и увеличивала собственный рост более чем на четыре дюйма.
Она как индийская резиновая кукла, как автомат нового типа: она принимает странные формы. Сколько у неё рук и ног? Мы не знаем. Пока зрители, не веря глазам своим, держали её за руки и ноги, мы видели, как появлялись дополнительные конечности, непонятно откуда. Её туфли не могли бы вместить эти чудовищные ступни. Это невольно наводит на мысль о вмешательстве некой таинственной силы.
В феврале 1891 года профессор Чезаре Ломброзо посетил два сеанса Палладино в Неаполе, после которых написал: «Со смятением и стыдом вспоминаю я, что столь упорно отрицал возможность существования явлений, называемых спиритическими». В своем отчете, опубликованном в Annales des Sciences Psychiques ( 1892 ), Ломброзо не только признал реальность наблюдавшегося феномена, но и описал многочисленные случаи, когда чудеса в комнате происходили, пока он сам крепко держал руки и ноги медиума. Его убеждённость привела к тому, что множество европейских учёных приступили к исследованиям, и Эвсапии Палладино в течение многих лет пришлось принимать участие в многочисленных экспериментах.
Пользуясь аналогией с гипнотизмом, Ломброзо сформулировал собственную теорию происходящего, согласно которой — подобно изменению ощущений в обычном трансе, — в трансе медиумическом меняются физические характеристики человека.
Много лет спустя в книге «After Death — What?» ( 1909 ) он обнародовал некоторые детали, касавшиеся личных качеств своей подопечной. Ломброзо писал, что культура Палладино — на уровне самой неразвитой крестьянки, но при этом «…она обладает чутьем и своеобразным интеллектом, который позволяет ей мгновенно распознавать великих людей в числе тех, кто знакомятся с ней и относиться к каждому исключительно исходя из своей оценки личных качеств человека, без всякой оглядки на ложный авторитет или состоятельность». Отмечая простодушие и наивность этой женщины, он признавал, что временами она демонстрировала хитрость, граничившую с лживостью. Выяснилось, что «она обладает необычайно острой визуальной памятью, запоминая, например, в точности пять различных текстов, показанные ей в течение трех секунд. Она способна очень быстро, особенно с закрытыми глазами, не только в точности воссоздавать облик людей, которых видела мельком, но и давать им по этим впечатлениям точные личностные характеристики».
Ломброзо отмечал в её характере и странности, граничившие с истеричностью, а подчас и почти сумасшествием. Палладино страдала мгновенными перепадами настроения, очень необычными фобиями (она, например, до ужаса боялась запачкать руки) и почти детской склонностью к мечтательности. Она испытывала галлюцинации, причем видела своё собственное «привидение», приходила в ярость, особенно, когда подвергалась критике и набрасывалась на недругов с кулаками. Эти недостатки странным образом уживались в ней «с необычайно сердечной добротой, щедростью по отношению к бедным и стремлением облегчить беды других людей или даже животных, с которыми обращаются жестоко».
Артур Леви в своем отчете о сеансе в доме Камиля Фламмариона в 1898 году писал об Эвсапии Палладино: «Две вещи обращают на себя внимание: её большие глаза, пылающие странным огнём… напоминающие лаву Везувия. Другая странность — её рот странных контуров. Никогда не понятно, выражает ли её лицо интерес, страдание или насмешку».
Ломброзо, тщательно изучивший Палладино, не мог не признать и её склонности к жульничеству. Она то и дело высвобождала руки, время от времени пыталась поднимать коленями столы. Видели, как она собирает в саду цветы, которые потом якобы материализует на сеансах. Аналогичные выводы сделал и . Оба исследователя, однако, утверждали, что при этом Палладино демонстрировала и истинные явления, в реальности которых у присутствующих не возникало сомнений.
Вот как описывал профессор Морзелли происшедшее после того, как Палладино в трансе попыталась высвободить руку и протянула её к трубе, лежавшей на столе:
…В тот момент, когда контроль был особенно тщательным, труба вдруг взлетела со стола и исчезла в „шкафу“, пролетев между медиумом и наблюдателями. Очевидно, медиум пыталась сделать своей рукой то, что потом осуществила медиумическим путём. Невозможно предположить, что это была попытка грубого надувательства. Нет сомнения в том, что медиум не прикасалась к трубе — она не могла этого сделать. Но даже если бы и смогла, у неё всё равно не было возможности поместить трубу в шкаф, который находился за её спиной».
За опытами Ломброзо в 1891 году последовали работы Миланской комиссии в 1892 году , в состав которой входили директор Миланской обсерватории профессор Скиапарелли, профессор физики Джероза, доктор натурфилософии Эрмакора государственный советник российского императора А. Н. Аксаков , Карл дю Прель , доктор философии из Мюнхена, и профессор Шарль Рише из парижского университета. Было проведено семнадцать заседаний.
Затем она приехала в Варшаву по приглашению Юлиана Охоровича . В кабинет для спиритических сеансов допускались любые измерительные приборы, доктора осматривали Эвсапию перед каждым сеансом, а еще туда был приглашен фокусник Владислав Рыбка (Władysław Rybka), чтобы он мог при желании обнаружить и разоблачить любые трюки. Как бы ни старался Юлиан провести чистые эксперименты, проблемы начались незамедлительно. Эвсапия всегда требовала выключать яркий свет и оставлять помещение затемненным, часто требовала удалить неугодных ей людей из кабинета и наотрез отказывалась двигать силой мысли отдаленные предметы, а передвигала только близко расположенные к ней. Конечно же, это дало повод для обвинений в грязных трюках, использовании физического воздействия, тонких нитей и т.д.
Многие исследователи оставили отчеты, в которых описывали бесчисленные случаи появления призрачных рук, которые прикасались к ним при полном освещении, а также полёты стола по комнате. В 1894 году Палладино в Париже, Бордо и Монфоре наблюдали профессор Рише, сэр Оливер Лодж и Фредерик Мейерс. «Каковы бы ни были объяснения всего происходившего, я вынужден признать истинность увиденного», — писал Лодж.
В числе тех, кто участвовал в дальнейших исследованиях, были профессор Сиджвик, доктор Ричард Ходсон, Фламмарион, Шарль Рише, Викторьен Сарду, Жюль Кларети, Адольф Биссон, профессора Порро, Морселли, Боццано, Венцано, Ломброзо, Вассало и другие.
После того, как Лодж выступил с отчетом о своих наблюдениях на заседании ОПИ, сэр Уильям Крукс заметил, что описываемые явления очень походили на то, что происходило в присутствии Д. Д. Хьюма . Доклад Лоджа подвергся критике со стороны доктора Ричарда Ходсона. В августе — сентябре 1895 года последний сам провел серию наблюдений в Кембридже , и последняя оказалась крайне неудачной. Впрочем, противники Ходсона утверждали, что всему виной методика контроля, применявшаяся кембриджскими экспериментаторами. Так или иначе, в редакционном комментарии журнала Общества психических исследований (Journal of the Society for Psychical Research), опубликовавшего отчёт сэра Оливера, говорилось о том, что само по себе появление «духовных» рук рядом с телом медиума «…есть обстоятельство prima facie, наводящее на мысль о жульничестве». После этого ОПИ решило прекратить с Палладино все контакты.
Позже доктор Хиуорд Каррингтон отмечал, что кембриджские наблюдатели не имели ни малейшего представления о так называемой «эктоплазматической конечности» — явлении, отмеченном у Слэйда и других медиумов. «Все возражения… можно опровергнуть, если предположить, что Эвзапия на время материализует „третью руку“, втягивая её в себя после того, как произойдёт то или иное явление», — писал Каррингтон. Это предположение подтверждалось многими последующими наблюдениями. В 1894 году сэр Оливер Лодж увидел нечто, что он назвал «появлением дополнительных конечностей», соединённых с телом Эвзапии или находящихся очень близко к нему.
Позже профессор Боттацци так описывал происходившее на одном из сеансов:
...Рука опустилась на моё правое предплечье, не сжимая его. На этот раз я не только прикоснулся к ней, но к тому же мог отчётливо увидеть человеческую руку естественного телесного цвета, я ощупал пальцы и тыльную сторону тёплой и шершавой ладони. Потом рука растворилась (что я и видел собственными глазами) в теле мадам Палладино, она втянулась туда, описав при этом кривую линию. Признаюсь, я начал подозревать, что не уследил за тем, как освободилась левая рука Эвзапии. Однако по всему выходило, что эти сомнения беспочвенны, потому что наши руки продолжали соприкасаться, как и прежде…
В июле 1907 года профессор Галеотти увидел нечто, названное им «раздвоением левой руки медиума». Одна из них располагалась на столе, и её касался Боттацци, другая, словно бы выходя из плеча, касалась другой руки и в ней растворялась. Подобные сообщения повторялись раз за разом.
В 1905 — 1907 годах за исследование взялся Парижский институт психологии (в числе наблюдателей были Пьер и Мария Кюри ). В ходе 43 заседаний наблюдались как реальные необъяснимые явления, который медиум не могла бы при всём желании сфальсифицировать, так и явные попытки обмана с её стороны.
В 1908 году Общество психических исследований решило вернуться к исследованию Палладино, пригласив к участию троих закоренелых скептиков. Это были практикующий маг-иллюзионист У. У. Багалли, Иврард Филдинг (почётный секретарь Общества, поднаторевший в разоблачении медиумов-шарлатанов) и доктор Херевард Каррингтон, не раз писавший, что за все время работы на спиритических сеансах ни разу не встречал реального медиумизма. В ноябре — декабре комиссия провела 11 сеансов в гостиничном номере отеля Виктория в Неаполе. ОПИ, надеявшееся таким образом раз и навсегда разоблачить медиума, добилась результатов прямо противоположных.
После того, как комиссия опубликовала отчет о проведенной работе в 59-м выпуске Proceedings of the Society for Psychical Research , даже закоренелый противник спиритуализма Фрэнк Подмор вынужден был признать: «Здесь, возможно впервые в истории современного спиритуализма, мы видим факты, изложенные перед нами во всей своей полноте. Каждый, кто ознакомится с отчётом комиссии, согласится с тем, что от всего этого трудно отмахнуться, как от обычного жульничества». Полный отчет об этой продолжительной серии опытов был приведен в книге Х. Каррингтона «Феномен Эвзапии Палладино» .
В 1910 году Палладино прибыла в США . К этому времени её медиумистские способности явно пришли в упадок, и сообщений о явных попытках жульничества с её стороны было множество. Но по-прежнему появлялись сообщения и об истинных материализациях. Свидетелем одного такого явления стал, в частности, известный иллюзионист Ховард Терстон, которого приглашали на сеансы исключительно с разоблачительной целью. Здесь же, в Америке, один из репортёров без обиняков поинтересовался у неё, не уличали ли её когда-либо в мошенничестве. «Среди тех, кто собирается вокруг стола, всегда найдутся люди, которые только и ждут подвоха, — они просто хотят этого. Вот, я впадаю в транс. Ничего не происходит. Зрители начинают терять терпение. Они жаждут чудес во что бы то ни стало. Их рассудок настроен на это заранее, и я чисто бессознательно подчиняюсь им. Подобное происходит не часто. Но именно такие люди принуждают меня своей волей к подобным поступкам» , — отвечала она.
В 1918 году Эвсапия Палладино скончалась; будучи неграмотной, она так и не узнала о спорах, которые в течение сорока лет велись вокруг неё в прессе и научном сообществе. «Феномен Палладино, несомненно, весьма своеобразен, но можно со всей определённостью сказать, что до неё в истории спиритизма не было более могущественного медиума, — писал А. Конан Дойль. — И хотя именно она порой попадалась на явном надувательстве, тем не менее нельзя пренебрегать реально достигнутыми положительными результатами» .
London: T. Werner Laurie, 1910.
Palladino. Milan, 1896.