Interested Article - Христианский пацифизм

Дезертир (1916), автор Боурдмен Робинсон
Красноармейцы, отказавшиеся по религиозным убеждениям стрелять по мишеням. Исходя из контекста — евангельские христиане или баптисты

Христиа́нский пацифи́зм (от лат. pacificus — умиротворяющий, от pax — мир и facio — делаю) — мотивированное христианскими убеждениями отрицание войн и насилия как способа разрешения общественных и/или личных конфликтов. Основой для таких взглядов и поведения является признание безусловного характера евангельского принципа «непротивления злу насилием», впервые представленного в « Нагорной проповеди » Иисуса Христа (Новый Завет, Евангелие от Матфея, 5-я глава, ст. 38-39).

Идеи миролюбия и осуждения насилия отчётливо выражены в Новом Завете . « Отцы церкви » ( Климент Александрийский , Ориген и другие) считали военную службу неприемлемой для христиан.

После обретения христианством статуса официальной религии Римской империи пацифистские идеи в Церкви постепенно исчезли. Взамен Августин выдвинул доктрину « справедливой войны », получившей официальное одобрение церковной иерархии . В дальнейшем богословие «справедливой войны» было проработано Фомой Аквинским и окончательно оформлено в трудах Франсиско Суареса .

В различное время подобных взглядов придерживались донатисты , вальденсы , катары , францисканцы , лолларды , социниане . Пацифистские идеи озвучивали такие представители Реформации , как Эразм Роттердамский и Себастьян Франк . Позднее в качестве вероучительного догмата пацифизм был принят в ряде протестантских течений: , чешские братья , гуттерское братство , меннониты , квакеры , гернгутеры , шейкеры , данкеры , амиши , адвентисты седьмого дня . Пацифизма придерживается значительная часть евроазийских евангельских христиан , баптистов , пятидесятников и мессианских евреев .

Пацифизма придерживается ряд религиозных течений, которые не разделяют традиционных церковных догматов: универсалисты , Свидетели Иеговы , духоборы , толстовцы , либеральные христиане (как Альберт Швейцер ) и др. В настоящее время как отдельные приверженцы пацифизма, так и целые организации существуют в рамках абсолютного большинства христианских конфессий, включая как традиционные ( католицизм и православие ), так и протестантские Церкви ( англиканство , лютеранство , пресвитерианство , баптизм , методизм и др.).

До начала XX века христианские пацифисты в различных странах часто подвергались преследованиям как со стороны светских властей, так и со стороны религиозных лидеров. Однако в результате катастрофических последствий Первой и особенно Второй мировых войн это движение окрепло . Во многих странах, в том числе и в современной России, за христианскими пацифистами признано право на прохождение альтернативной службы .

Основания пацифистского богословия в Новом Завете

В качестве текстуальных оснований пацифистского богословия приводят следующие тексты Нового Завета:

  • «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую» ( Мф. , ).
  • «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. ).
  • «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» ( Мф. ).
  • «И мир имейте между собою» ( Мк. ).
  • «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» ( 1Пет. ).
  • «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь… Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» ( Рим. ).
  • «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» ( Рим. ).
  • «А Я говорю вам: не противься злому» ( Мф. ).
  • «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца» ( 1Пет. ).
  • «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» ( Иак. ).
  • «Никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» ( 1Ин. ).

и другие.

Вероисповедные основания пацифистского богословия

В качестве вероисповедных принципов приводят следующие:

  • Буквальное понимание заповеди Иисуса Христа о любви к врагам и непротивлении злу силой (Мф. 5:44; Лк. 6:27, 35; Рим. 12:17-21), отменившей собой ветхозаветную заповедь «око за око» (Мф. 5:38-42).
  • Отражение безусловной Божьей любви к каждому грешнику (3 Ин. 11; 1 Пет. 2:21-23; 1 Кор. 4:16; Еф. 5:1; Флп. 2:5) и уподобление кроткому образу Иисуса Христа (Мф. 11:29; 2 Кор. 10:1; 2 Тим. 2:25; Тит. 3:2).
  • Непревзойденная ценность любой человеческой личности (Мф. 16:26; Ин. 15:13; 1 Ин. 3:16), исключающая возможность христианину выступать в роли тех, кто выносит или исполняет смертные приговоры по отношению к другим людям (Мф. 13:28-30; Ин. 12:47; 1 Пет. 2:21-23; Рим. 12:17-19).
  • Миротворческий характер миссии Христа, имеющей как вертикальное (людей с Богом), так и горизонтальное (людей между собой) измерения (Мф. 5:9, 24; Рим. 5:10-11; 2 Кор. 5:18-19; Еф. 2:14-18; Кол. 1:20-22).
  • Полное доверие своей жизни Богу перед лицом насилия и принятие страданий и поношения как добровольного акта подражания Господу Иисусу Христу (Мф. 20:22-23; Мк. 8:34; 1 Пет. 2:21; Флп. 1:29; Кол. 1:24).

Предшественники христианского пацифизма

Зачатки христианского пацифизма в период Ветхого Завета

Хотя в Ветхом Завете Бог проявлял преимущественно Свою справедливость, а не любовь (отсюда истребление жителей Ханаана за их грехи и допущение закона «око за око»), даже в этот период присутствуют определённые зачатки новозаветного пацифизма. Хотя данная через посредство Моисея заповедь «Не убий» (Исх. 20:13; Втор. 5:17) не относилась к национальным врагам Израиля, тем не менее, с её помощью пресекалось зло, существующее внутри Божьего народа.

Первым пацифистом, отказавшимся от сопротивления посягательствам на его жизнь со стороны его родного брата, был сын Адама, Авель, ставший также и первым мучеником за свои убеждения (Быт. 4:8). Примеры прощения своим обидчикам мы видим в лице Авраама (Быт. 21:25-30), Иакова (Быт. 26:17-22), Исава (Быт. 33:4), Иосифа (Быт. 50:15-21). Не мстил своим провинившимся друзьям и Иов (Иов 42:7-9).

Убийство человека на войне, которая велась по воле Бога, оскверняло культовую чистоту даже рядового иудея: «И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши» (Числ. 31:19). По этой причине священники и пророки не могли участвовать в войнах (см. Числ. 18:20, 23; Втор. 18:1, 2).

Блестящий образец пацифизма представлен нам в служении пророка Елисея, который не только спас жизнь врагам своего отечества, но и превратил их в его друзей (4 Цар. 6:18-23). Подобно Елисею, и автор книги Притчей заявляет: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 25:21-22).

В книгах Пророков , входящих в состав Ветхого Завета, предсказывается будущее Царствие Небесное, руководимое не человеческими, а божественными принципами, в котором не будет места насилию и убийству. Особенно ярко это прозвучало у Исайи : «Перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).

Различие между милитаристскими (если говорить в целом) установками Ветхого Завета и очевидно «пацифистской» по своему содержанию проповеди Иисуса Христа в Новом Завете может быть объяснено с помощью известной богословской теории «прогрессивного (постепенно раскрывающегося) Откровения». Согласно этой теории на протяжении истории человечества Бог передавал людям Свое Откровение постепенно — в той мере, в какой они были способны его воспринять.

Пацифизм ессеев

Историки сходятся в том, что религиозное движение ессеев , распространенное в Иудее и Египте во II в. до н. э. — II в. н. э., до некоторой степени подготовило почву для восприятия христианства и что между первыми массами последователей Иисуса было много ессеев.

По словам Филона Александрийского : «У них вы не найдёте ремесленника, изготовляющего луки, стрелы, кинжалы, шлемы, панцири, щиты, и вообще никого, делающего оружие, орудия или что бы то ни было, служащее для войны. Нет у них и тех мирных занятий, которые легко ведут ко злу: так, они даже и во сне не знают ни крупной, ни мелкой, ни морской торговли, ибо они отклоняют от себя побуждения к корыстолюбию. У них нет ни одного раба, но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги».

Появление христианского пацифизма

Период Нового Завета

Впервые пацифистские утверждения встречаются в учении Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. ). Христово «А Я говорю вам…» является не повторением ветхозаветной заповеди «Не убий», а углублением её содержания . Эти же идеи исповедуют апостолы Пётр ( 1Пет. ; 1Пет. ) и Павел ( Рим. ). Каждый последователь Иисуса Христа имеет право возразить нечестивой власти, что и имело место во время суда первосвященников над Ним ( Ин. ) и над апостолами: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. ), но не имеет право выступать против неё с оружием в руках ( Мф. ).

Жизнь Иисуса Христа полностью соответствовала Его учению. Когда Пётр попытался защитить Христа в Гефсиманском саду, «говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. , ). Когда Спаситель висел на кресте, то не проклинал Своих обидчиков, но молился о них: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. ).

Жизнь апостолов Иисуса Христа также свидетельствуют о том, что все они были пацифистами. Красноречивый тому пример — мученическая смерть Стефана, по примеру Христа, молящегося за своих убийц, а не проклинающего или устрашающего их Божьим судом ( Деян. , ). Кроме того, царь Ирод Агриппа без каких-либо затруднений и проблем арестовал апостола Иакова и казнил ( Деян. ). Никто из первых христиан не воспротивился этому беззаконию. Видя, что это приятно народу, он арестовал и Петра, чтобы казнить и его, но после Пасхи. И снова-таки, мы не видим того, чтобы церковь Христа строила какие-либо планы справедливого воздаяния, но видим её молящуюся в полном уповании на Бога ( Деян. , ).

Свидетельство Павла о том, что «начальник есть Божий слуга», который «не напрасно носит меч» ( Рим. ), не имеет никакого отношения к участию христиан в осуществлении государственных функций, хотя и призывает их покоряться «всякой» власти, включая и злую, в смысле отказа от вооружённой борьбы.

Ранняя Церковь

Многие христиане первых веков отказывались от военной службы вследствие именно пацифистских взглядов, а не только по причине необходимости на этой службе поклоняться императору и языческим богам. Христианский пацифизм был настолько широко распространён в Ранней Церкви, что такому врагу христианства, как Цельс , казалось, что пацифистами были абсолютно все христиане (« Истинное слово », 177—179 гг. н. э.).

Отцы Церкви о ненасилии и пацифизме

Пацифистские взгляды можно обнаружить в трудах большинства «отцов Церкви», живших в I—IV веках по Р. Х. Особенно можно выделить следующих из них: Тертуллиана , Ипполита Римского , Иринея Лионского , Климента Александрийского , Оригена , Киприана Карфагенского и Лактанция .

  • «Любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага» (Учение Двенадцати ( Дидахе ) (ок. 85), гл. 1).
  • «Не старайся сам мстить тем, которые оскорбляют тебя… Будем же подражать Господу, Кто, когда Его поносили, не воздавал тем же; когда Его распинали, Он не отвечал; когда Он страдал, Он не угрожал, но молился о своих врагах» ( Игнатий Антиохийский (ок. 110). Послание к ефесянам, гл. 10).
  • «Мы, которые исполнены войной, взаимным кровопролитием и всяким злом, изменили своё воинское оружие, наши мечи на орала, а наши копья на орудия по обработке почвы» ( Иустин Мученик (ок. 153). Диалог с Трифоном, пар. 110).
  • «Мы служим Богу руками, незапятнанными кровью и чистыми от убийств… Мы сотрудничаем в труде отчизны молитвой. Хотя мы не становимся воинами (императора), даже когда он старается силой заставить нас, мы сражаемся за него (и за то, чтобы был мир) молитвой» ( Ориген (185—254). Против Цельса).
  • «Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ. Они не должны браниться. Если они получат в качестве награды венец, они не должны возлагать его себе на голову» ( Ипполит Римский (ок. 170 — ок. 235). Каноны Ипполита, канон 13). «Не должно быть христианину в армии, за исключением случая, когда его принуждают взять меч в руки. В таком случае пусть он не берёт на себя греха пролития крови. Но если кровь прольётся, пусть он будет отстранён от таинств, чтоб хотя бы через наказание, слёзы и стенания очиститься» (там же, канон 14). «Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога» (Ипполит Римский. Апостольское предание, гл. 16.9).
  • «Мы, составляющие такое множество людей, усвоили из Его заповедей и наставлений то, что не должно воздавать злом за зло, что лучше перенести, нежели нанести обиду, что предпочтительнее свою кровь пролить, нежели чужой запятнать руки и совесть» ( Арнобий (305). Против язычников, кн. 1, гл. 6).
  • «Кто нибудь скажет здесь: так что же есть благочестие, где оно и каково? Конечно же, оно у тех, кто не приемлет войны, кто хранит со всеми мир, у кого друзьями являются даже враги, кто считает всех людей за братьев, кто умеет сдерживать гнев и усмирять сдержанностью любое душевное негодование» ( Лактанций (ок. 304—313). Божественные установления. кн. 5, гл. 10). «Когда Бог запретил убивать, Он не только удерживал нас от разбоя, заниматься которым и общественными законами запрещено, но увещевал также, чтобы мы не совершали и того, что у людей считается дозволенным. Так, праведнику нельзя служить в армии, ибо он служит справедливости, и даже нельзя выносить кому бы то ни было смертный приговор, [то есть нельзя быть судьёй], ибо нет никакой разницы, убиваешь ли ты мечом или словом, поскольку запрещено уже само убийство. Итак, из этого предписания Бога нельзя делать никакого исключения. В самом деле, убивать человека — всегда великое злодеяние, ведь Бог восхотел, чтобы человек был неприкосновенным живым существом» (там же, кн. 5, гл. 20).
  • «Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и сребро употребляли, и посредством даров достигли возстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания писаний в притворе. Во всех же сих надлежит приимати в разсуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые, со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определённаго времени слушания, прилично будет приимати в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид вхождения в церковь возмнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния» (Правило 12 Первого Вселенского Собора, Никейского).

Толстовство

Проповедь ненасилия занимала большое место в учении Льва Толстого . Проблема связи христианства и насилия подробно рассмотрена в статье « Закон насилия и любви » . Толстой подчеркивает важность искреннего принятия исходных догматов христианства, не искаженных официальными конфессиями , в частности православием . В особенности он обращает внимание на важность неукоснительного соблюдения запрета на убийство и насилие, даже в тех случаях, когда таковые диктуются государственными интересами .

Критика

Слова Нового Завета, призывающие к миру и отрицающие воздаяние злом за зло, говорят о жертвовании личными интересами, но никак не отрицают обязанность защиты ближних, к которой апеллирует идеология воинской службы. В Библии нигде не осуждается воинская служба как таковая:

  • Когда к Иоанну Крестителю среди кающихся приходят воины и спрашивают: «А нам что делать?» — Иоанн отвечает: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14.) — не осуждая тем самым воинскую службу как таковую.
  • Сам Христос хвалит капернаумского сотника (центуриона) за веру, никак не осуждая его занятие (Мф. 8:10, Лк. 7:9), причём иудейские старейшины свидетельствуют о добродетельности этого сотника (Лк. 7:4-5).
  • Апостол Петр крестит сотника Корнилия, не требуя от него оставить службу (Деян., глава 10), причём автор книги Деяний свидетельствует о сотнике, что он «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». (Деян. 10:2.)

История Церкви знает множество канонизированных святых-воинов, а значит их служба и участие в боевых действиях не стали для них препятствием к святости. В том числе ряд святых прославлены непосредственно за подвиги в защиту земного отечества: свв. блгв. князья Александр Невский и Дмитрий Донской , прпп. Пересвет и Ослябя, св. прав. Феодор Ушаков . А прп. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского и его войско перед Куликовской битвой .

Наиболее авторитетные отцы Церкви никогда не запрещали воинскую службу, а также не существует решений Соборов как-либо осуждающих её, за исключением правила 12 Первого Вселенского Собора, Никейского («Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся …»). Более того, совершённое в ходе военных действий убийство врага либо рассматривается как непреднамеренное и заслуживающее снисхождения, либо вообще как благо:

  • Свт. Афанасий Великий в «Послании к монаху Аммуну» пишет: «Не позволительно убивать; но убивать врагов на войне — и законно, и похвалы достойно».
  • Свт. Василий Великий в 13-м правиле пишет в виде совета: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых таин». При этом в «Письме к воину» пишет, что «узнал в тебе человека, доказывающего собою, что и в военной жизни можно сохранить совершенство любви к Богу и что христианин должен отличаться не покроем платья, но душевным расположением».
  • Блаженный Августин «О Граде Божием», книга 1, глава 21: «Впрочем, тот же самый божественный авторитет допускает и некоторые исключения из запрета убивать человека. Но это относится к тем случаям, когда повелевает убивать сам Бог, или через закон, или же особым относительно того или иного лица распоряжением. В этом случае не тот убивает, кто обязан служить повелевшему, как и меч служит орудием тому, кто им пользуется. И поэтому заповеди „не убивай“ отнюдь не преступают те, которые ведут войны по велению Божию или, будучи в силу Его законов, то есть в силу самого разумного и справедливого распоряжения, представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью».
  • Свт. Филарет (Дроздов) в «Пространном катехизисе» пишет: «Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество».

См. также

Примечания

  1. , с. 394.
  2. Бородин О. Р. : Формирование христианского пацифизма : [ 18 февраля 2020 ] // Византийские очерки. — М. : Индрик, 1996.
  3. Брок П. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  4. // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
  5. Гололоб, Геннадий. : [ 20 апреля 2020 ] // статья : электр. изд. — 2014.
  6. Амусин И. Д. Находки у Мертвого Моря. М., «Наука», 1965
  7. Таубе, М. А. : [ 13 января 2020 ]. — М. : Посредник, 1905. — С. 39—40.
  8. (рус.) . Христианский! пацифизм (4 августа 2014). Дата обращения: 19 августа 2021. 19 августа 2021 года.
  9. .
  10. . Дата обращения: 21 июля 2022. 6 мая 2021 года.
  11. . azbyka.ru . Дата обращения: 16 декабря 2020. 13 декабря 2020 года.
  12. . azbyka.ru . Дата обращения: 16 декабря 2020. 27 июня 2015 года.
  13. . azbyka.ru . Дата обращения: 16 декабря 2020. 9 июня 2015 года.
  14. . azbyka.ru . Дата обращения: 16 декабря 2020. 12 января 2021 года.
  15. . bible.optina.ru . Дата обращения: 16 декабря 2020. 11 августа 2020 года.

Литература

  • Религиозный пацифизм // Христианство. Словарь. — Москва: Республика , 1994. — С. 393—395. — 559 с. — 50 000 экз.
  • Лев Толстой. Не могу молчать: Статьи о войне, насилии, любви, безверии и непротивлении злу. / с предисловием П. В. Басинского . — М. : Альпина Паблишер , 2022. — 332 с. — ISBN 978-5-9614-8099-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Христианский пацифизм