Арбатский тоннель
- 1 year ago
- 0
- 0
Новый императорский театр в Москве , в просторечии Арба́тский театр — деревянное театральное здание на каменном фундаменте, построенное по проекту Карла Росси в 1807—1808 годах в Москве у Арбатских ворот , в конце Пречистенского бульвара (ныне Арбатская площадь ) и сгоревшее в пожаре 1812 года .
Распоряжение о строительстве в Москве нового театра было сделано Александром I в 1807 году, через два года после гибели в огне знаменитого театра Медокса . Проект здания составил зодчий Карл Росси . Театр был весь окружён колоннами, он был сделан «наподобие греческого храма, кругом его были колонны, посреди них галерея, по которой можно было обойти вокруг всего театра» .
Площадь, на которой располагался театр, была заново нивелирована и выложена брусчаткой , так как в дождливую погоду из-за грязи передвижение по ней было весьма затруднительно; со всех сторон к театру были выложены подъезды. Интерьер театра был довольно красив. Помещение для зрителей «было огромное, на случай пожара для публики было много дверей для выхода»; сцена была «довольно большая, с хорошо устроенными машинами» . За сценическое устройство и технику отвечал механик-машинист Ворнье.
Театр открылся 13 апреля 1808 года пьесой Сергея Глинки «Баян, древний песнопевец славян». Управляющим театра был А. А. Майков , члены дирекции: по хозяйственной части — А. И. Сухопрудский, по репертуарной — А. В. Арсеньев, секретарь — Н. И. Кондратьев. При составлении недельного репертуара Майков приглашал к себе на совет балетмейстера. драматического режиссёра, капельмейстера и машиниста — и иногда возникали довольно жаркие споры .
В Арбатском театре давали представления две драматические труппы: русская (состоявшая из актёров сгоревшего Петровского театра ) и французская. Ставились также балетные спектакли. В 1811 году на сцене Арбатского театра проходило соперничество двух трагических актрис: француженки Жорж и россиянки Е. С. Семёновой , обе приехали в Москву на гастроли и играли в одном репертуаре роли Аменаиды и Меропы (« » и « » Вольтера ), Гермионы (« Андромаха » Расина ) .
Во время пожара 1812 года деревянный театр сгорел в числе первых крупных зданий и больше не восстанавливался . Артисты Арбатского театра, по требованию губернатора Ростопчина дававшие спектакли до самого вступления в Москву французов , бежали из оккупированного города в числе последних его жителей, многие пешком и без всякого скарба, после чего, по свидетельству Глушковского , «блуждали с места на место как цыгане и нигде не могли найти себе приюта», пока не добрались до Плёса на Волге .
Установленный по соседству памятник Гоголю работы Николая Андреева писатель Сигизмунд Кржижановский уподобил последнему зрителю Арбатского театра:
Лет сто тому назад в центре кривоуглого многоугольника Арбатской площади стоял большой деревянный театр. Под его круглый, повисший над белыми колоннадами купол ежевечерне собирались толпы московских театралов, чтобы поспорить о том, чья игра приятнее: м-ль Жорж или девицы Семёновой . Театр давно уже сгорел, спорщиков давно на рессорных катафалках развезли по могильным ямам, там, где был помост, легли плоские камни мостовой, и по ним, будто доигрывая какую-то длинную и скучную массовую постановку, всё бегут и бегут люди, — и только один странно замешкавшийся зритель все ещё медлит покинуть своё бронзовое кресло в амфитеатре.
— С. Д. Кржижановский .