Interested Article - Цезура
- 2020-09-29
- 1
Цезу́ра ( лат. caesura «рубка, срубание»; др.-греч. τομή «рассечение, отсечение, отрубание»):
- ритмическая пауза в стихе, разделяющая стих на некоторое количество частей;
- граница смысловых частей картины, обозначенная композицией или контрастом цветов, светотеней.
В зарубежной и отечественной научной литературе имеется немало работ, посвященных частным вопросам рассмотрения цезуры в лингвистическом значении данного термина: цезуре в шестистопных стихах , цезуре в гекзаметре , цезуре в двусложных размерах , графическим маркерам цезуры , цезурной рифме , цезурному ударению и др.; общая полиаспектная классификация цезур (на примере русского силлабо-тонического стиха) представлена типологией В. П. Москвина .
Цезура в метре
Необходимость пауз в метрической поэзии возникает из ритмической симметрии размера. Например, в силлабо-метрических размерах (которые были песенными, с нефиксированным «плавающим» ритмом) наличие паузы некритично для восприятия стиха. В метрических размерах (которые были речитативными , с фиксированным постоянным ритмом) цезура, без которой слух не охватывает длинной моноритмичной строки, необходима.
Цезура в героическом гекзаметре
На раннем этапе, когда гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом, он произносился симметрично, без пауз, и был собственно дактилическим (то есть первые пять стоп были дактилями и не подменялись спондеями ). Позже, с развитием индивидуального творчества, гекзаметр стал в полной мере квантитативным, с произвольным слоговым составом, но общей фиксированной долготой.
Таким образом, гекзаметр представляет собой стих, состоящий из последовательности трёхморных (трёхдольных) фрагментов, начало и окончание которых маркируется паузами. Как правило, гекзаметр делится на два или три таких фрагмента. Употребление паузы в метрическом стихе требует осторожности; она не должна находиться в таком месте, где рассекла бы стих на два тождественных полустишия. Отсюда в поэтической практике возникло два правила:
- если первое полустишие начинается с сильного места, второе полустишие должно обязательно начинаться со слабого, и наоборот;
- на тех околопаузных местах, где словораздел мог бы показаться окончанием стиха, на словораздел налагался запрет (т. н. зевгма ).
Для метрического стиха, состоящего из стоп одинаковой структуры, это в первую очередь значит: пауза не должна проходить между стопами, но должна стопу рассекать. То есть, первое полустишие должно заканчиваться начальной, сильной частью рассечённой стопы; второе — начинаться неначальной, слабой. Такая пауза, которая рассекает стопу, получила название цезуры . В гекзаметре устоялись следующие цезуры:
1) пятиполовинная ( τομή πενθημῐμερής , caesura semiquinaria; встречается чаще всего):
- Ὣς εἰπὠν ἡγεῖϑ᾽, || ἡ δ᾽ ἕσπετο Παλλὰς Ἀϑήνη...
- (Homerus, Odyss. I, 125)
- Áurea príma satá [e]st || aetás, quae víndice núllo…
- (Ovidius, Metam. I, 89)
2) трохеическая ( τομή κᾰτά τρίτον τροχαῖον , caesura post tertium trochaeum):
- Οἰωνοῖσί τε πᾶσι· || Διὸς δ᾽ ἐτελείετο βουλη...
- (Homerus, Il. I, 5)
- Pándite núnc Helicóna || deáe, cantúsque movéte…
- (Vergilis, Aen. VII, 64)
3) буколическая ( τομή τετραποδία βουκολική , caesura bucolica; называется буколической, так как чаще всего встречается в буколиках Феокрита и Вергилия):
- Díc mihi, Dámoetá, cuiúm pecus? || Án Melibóei?
- (Vergilius, Ecl. III, 1)
4) трехполовинная ( τομή τριθημῐμερής , caesura semitrinaria; обычно сочетается с семиполовинной):
- Quídquid id ést, || timeó Danaós ¦¦ et dóna feréntes
- (Vergilius, Aen. II, 49)
5) семиполовинная ( τομή ἑφθημῐμερής , caesura semiseptenaria; обычно сочетается с трехполовинной):
- Διογενὲς || Λαερτιάδη, || πολυμήχαν᾽ Ὀδυσσεῦ...
- (Homerus)
- Quídquid id ést, ¦¦ timeó Danaós || et dóna feréntes
- (Vergilius, Aen. II, 49)
Буколическая цезура (3) отличается от прочих тем, что не рассекает стопу. Такая пауза также называется диереза . Диереза, которая требует после себя сильной доли (и соответственно, по указанным причинам, не может использоваться в середине стиха) используется относительно редко и, как правило, не в начале но в окончании (после первой цезуры).
Наиболее употребительная из всех цезур — пятиполовинная. Синтагматическое деление стиха (и соответственно пунктуация) приходится, как правило, на неё; при этом в греческом гекзаметре апостроф цезуру не нарушает:
- Ὣς εἰπὠν ἡγεῖϑ᾽, || ἡ δ᾽ ἕσπετο Παλλὰς Ἀϑήνη...
- (Homerus, Odyss. I, 125)
- Árma virúmque canó, || Troiáe qui prímus ab óris…
- (Vergilius, Aen. I, 1)
Цезура в ямбических и трохеических стихах
В ямбических и трохеических стихах необходимость цезуры обусловлена схожими причинами — длинный моноритмичный стих требовал ритмической паузы. Условия постановки паузы оставались такими же — цезура не должна рассекать стих на два идентичных фрагмента, так как напр. ямбический триметр U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— не должен превращаться в две ямбические триподии U— | U— | U— // U— | U— | U— . Отсюда в ямбических и трохеических стихах устоялись типы цезур, аналогичные гекзаметру. Примеры цезур в ямбических стихах:
трех- и семиполовинная цезуры в ямбическом сенаре:
- Fabúlla: || númquid ílla, || Páule, péierát?
- (Mart. Ep. VI 12, 2)
пятиполовинная цезура в ямбическом триметре:
- volés sonare: || tú pudica, tú proba
- (Hor. Ep. XVII, 41)
Цезура в силлабо-метрике
В асинартических (составных) и логаэдических стихах , то есть в стихах с переменным ритмом, цезуры возникают автоматически при смене ритма. Напр. в асинартете ( биметре , стихе с двояким ритмом) цезура возникает между отрезками разного ритма, напр. в Архилоховом стихе:
- Núnc decet áut viridí nitidúm caput || ímpedire mýrto’
- (Hor. Carm. I 4, 19)
цезура отделяет дактиличечский акаталектический тетраметр (—UU | —UU | —UU | —UU) от трохеической триподии (—U | —U | —U) . В Большом асклепиадовом стихе:
- Tú ne quáesierís, || scíre nefás, || quém mihi, quém tibí
- (Hor. Carm. I 11, 1)
цезуры разделяют каталектический ферекратей второй (—X—UU—) хориямб (—UU—) и ферекратей первый (—UU—UX) . В логаэдах цезура часто употребляется для создания характерного ритмического рисунка, напр. в Малом сапфическом стихе :
- Integér vitáe || scelerísque púrus
- (Hor. Carm. I 12, 1)
Цезура делит дактиль (—U | —U | — ¦¦ UU | —U | —X) , придавая дополнительную динамику послецезурной части стиха.
Примечания
- Preuss E. De senarii graeci caesuris. Dissertatio philologica. — Regiomonti, 1859.
- Bassett S. E. // The American journal of philology. — 1919. — № 4 . — С. 343–372 .
- Бейли Дж. // Бейли Дж. Избранные статьи по русскому литературному стиху. М., 2004.. — С. 220–251 .
- Howard H. // The works of Henry Howard earl of Surrey and of sir Thomas Wyatt the elder: In 2 vol. Vol. 1. London, 1815.. — С. CXXXVII — CCLXXXVI .
- Bartsch K. // Germania. Vierteljahrsschrift für deutsche alterthumskunde. — 1867. — С. 129–194 .
- Корчагин К. М. Цезура в русском стихе XVIII — первой четверти XX века: дис. … канд. филол. наук. — М. , 2012.
- Москвин В. П. // Материалы метаязыкового семинара Института лингвистических исследований Российской академии наук. Вып. 3. 2017-2019 годы / Отв. ред. С. С. Волков, Н. В. Карева, Е. М. Матвеев. СПб.: ИЛИ РАН, 2020. — С. 174 – 241 . 24 ноября 2020 года.
Литература
- Цезура // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1181. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
- Цезура // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М. : «Просвещение», 1974. — С. 456—457. — 509 с. — 300 000 экз.
- Munk E. Die Metrik der Griechen und Römer. — Glogau, 1834.
- Соболевский С. И . Древнегреческий язык. — М. , 1948.
- Гаспаров М. Л . Очерк истории европейского стиха. — М. , 2003.
- Цисык А. З., Шкурдюк И. А . Античная метрика. — Мн. , 2004.
- В. П. Москвин . Ритмические средства языка. — М. : Флинта, 2020. — С. 177–284. — ISBN 978-5-9765-4406-3 .
- 2020-09-29
- 1