Второй Ватиканский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
Диамперский собор ( малаял. ഉദയംപേരൂർ സൂനഹദോസ് ) — собор духовенства и мирян Малабарской церкви, проходивший в деревне с 20 по 29 июня 1599 года , на котором была заключена уния с Римско-католической церковью .
С XII века географически удалённая индийская часть Церкви Востока начала переживать кризис и распад иерархических структур. Серрская епархия (на территории современного штата Керала ) Церкви Востока возглавлялась представителями клана . В XVI веке в Индию прибыли португальцы. Первоначально португальские миссионеры приняли « несторианский » характер местной церкви, но к концу века они решили активно привести христиан Святого Фомы к полному общению с Римом и к латинскому обряду . На местных кафедрах были утверждены португальские епископы. В 1595 году в Индию прибыл архиепископ Гоа . Последний «несторианский» епископ Серрский перед смертью в 1597 году назначил своим преемником архидиакона . Архиепископ Гоа Менезеш назначил иезуита главой Серрской епархии. Георгий призвал не принимать епископов из Ватикана и не допускать изменений в церковном вероучении. В декабре 1598 года Менезеш покинул Гоа для посещения приходов, рукополагая в ходе своих визитов священников, чтобы склонить на свою сторону индийцев, при этом Георгий отлучил около 100 ставленников Менезеша. Однако вскоре Менезеш и Георгий примирились и в мае 1599 года было принято решение о проведении церковного собора в Кочине , на котором обязаны были присутствовать все священники и по 4 мирянина от каждого прихода .
Собор проходил c 20 по 29 июня 1599 года, в заседаниях приняли участие 153 клирика, 660 мирян, представители португальских и индийских властей . 21 июня было провозглашено исповедание веры, основанное на постановлениях Тридентского собора (1545—1563), а также отречение от догматов Церкви Востока . По воспоминаниям Франсишку Родригиша обсуждения принимаемых канонов не было. Итоговый документ собора состоял из девяти частей: «Вводная часть», «Речь архиепископа и исповедание веры», «Об ошибках в вере индийских христиан, о праздниках и почитании святых», «О таинствах Крещения и Конфирмации », «Догмат о таинстве Евхаристии », «О епитимии и помазании», «О таинствах Священства и Брака », «О преобразованиях в Церкви», «Об исправлении предания» .
На соборе было объявлено об отречении от «несторианских заблуждений» и латинизации литургии . В литургическую практику было введено чтение Никейского Символа веры и поминание римского папы во время богослужения, отменялось преломление и напоение вином хлеба (всего было внесено 20 изменений). Индийские христиане приняли Филиокве , иконопочитание , признали непорочное зачатие Девы Марии , все принятые Католической церковью Вселенские соборы (особенно Эфесский и Тридентский) , для духовенства был введён целибат . Делегаты предали анафеме католикоса-патриарха Церкви Востока , ересь Нестория и пообещали послушание и подчинение римскому понтифику . Священное Писание было приведено в соответствие с Вульгатой , а также запрещены книги содержащие несторианские заблуждения и искажения: «Детский возраст Христа», «История Девы Марии», «Первоевангелие Иакова», «Драгоценная жемчужина» (где Дева Мария именуется матерью Христа, а не Богородицей), «Жизнь игумена Исаии» (где осуждается святитель Кирилл Александрийский ), «Книга патриарха Тимофея» (в которой утверждается, что в таинстве Евхаристии присутствует не истинное Тело Христово, а мнимое) и «Толкование Евангелия» .
Католическая энциклопедия отмечает печальные последствия собора для богослужения малабарских христиан:
«Единственным случаем, когда древний восточный обряд был преднамеренно латинизирован является случай малабарских христиан-униатов, где это было вызвано не римской властью, а ошибочным рвением Алежу де Менезеша, архиепископа Гоа, и его португальских советников на Диамперском соборе (1599), которые исказили древний малабарский обряд» .
Установление в Малабарской Церкви латинского священноначалия и насильственная литургическая латинизация привели к тому, что в 1653 году большинство индийских христиан решили отказаться от унии . Действия латинских иерархов привели к тому, что в 1653 году группа местных христиан поклялись у поклонного креста в никогда не покоряться Ватикану и порвали с Католической церковью . В 1661 году папа Александр VII направил делегацию кармелитов во главе с халдейскими католиками , чтобы восстановить восточно-сирийские обряды под восточно-католической иерархией. К следующему году большинство общин (72 %) вернулись в общение со Святым Престолом , образовав Сиро-малабарскую католическую церковь . В XVII веке часть малабарских христиан, отказавшихся от унии с Римской церковью обратились к Антиохийскому патриарху « монофизитской » Сирийской церкви с просьбой вступить с ней в общение . В 1665 году яковитский епископ Иерусалимский рукоположил члена клана Пакаломаттом в митрополита Маланкарского и провёл изменения в церковной жизни: упразднил Филиокве, утвердил почитание первых трёх Вселенских соборов и утвердил христологическую формулу о единой богочеловеческой природе Христа . Таким образом часть бывших христиан Церкви Востока вступила в общение с яковитами и образовала Маланкарскую церковь . С 1685 года в Индию яковитскими патриархами были направлены несколько делегаций, которые вели деятельность против последствий латинизации индийских христиан (введение целибата, почитание статуй святых, совершение литургии на бесквасном хлебе , отмена ряда постов) . В начале XVIII века представитель католикоса-патриарха Церкви Востока митрополит Азербайджанский Гавриил вернул в лоно Церкви Востока церкви 42 католических прихода. Однако после смерти Гавриила в 1730 году эти приходы перешли в яковитскую церковь .