Беллетристика
- 1 year ago
- 0
- 0
Жоаше́н дю Белле́ ( фр. Joachim Du Bellay , французское произношение: [/ʒɔaʃɛ̃ dy bɛlɛ/] ; ок. 1522 , замок Тюрмельер вблизи Лире , Анжу — 1 января 1560 , Париж ) — французский поэт, член поэтической группы « Плеяда » и ближайший друг её руководителя Ронсара .
Родился в дворянской семье , рано потерял родителей и занимался самообразованием. Затем слушал лекции в университете Пуатье .
Принадлежал к католическому духовенству и занимал высокие посты. После встречи с Ронсаром ( 1547 год ) отказался от церковной карьеры и всецело отдался поэзии . В 1547—1549 годах дю Белле учится вместе с Ронсаром и Ж. А. де Баифом в коллеже Кокре. Активно занимается поэзией.
В апреле 1553 года получает место секретаря у своего двоюродного брата — кардинала Жана дю Белле , назначенного послом в Риме , и вместе с ним уезжает в Италию, где остается до августа 1557 года . После возвращения опубликовал в 1558 году сразу несколько сборников.
Умер в 1560 году , похоронен в часовне Собора Парижской Богоматери .
Дю Белле много способствовал обогащению французского литературного языка и созданию таких новых жанров, как ода , элегия , эпопея . Ему принадлежит также первая по времени французская сатира против придворных поэтов «Придворный поэт».
Как поэт Дю Белле подражал Петрарке , главные темы своего сборника «Олива» («L’Olive») он заимствовал у итальянских поэтов. Сам Дю Белле долго жил в Италии и написал там лучшую свою поэму «Antiquités de Rome» и стихи «Les Regrets», особенно характерные для его интимной лирики. В 1552 году опубликовал перевод 4-й книги « Энеиды » (перевод 6-й был издан посмертно в 1560). После 1553 года Дю Белле, порвав с петраркизмом , переходит к реалистической лирике.
В 1549 году написал трактат «Защита и прославление французского языка», который был впоследствии пополнен фрагментами из предисловия к сборнику «Олива». В этом трактате были развиты основные теоретические положения новой группы писателей. Хотя основные эстетические принципы этого направления и приписываются Ронсару, но Дю Белле считается главным полемистом «Плеяды», одним из реформаторов французского языка и поэзии. Во многом ему следовал его друг Жан Тайль .
Дю Белле — враг слащаво-любовного рифмоплетства придворных поэтов. В полемической части «Защиты» он объявляет войну всей средневековой поэзии, нападая на слепых подражателей античным поэтам, злоупотребляющих латынью . Он высказывается за серьёзное изучение образцов классической литературы и приближение французской поэзии к простоте народного творчества. Но эти тенденции к «народности» не получили развития вследствие придворно-аристократического характера творчества «Плеяды». Основным стимулом стали книжные, главным образом итальянские влияния. Это влияние и сказалось в сильной степени на трактате Дю Белле. Существует даже указание на заимствование всей полемической части «Защиты» из итальянского источника.
Творчество Дю Белле как поэта зачастую находится в полном противоречии с его теориями. Приверженец «объективной» поэзии, он наиболее субъективный поэт всей группы; восставая против латыни и подражательства, он оставил два тома латинских стихов и много подражал иностранным образцам. Эти противоречия, впрочем, свойственны всей «Плеяде» в целом.
Произведения Дю Белле с латыни переводил Ноэль-Этиен Санадон .
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .