Христианский антииудаизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Христиа́нский пацифи́зм (от лат. pacificus — умиротворяющий, от pax — мир и facio — делаю) — мотивированное христианскими убеждениями отрицание войн и насилия как способа разрешения общественных и/или личных конфликтов. Основой для таких взглядов и поведения является признание безусловного характера евангельского принципа «непротивления злу насилием», впервые представленного в « Нагорной проповеди » Иисуса Христа (Новый Завет, Евангелие от Матфея, 5-я глава, ст. 38-39).
Идеи миролюбия и осуждения насилия отчётливо выражены в Новом Завете . « Отцы церкви » ( Климент Александрийский , Ориген и другие) считали военную службу неприемлемой для христиан.
После обретения христианством статуса официальной религии Римской империи пацифистские идеи в Церкви постепенно исчезли. Взамен Августин выдвинул доктрину « справедливой войны », получившей официальное одобрение церковной иерархии . В дальнейшем богословие «справедливой войны» было проработано Фомой Аквинским и окончательно оформлено в трудах Франсиско Суареса .
В различное время подобных взглядов придерживались донатисты , вальденсы , катары , францисканцы , лолларды , социниане . Пацифистские идеи озвучивали такие представители Реформации , как Эразм Роттердамский и Себастьян Франк . Позднее в качестве вероучительного догмата пацифизм был принят в ряде протестантских течений: , чешские братья , гуттерское братство , меннониты , квакеры , гернгутеры , шейкеры , данкеры , амиши , адвентисты седьмого дня . Пацифизма придерживается значительная часть евроазийских евангельских христиан , баптистов , пятидесятников и мессианских евреев .
Пацифизма придерживается ряд религиозных течений, которые не разделяют традиционных церковных догматов: универсалисты , Свидетели Иеговы , духоборы , толстовцы , либеральные христиане (как Альберт Швейцер ) и др. В настоящее время как отдельные приверженцы пацифизма, так и целые организации существуют в рамках абсолютного большинства христианских конфессий, включая как традиционные ( католицизм и православие ), так и протестантские Церкви ( англиканство , лютеранство , пресвитерианство , баптизм , методизм и др.).
До начала XX века христианские пацифисты в различных странах часто подвергались преследованиям как со стороны светских властей, так и со стороны религиозных лидеров. Однако в результате катастрофических последствий Первой и особенно Второй мировых войн это движение окрепло . Во многих странах, в том числе и в современной России, за христианскими пацифистами признано право на прохождение альтернативной службы .
В качестве текстуальных оснований пацифистского богословия приводят следующие тексты Нового Завета:
и другие.
В качестве вероисповедных принципов приводят следующие:
Хотя в Ветхом Завете Бог проявлял преимущественно Свою справедливость, а не любовь (отсюда истребление жителей Ханаана за их грехи и допущение закона «око за око»), даже в этот период присутствуют определённые зачатки новозаветного пацифизма. Хотя данная через посредство Моисея заповедь «Не убий» (Исх. 20:13; Втор. 5:17) не относилась к национальным врагам Израиля, тем не менее, с её помощью пресекалось зло, существующее внутри Божьего народа.
Первым пацифистом, отказавшимся от сопротивления посягательствам на его жизнь со стороны его родного брата, был сын Адама, Авель, ставший также и первым мучеником за свои убеждения (Быт. 4:8). Примеры прощения своим обидчикам мы видим в лице Авраама (Быт. 21:25-30), Иакова (Быт. 26:17-22), Исава (Быт. 33:4), Иосифа (Быт. 50:15-21). Не мстил своим провинившимся друзьям и Иов (Иов 42:7-9).
Убийство человека на войне, которая велась по воле Бога, оскверняло культовую чистоту даже рядового иудея: «И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши» (Числ. 31:19). По этой причине священники и пророки не могли участвовать в войнах (см. Числ. 18:20, 23; Втор. 18:1, 2).
Блестящий образец пацифизма представлен нам в служении пророка Елисея, который не только спас жизнь врагам своего отечества, но и превратил их в его друзей (4 Цар. 6:18-23). Подобно Елисею, и автор книги Притчей заявляет: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 25:21-22).
В книгах Пророков , входящих в состав Ветхого Завета, предсказывается будущее Царствие Небесное, руководимое не человеческими, а божественными принципами, в котором не будет места насилию и убийству. Особенно ярко это прозвучало у Исайи : «Перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
Различие между милитаристскими (если говорить в целом) установками Ветхого Завета и очевидно «пацифистской» по своему содержанию проповеди Иисуса Христа в Новом Завете может быть объяснено с помощью известной богословской теории «прогрессивного (постепенно раскрывающегося) Откровения». Согласно этой теории на протяжении истории человечества Бог передавал людям Свое Откровение постепенно — в той мере, в какой они были способны его воспринять.
Историки сходятся в том, что религиозное движение ессеев , распространенное в Иудее и Египте во II в. до н. э. — II в. н. э., до некоторой степени подготовило почву для восприятия христианства и что между первыми массами последователей Иисуса было много ессеев.
По словам Филона Александрийского : «У них вы не найдёте ремесленника, изготовляющего луки, стрелы, кинжалы, шлемы, панцири, щиты, и вообще никого, делающего оружие, орудия или что бы то ни было, служащее для войны. Нет у них и тех мирных занятий, которые легко ведут ко злу: так, они даже и во сне не знают ни крупной, ни мелкой, ни морской торговли, ибо они отклоняют от себя побуждения к корыстолюбию. У них нет ни одного раба, но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги».
|
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
|
|
Эта статья содержит
материал
неэнциклопедичного характера
.
|
Впервые пацифистские утверждения встречаются в учении Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. ). Христово «А Я говорю вам…» является не повторением ветхозаветной заповеди «Не убий», а углублением её содержания . Эти же идеи исповедуют апостолы Пётр ( 1Пет. ; 1Пет. ) и Павел ( Рим. ). Каждый последователь Иисуса Христа имеет право возразить нечестивой власти, что и имело место во время суда первосвященников над Ним ( Ин. ) и над апостолами: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. ), но не имеет право выступать против неё с оружием в руках ( Мф. ).
Жизнь Иисуса Христа полностью соответствовала Его учению. Когда Пётр попытался защитить Христа в Гефсиманском саду, «говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. , ). Когда Спаситель висел на кресте, то не проклинал Своих обидчиков, но молился о них: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. ).
Жизнь апостолов Иисуса Христа также свидетельствуют о том, что все они были пацифистами. Красноречивый тому пример — мученическая смерть Стефана, по примеру Христа, молящегося за своих убийц, а не проклинающего или устрашающего их Божьим судом ( Деян. , ). Кроме того, царь Ирод Агриппа без каких-либо затруднений и проблем арестовал апостола Иакова и казнил ( Деян. ). Никто из первых христиан не воспротивился этому беззаконию. Видя, что это приятно народу, он арестовал и Петра, чтобы казнить и его, но после Пасхи. И снова-таки, мы не видим того, чтобы церковь Христа строила какие-либо планы справедливого воздаяния, но видим её молящуюся в полном уповании на Бога ( Деян. , ).
Свидетельство Павла о том, что «начальник есть Божий слуга», который «не напрасно носит меч» ( Рим. ), не имеет никакого отношения к участию христиан в осуществлении государственных функций, хотя и призывает их покоряться «всякой» власти, включая и злую, в смысле отказа от вооружённой борьбы.
Многие христиане первых веков отказывались от военной службы вследствие именно пацифистских взглядов, а не только по причине необходимости на этой службе поклоняться императору и языческим богам. Христианский пацифизм был настолько широко распространён в Ранней Церкви, что такому врагу христианства, как Цельс , казалось, что пацифистами были абсолютно все христиане (« Истинное слово », 177—179 гг. н. э.).
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
Эта статья содержит
материал
неэнциклопедичного характера
.
|
Пацифистские взгляды можно обнаружить в трудах большинства «отцов Церкви», живших в I—IV веках по Р. Х. Особенно можно выделить следующих из них: Тертуллиана , Ипполита Римского , Иринея Лионского , Климента Александрийского , Оригена , Киприана Карфагенского и Лактанция .
Проповедь ненасилия занимала большое место в учении Льва Толстого . Проблема связи христианства и насилия подробно рассмотрена в статье « Закон насилия и любви » . Толстой подчеркивает важность искреннего принятия исходных догматов христианства, не искаженных официальными конфессиями , в частности православием . В особенности он обращает внимание на важность неукоснительного соблюдения запрета на убийство и насилие, даже в тех случаях, когда таковые диктуются государственными интересами .
Слова Нового Завета, призывающие к миру и отрицающие воздаяние злом за зло, говорят о жертвовании личными интересами, но никак не отрицают обязанность защиты ближних, к которой апеллирует идеология воинской службы. В Библии нигде не осуждается воинская служба как таковая:
История Церкви знает множество канонизированных святых-воинов, а значит их служба и участие в боевых действиях не стали для них препятствием к святости. В том числе ряд святых прославлены непосредственно за подвиги в защиту земного отечества: свв. блгв. князья Александр Невский и Дмитрий Донской , прпп. Пересвет и Ослябя, св. прав. Феодор Ушаков . А прп. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского и его войско перед Куликовской битвой .
Наиболее авторитетные отцы Церкви никогда не запрещали воинскую службу, а также не существует решений Соборов как-либо осуждающих её, за исключением правила 12 Первого Вселенского Собора, Никейского («Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся …»). Более того, совершённое в ходе военных действий убийство врага либо рассматривается как непреднамеренное и заслуживающее снисхождения, либо вообще как благо: