Interested Article - Сожжение оружия духоборами
- 2020-12-11
- 1
Сожже́ние ору́жия духобо́рами — массовая религиозно- пацифистская акция этноконфессиональной группы духоборов , состоявшаяся 29 июня 1895 года. Акция вызвала репрессии властей Российской империи в отношении духоборов.
Предыстория
В конце 1886 года в среде духоборов возник конфликт по поводу наследования расположенной в селе Гореловка Ахалкалакского уезда Тифлисской губернии усадьбы, так называемого «Сиротского дома», который принадлежал умершей предводительнице духоборов Лукерье Калмыковой , но считался (по мнению А. И. Клибанова — необоснованно) общественным достоянием всех духоборов. В результате сообщество духоборов раскололось на две партии. Имущественный спор был решён судом в пользу брата Калмыковой, Михаила Губанова , которого поддерживала небольшая часть духоборов, называемая «малой партией». Лидером «большой партии» был другой претендент на наследство, Пётр Веригин , вскоре отправленный властями в ссылку. С течением времени раскол среди духоборов углубился, переходя из имущественной в религиозную и политическую сферы. От «большой партии» отделилась «средняя партия», возглавляемая А. Ф. Воробьевым и занимавшая соглашательскую позицию, а партию последователей Веригина, всё ещё наибольшую по численности, стали называть «постниками» за отказ от мясной пищи.
«Постники», руководствуясь основанными на толстовстве идеями своего лидера Петра Веригина , решили не повиноваться «человеческим законам и установлениям» и отказаться от исполнения воинской повинности , как связанной с насилием и противоречащей идеологии первоначального христианства . Как отмечают историки-религиоведы С. М. Дударёнок и М. Б. Сердюк, духоборам был присущ пацифизм , однако их нельзя считать последовательными пацифистами . В Закавказье у них имелось вооружённое ополчение, и вплоть до начала 1895 года они исправно несли военную службу .
Сожжение оружия
В ночь на 29 июня 1895 года группы духоборов — «постников» в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях, а также в Карсской области совершили массовое антивоенное действие. Они собрали всё имевшееся у них с прежних времён оружие и сожгли его на кострах. Идея акции содержалась в очередном послании духовного лидера «постников» Петра Веригина , а её дата была приурочена ко дню Петра и Павла , который был также днём рождения Веригина . Сожжение оружия должно было послужить символическим актом христианского пацифизма , а также разрыва с прежней жизнью .
Сожжение оружия подготавливалось втайне от властей и противостоящей «малой партии», его настоящие места до последнего момента знали немногие . Но слухи о подготовке «постников» к какому-то необычному мероприятию распространились и привлекли внимание: начальник Ахалкалакского уезда доложил тифлисскому губернатору Георгию Шервашидзе , что «постники» собираются напасть на «Сиротский дом», и просил прислать войска. Просьба была удовлетворена, и сам Шервашидзе выехал через Ахалкалаки в Гореловку , чтобы разобраться на месте . Тем не менее, сожжение оружия в ночь на 29 июня прошло без помех со стороны властей.
«Постники» Тифлисской губернии выбрали для сожжения оружия место важных религиозных собраний, так называемую «Пещеру» неподалёку от села Орловка Ахалкалакского уезда. В ночь на 30 июня они пришли туда повторно, чтобы дожечь не догоревшее оружие и расплавить его металлические части с помощью кузнечных мехов, а с утра приступили к молению, на которое собралось до 2000 человек, в том числе женщины и подростки .
Последствия
В Карсской области сожжение оружия не вызвало немедленной реакции властей, лишь около 15 человек было арестовано за отказ от воинской службы . В Елизаветпольской губернии ответом на акцию стали массовые аресты «постников». Наиболее жестоким репрессиям подверглись «постники» Тифлисской губернии .
29 июня Шервашидзе прибыл в Гореловку, где уже находились войска. На следующий день утром губернатор приказал «постникам» собраться в Богдановке . Когда они отказались прервать моление и немедленно явиться по его вызову, на подавление «бунта» явились казаки .
Прибыв на место моления, казаки напали на безоружную толпу духоборов, избивали их нагайками и наскакивали лошадьми. В сопровождении казаков, то и дело возобновлявших избиение, «постники» были отконвоированы в Богдановку, куда для переговоров с ними прибыл губернатор, но проявили неповиновение и отказались от несения воинской службы, за что были вновь избиты и разогнаны по домам. Им было запрещено покидать свои селения .
Экзекуция была продолжена размещением казаков на постой в селения духоборов с правом пользоваться их имуществом, как на захваченной территории. В течение нескольких дней имущество духоборов разграблялось и уничтожалось, проявлявших недовольство били плетьми. Свидетели сообщают о случаях изнасилования женщин и смерти от полученных побоев .
Впоследствии 4300 духоборов — «постников» были отправлены на поселение в лихорадочные долины Кахетии и Картли без права продажи недвижимого имущества . Отказывавшихся от военной службы солдат и запасников общим числом около 330 человек приговорили к заключению в тюрьмы и дисциплинарные батальоны , где они подвергались истязаниям и лишениям. Упорствующих ссылали в Якутскую область на 18 лет. Многие духоборы умерли в заключении и ссылках .
За этими событиями последовала массовая эмиграция духоборов в Канаду , организованная при поддержке Л. Н. Толстого и его последователей , В. Д. Бонч -Бруевича и других общественных и религиозных деятелей .
Оценки
Александр Клибанов отмечает значение сожжения оружия как антимилитаристской демонстрации, однако указывает, что даже не все её участники были заранее осведомлены о мирном характере выступления, а их противники из «малой партии» восприняли сбор оружия «постниками» как подготовку к нападению на «Сиротский дом». Он также критикует поступок духоборов как разоружение в момент обострения классовой борьбы .
В сборнике ИВИ РАН «Долгий путь российского пацифизма» несколькими авторами отмечены известность и важное значение сожжения оружия духоборами в становлении и развитии христианского пацифизма. Канадский историк духоборческого движения Кузьма Тарасов называет его «первым массовым организованным актом протеста против милитаризма и войны в мировой истории» .
Примечания
- ↑ , с. 100—106.
- , с. 9.
- ↑ / под ред. Павловой Т. А . — М. : ИВИ РАН, 1997. — С. 118—148. — 376 с. — ISBN 978-5-201-00483-5 . 4 мая 2017 года.
- / под ред. Павловой Т. А . — М. : ИВИ РАН, 1997. — С. 123. — 376 с. — ISBN 978-5-201-00483-5 . 4 мая 2017 года.
- ↑ , с. 109.
- ↑ .
- , с. 252.
- ↑ Бороздин А. К. Русское религиозное разномыслие. — 2-е изд., дополненное. — СПб. : Прометей, 1907. — С. 193—194. — 240 с.
- Риченда Скотт. . — Издательские решения, 2019. — 396 с. — ISBN 978-5-4496-6252-1 . 22 сентября 2020 года.
- , с. 113.
- , с. 111.
Ссылки
Литература
- Американская мечта русского сектанта. — М. : Зебра, 2012. — 384 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-905629-10-5 .
- Клибанов А. И . История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — М. : Наука, 1965. — 348 с.
- Толстой Л. Н. , Бирюков П. И. . — Litres, 2017. — 92 с. — ISBN 9785040381029 .
- Федосеев, Николай Евграфович . Н. Е. Федосеева Л. Толстому.
- Дударёнок С. М. , История протестантских церквей Приморского края ( XIX-XX вв.). — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014. — 593 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-906739-04-9 .
- 2020-12-11
- 1