Interested Article - Сомалийский национализм

Флаг Сомали

Сомалийский национализм ( сомал. Soomaalinimo ) — националистическая идеология , а также общественно - политическое движение, основанное на представлении о том, что сомалийский народ имеет общий язык, религию, культуру и этническую принадлежность и как таковой составляет отдельную нацию.

Самые ранние проявления этой идеологии часто восходят к движению сопротивления, возглавляемому Государством дервишей Мохаммеда Абдилле Хасана на рубеже XX века . В современном Сомалиленде первой сформированной сомалийской националистической политической организацией была (SNL), которая была создана в 1935 году на территории бывшего протектората Британского Сомали . В северо-восточных, центральных и южных регионах страны в 1943 году в Итальянском Сомали , незадолго до периода опеки , был основан Сомалийский молодёжный клуб (SYC). Позже в 1947 году он был переименован в Сомалийскую молодёжную лигу (SYL). Она стала самой влиятельной политической партией в первые годы после провозглашения независимости Сомали .

История

Ранний сомалийский национализм развился в начале XX века с концепцией « Великое Сомали », которая охватывала тему того, что сомалийцы — нация с особой идентичностью, которая хочет объединить населённые районы сомалийских кланов. Под пансомализмом понимается видение воссоединения этих областей с целью образования единой сомалийской нации. Преследование этой цели привело к конфликту: Сомали после Второй мировой войны участвовало в Огаденской войне с Эфиопией из-за региона Огаден и поддерживало сомалийских против Кении .

Предыстория

Сомали было заселено, по крайней мере, с палеолита . В каменном веке здесь процветали доянская и харгейзанская культуры . Древнейшее свидетельство погребальных обычаев на Африканском Роге происходит на кладбищах в Сомали, датируемых 4 тысячелетием до нашей эры . Каменные орудия из поселения Джалело на севере также были охарактеризованы в 1909 году как важные артефакты, демонстрирующие археологическую универсальность в период палеолита между Востоком и Западом .

По словам лингвистов, первые афразийскоговорящие народы прибыли в регион в последующий период неолита в долине Нила или на Ближнем Востоке .

Комплекс Лаас-Гааль на окраине Харгейсы в Сомалиленде датируется примерно 5000 лет назад и имеет наскальные изображения, изображающие как диких животных, так и украшенных коров . Другие наскальные рисунки найдены в северном регионе , на которых изображено одно из самых ранних известных изображений охотника верхом на лошади. Наскальные рисунки выполнены в характерном эфиопско-арабском стиле и датируются 1000—3000 годами до нашей эры . Кроме того, между городами и в Сомалиленде находится — место многочисленных наскальных рисунков с изображением реальных и мифических животных. Под каждой картиной есть надпись, возраст которой оценивается примерно 2500 лет назад .

Античность и классическая эпоха

Великий шёлковый путь , простирающийся от Китая до южной Европы, Аравии, Сомали, Египта, Персии, Индии и Явы

Древние пирамидальные сооружения, мавзолеи, разрушенные города и каменные стены, такие как стена Варгаад , являются свидетельством древней цивилизации, которая когда-то процветала на Сомалийском полуострове . Эта цивилизация поддерживала торговые отношения с Древним Египтом и Микенской Грецией со второго тысячелетия до нашей эры, что подтверждает гипотезу о том, что Сомали или прилегающие регионы были местом расположения древней земли Пунт . Пунтиты торговали миррой , специями, золотом, чёрным деревом , короткорогим скотом, слоновой костью и ладаном вместе с египтянами, финикийцами, вавилонянами, индейцами, китайцами и римлянами через свои торговые порты. Египетская экспедиция, отправленная в Пунт царицей 18-й династии Хатшепсут , записана на рельефах храма в Дейр-эль-Бахри , запечатлевших пунтского царя Параху и царицу Ати .

Королева Ати, жена царя Пераху из Пунта, изображена в храме фараона Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Считается, что верблюда приручили в Роге где-то между 3-м и 2-м тысячелетием до нашей эры. Оттуда он распространился в Египет и Северную Африку . В классический период города-государства Мосилон, Опоне, Мундус, Исида, Малао, Авалитес , Эссина, Никон и Таба создали прибыльную торговую сеть, соединяющую с купцами из Финикии , Птолемеевского Египта , Греции , Парфянской Персии , Сабы , Набатеи и Римской империи . Они использовали древнее сомалийское морское судно, известное как беден , для перевозки своего груза.

После завоевания Набатейского царства римлянами и присутствия римского флота в Адене для пресечения пиратства арабские и сомалийские купцы договорились с римлянами запретить индийским кораблям торговать в свободных портовых городах Аравийского полуострова , чтобы защитить интересы сомалийских и арабских купцов в прибыльной торговле между Красным и Средиземным морями . Однако индийские купцы продолжали торговать в портовых городах Сомалийского полуострова, где не было римского вмешательства .

На протяжении веков индийские купцы привозили корицу в Сомали и Аравию в больших количествах с Цейлона и Молуккских островов . Считается, что источник корицы и других специй был самым тщательно охраняемым секретом арабских и сомалийских купцов в их торговле с римским и греческим миром; римляне и греки считали, что источником был полуостров Сомали . Соглашение о сговоре между сомалийскими и арабскими торговцами привело к завышению цен на индийскую и китайскую корицу в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Европе и сделало торговлю корицей очень прибыльным источником дохода, особенно для сомалийских торговцев, через чьи руки были отправлены большие партии корицы по морским и сухопутным маршрутам .

Рождение ислама и Средневековье

Ислам был введён в эту местность с Аравийского полуострова вскоре после хиджры . Мечеть аль-Киблатайн является самой старой мечетью города Сайла . В конце IX века арабский историк Аль-Якуби писал, что мусульмане жили вдоль северного побережья Сомали . Он также упомянул, что у королевства Адаль была столица в городе , предполагая, что султанат Адаль со столицой в Сайле восходит к IX или X векам. Согласно И. М. Льюису, государством управляли местные династии, состоящие из сомалийских арабов или арабизированных сомалийцев, которые также правили аналогичным образом созданным Султанатом Могадишо в южном регионе Банадир . История Адаля с этого периода основания и далее будет характеризоваться чередой сражений с соседней Абиссинией . На пике своего развития королевство Адаль контролировало значительную часть современного Сомалиленда, Эфиопии, Джибути и Эритреи.

Средневековая валюта Султаната Могадишо

В 1332 году король Адаля из Сайлы был убит в ходе военной кампании, направленной на то, чтобы остановить марш абиссинского императора Амдэ-Цыйона I . Когда последний султан Ифата, , был также убит императором в Сайле в 1410 году, его дети бежали в Йемен , а затем в 1415 году вернулись .

В начале XV века столица Адаля была перенесена вглубь страны, в город , где , старший сын Саад ад-Дина II, основал новую базу после своего возвращения из Йемена .

В следующем столетии столица Адаля снова была перенесена, на этот раз на юг, в Харэр . Из этой новой столицы Адаль организовал эффективную армию во главе с имамом Ахмедом ибн Ибрагимом аль-Гази , которая вторглась в Абиссинскую империю . Эта кампания XVI века исторически известна как Адало-эфиопская война . Во время войны имам Ахмад первым применил пушки, поставленные Османской империей , которые он импортировал через Сайлу и развернул против абиссинских войск и их португальских союзников во главе с Криштованом да Гамой . Некоторые учёные утверждают, что этот конфликт доказал ценность огнестрельного оружия , такого как мушкет с фитильными замками , пушка и аркебуза , по сравнению с традиционным оружием .

Сомалийские купцы из Могадишо основали колонию в Мозамбике для добычи золота на рудниках в Софале

В течение аджуранского периода султанаты и республики Марка , Могадишо , , Хобьо и их соответствующие порты процветали и вели прибыльную внешнюю торговлю, корабли шли в Аравию, Индию, Венецию , Персию, Египет. Португальский мореплаватель Васко да Гама , проплывавший мимо Могадишо в XV веке, заметил, что это большой город с многоэтажными домами и большими дворцами в центре, а также с множеством мечетей с цилиндрическими минаретами .

В XVI веке Дуарте Барбоза отметил, что многие корабли из Королевства Камбат на территории современной Индии отправлялись в Могадишо с тканью и специями, за которые они взамен получали золото, воск и слоновую кость . Барбоза также отметил изобилие мяса, пшеницы, ячменя, лошадей и фруктов на прибрежных рынках, что принесло торговцам огромное богатство . Могадишо, центр процветающей текстильной промышленности, известной как тоб бенадир , вместе с Меркой и Баравой также служил транзитной остановкой для торговцев суахили из Момбасы и Малинди , а также для других стран торговлей золотом из султаната Килва . Еврейские купцы привозили на побережье Сомали свои индийские ткани и фрукты в обмен на зерно и древесину .

В XV веке были установлены торговые отношения с Малаккой , где ткань, амбра и фарфор были основными товарами торговли . Жирафы, зебры и ладан были экспортированы в Империю Мин , которая сделала сомалийских купцов лидерами в торговле между Азией и Африкой . Индуистские купцы из Сурата и торговцы из Юго-Восточной Африки из острова Пате , стремясь обойти и португальскую блокаду, и вмешательство Омана, использовали сомалийские порты Мерка и Барава для ведения своей безопасной торговли .

Эпоха Раннего Нового времени и борьба за Африку

В начале современного периода, преемники государств Адаля , Aджурана и имамата (англ.) , султанат Варсангали (династия Бари ), султанат (англ.) (династия Гобрунов), Маджиртин (Мигиуртиния) и султанат Хобьо (Оббия). Они продолжили традицию строительства замков и морской торговли, установленную предыдущими сомалийскими империями.

Султан (англ.) , третий султан Дома Гобрунов, положил начало золотому веку династии Гобрунов. Его армия одержала победу во время Джихада Бардхере, который восстановил стабильность в регионе и оживил торговлю слоновой костью в Восточной Африке. Он также поддерживал тёплые отношения с правителями соседних и далёких королевств, таких как Оман , Виту и Йемен.

Сын султана Ибрагима (англ.) стал его преемником и был одной из самых важных фигур в Восточной Африке XIX века, получая дань от губернаторов Омана и создавая союзы с важными мусульманскими семьями на восточноафриканском побережье. На севере Сомали династия Герадов вела торговлю с Йеменом и Персией и конкурировала с купцами из династии Бари. Герады и султаны Бари построили впечатляющие дворцы и крепости и поддерживали тесные отношения со многими империями Ближнего Востока.

В конце XIX века, после Берлинской конференции 1884 года , европейские державы начали схватку за Африку , которая вдохновила лидера дервишей Мохаммеда Абдилле Хасана на мобилизацию поддержки со всего Африканского Рога и начало одной из самых длительных войн колониального сопротивления в истории. В нескольких своих стихах и выступлениях Хасан подчёркивал, что британцы «разрушили нашу религию и сделали наших детей своими детьми» и что «эфиопы-христиане в союзе с британцами были полны решимости ограбить политическую и религиозную свободу сомалийской нации» . Вскоре он стал «борцом за политическую и религиозную свободу своей страны, защищая её от всех христианских захватчиков» .

Хасан издал религиозный указ, согласно которому любой сомалийский гражданин, который не принял цели единства Сомали и не будет сражаться под его руководством, будет считаться кафиром или гаалом. Вскоре он приобрёл оружие в Османской империи, Судане, других исламских и арабских странах и назначил министров и советников для управления различными районами или секторами Сомали. Кроме того, он настоятельно призвал Сомали к единству и независимости в процессе организации своих сил.

Государство дервишей под руководством Хасана характеризовалось жёсткой иерархией и централизацией и в целом имело военный характер. Хотя Хасан угрожал изгнать христиан в море, он осуществил первую атаку, начав своё первое крупное военное наступление, состоящее из 1 500 дервишей , оснащённых 20 современными винтовками, против британских солдат, дислоцированных в регионе. Он отбил британцев в 4 экспедициях и имел отношения с странами Центральных держава — с османами и немцами. В 1920 году Государство дервишей рухнуло после интенсивных воздушных бомбардировок со стороны Великобритании, и впоследствии территории дервишей были превращены в протекторат.

Рассвет фашизма в начале 1920-х годов ознаменовал изменение стратегии Италии, поскольку северо-восточные султанаты вскоре должны были быть вытеснены в пределах границ Ла Гранд Сомали в соответствии с планом фашистской Италии. С прибытием 15 декабря 1923 года губернатора Чезаре Марии Де Векки всё стало меняться в той части Сомалиленда, которая известна как Итальянское Сомали . Италия имела доступ к этим территориям в соответствии с последующими договорами о защите, но не по прямому правилу.

Фашистское правительство имело прямую власть только над территорией Банадира . Италия под руководством Бенито Муссолини напала на Абиссинию (Эфиопия) в 1935 году с целью её колонизации. Вторжение было осуждено Лигой Наций , однако больших попыток, чтобы остановить Италию или освободить оккупированную Эфиопию, сделано не было. 3 августа 1940 года итальянские войска, включая сомалийские колониальные подразделения, перешли из Эфиопии, чтобы вторгнуться в Британский Сомали , и к 14 августа сумели захватить Берберу у британцев.

Британские силы, включая войска из нескольких африканских стран, начали кампанию в январе 1941 года из Кении по освобождению Британского Сомали и оккупированной Италией Эфиопии и завоеванию Итальянского Сомали. К февралю большая часть Итальянского Сомали была захвачена, а в марте Британский Сомали был отброшен с моря. Силы Британской империи, действовавшие в Сомалиленде, состояли из трёх подразделений войск Южной, Западной и Восточной Африки. Им помогали сомалийские силы во главе с Абдулахи Хасаном, в которых активно участвовали сомалийцы из кланов Исаак , Дхулбаханте и Варсангали .

Кампания Огадена

В июле 1977 года началась Огаденская война против Эфиопии после того, как правительство Барре стремилось включить преимущественно населённый сомалийцами регион Огаден в пансомалийское Великое Сомали . В первую неделю конфликта сомалийские вооружённые силы взяли южный и центральный Огаден, и на протяжении большей части войны сомалийская армия непрерывно одерживала победы над эфиопской армией и следовала за ними до провинции Сидамо . К сентябрю 1977 года Сомали контролировало 90 % Огадена и захватило стратегические города, такие как Джиджига , и оказала сильное давление на Дыре-Дауа . После осады Харара на помощь коммунистическому режиму Дерг в Эфиопии пришла массовая беспрецедентная советская интервенция, в которую вошли 20 000 кубинских войск и несколько тысяч советских советников. К 1978 году сомалийские войска были окончательно вытеснены из Огадена. Этот сдвиг в поддержке Советским Союзом побудил правительство Сиада Барре искать союзников в другом месте. В конечном итоге он остановился на сопернике СССР в холодной войне , Соединённых Штатах , которые в течение некоторого времени поддерживали сомалийское правительство.

Первоначальная дружба Сомали с СССР, а затем партнёрство с США позволили ему построить самую большую армию в Африке .

Галерея

См. также

Примечания

  1. Mohamed Diriye Abdullahi. Culture and Customs of Somalia . Westport, Connecticut, Greenwood Publishing Group, Inc, 2001. p. 24.
  2. Mohamed Diriye Abdullahi. Culture and Customs of Somalia . Westport, Connecticut, Greenwood Publishing Group, Inc, 2001. p. 25.
  3. . — ISBN 978-0-435-08041-9 .
  4. Brandt, S. A. (1988). "Early Holocene Mortuary Practices and Hunter-Gatherer Adaptations in Southern Somalia". World Archaeology . 20 (1): 40—56. doi : . PMID .
  5. (1909). . 9 (106). : 182—183 . Дата обращения: 30 января 2011 . {{ cite journal }} : Cite journal требует |journal= ( справка )
  6. Zarins, Juris (1990), "Early Pastoral Nomadism and the Settlement of Lower Mesopotamia", (Bulletin of the American Schools of Oriental Research)
  7. Diamond J, Bellwood P (2003) "Farmers and Their Languages: The First Expansions" Science 300, doi :
  8. Bakano, Otto (2011-04-24). . из оригинала 21 сентября 2013 . Дата обращения: 11 мая 2013 .
  9. Mire, Sada (2008). . African Archaeological Review . 25 (3—4): 153—168. doi : . Архивировано из 27 июня 2013 . Дата обращения: 22 июня 2013 .
  10. Alberge, Dalya (2010-09-17). . The Guardian . из оригинала 17 сентября 2013 . Дата обращения: 25 июня 2013 .
  11. East African Handbook. Trade & Travel Publications. — ISBN 0844289833 .
  12. . — ISBN 978-0313378577 . от 27 ноября 2021 на Wayback Machine
  13. . — ISBN 978-1448847976 . от 5 сентября 2015 на Wayback Machine
  14. . — ISBN 9774246748 . от 2 июня 2021 на Wayback Machine
  15. Suzanne Richard (2003) от 5 сентября 2015 на Wayback Machine , EISENBRAUNS, p. 120 ISBN 1-57506-083-3 .
  16. Вармингтон, 1995, стр. 54.
  17. Вармингтон, 1995, стр. 229.
  18. Вармингтон, 1995, стр. 187.
  19. Вармингтон, 1995, стр. 185—186.
  20. Вармингтон, 1995.
  21. Briggs, Phillip. . — Bradt Travel Guides, 2012. — P. 7. — ISBN 978-1841623719 . от 12 октября 2014 на Wayback Machine
  22. . — Americana Corporation, 1965. — P. 255. от 6 января 2017 на Wayback Machine
  23. I. M. Lewis. . — International African Institute, 1955. — P. 140.
  24. . — ISBN 9004082654 . от 5 сентября 2015 на Wayback Machine
  25. Nizar Hamzeh, A. (2010). "A Sufi Response to Political Islamism: Al-Abāsh of Lebanon". International Journal of Middle East Studies . 28 (2): 217—229. doi : .
  26. . — ISBN 978-1841623719 . от 5 сентября 2015 на Wayback Machine
  27. . — ISBN 0852552807 . от 5 сентября 2015 на Wayback Machine
  28. Lewis, I. M. . — James Currey Publishers, 1999. — P. 17. — ISBN 0852552807 . от 5 сентября 2015 на Wayback Machine
  29. Lewis, I.M. (1999) A Pastoral Democracy: A Study of Pastoralism and Politics Among the Northern Somali of the Horn of Africa , LIT Verlag Münster, p. 17, ISBN 3825830845 .
  30. Black, Jeremy (1996) Cambridge Illustrated Atlas, Warfare: Renaissance to Revolution, 1492–1792 , Cambridge University Press, p. 9, ISBN 0521470331 .
  31. Fage, John Donnelly. / John Donnelly Fage, Roland Anthony Oliver. — Cambridge University Press, 1970. — ISBN 9780521095662 .
  32. E. G. Ravenstein. . — Cambridge University Press, 2010. — ISBN 978-1-108-01296-6 . от 5 сентября 2015 на Wayback Machine
  33. Sir Reginald Coupland (1965) East Africa and its invaders: from the earliest times to the death of Seyyid Said in 1856 , Russell & Russell, p. 38.
  34. . — ISBN 978-1-55876-453-8 . от 5 сентября 2015 на Wayback Machine
  35. . — ISBN 978-1-86064-786-4 . от 6 января 2017 на Wayback Machine
  36. . — ISBN 978-0-7656-0729-4 . от 5 сентября 2015 на Wayback Machine
  37. Алперс, 1976.
  38. Caroline Sassoon (1978) Chinese Porcelain Marks from Coastal Sites in Kenya: Aspects of Trade in the Indian Ocean, XIV–XIX Centuries , Vol. 43–47, British Archaeological Reports, p. 2, ISBN 0860540189 .
  39. Sir Reginald Coupland (1965) East Africa and Its Invaders: From the Earliest Times to the Death of Seyyid Said in 1856 , Russell & Russell, p. 37.
  40. . — ISBN 978-1-58348-411-1 .
  41. . — ISBN 978-0-231-12982-4 .
  42. Oliver Ramsbotham, Tom Woodhouse, Encyclopedia of international peacekeeping operations , (ABC-CLIO: 1999), p.222.
Источник —

Same as Сомалийский национализм