Акимова, Ольга Дмитриевна
- 1 year ago
- 0
- 0
О́льга Дми́триевна Форш (урождённая Комарова ; 16 [28] мая 1873, Дагестанская область — 17 июля 1961, Ленинград ) — русская советская писательница, драматург. Известна в основном как автор исторических романов , рисующих революционно-демократическую борьбу в России на примерах выдающихся личностей.
Дочь генерала Д. В. Комарова , тётка поэтессы Нины Хабиас . Ольга родилась 16 (28) мая 1873 год в Гунибе (ныне Дагестан ), где генерал был начальником военного округа. Мать ( армянка Нина Григорьевна Шахэтдинова ( ), двоюродная сестра Павла Флоренского ) умерла рано, отец вторично женился. После его смерти в 1881 году мачеха отдала Ольгу в Ставрополя и Московский Николаевский сиротский институт (1884—1891). Вначале Ольгу привлекала карьера художницы, и она училась в художественных мастерских Киева , Одессы и Санкт-Петербурга , в том числе у П. П. Чистякова .
В 1895 году Ольга Комарова становится женой Бориса Эдуардовича Форша, сына генерал-лейтенанта Э. И. Форша , руководившего Корпусом военных топографов . Супруги Форш часто живали в смоленском имении Герчики , которым владели сестра Бориса и её муж . В 1906—1910 годах жили в Киеве, затем переехали в Царское Село .
Ольга Форш стала печатать свои произведения в 1907 году. Первый удачный рассказ « Был генерал » (1908) напечатан в журнале « Русская мысль ». В ранних произведениях: повести « Рыцарь из Нюрнберга » (1908), незавершённом романе « Дети земли » (1910, переработан в рассказ « Богдан Суховской », 1928) — определился интеллектуализм прозы Форш, характерные черты её героя: неудовлетворённость действительностью и духовные поиски. В этот период увлекалась теософией , ездила в Париж брать уроки магии у Папюса .
В 1918 году переехала в Москву, в мае 1919 года была командирована во Всеукриздат в Киеве, после смерти мужа в 1920 году вернулась в Петроград, поселилась в Доме искусств . Была членом Вольфилы .
Истории революционной мысли и движения в России посвящены романы Форш: « Одеты камнем » (1924—1925) о судьбе революционера М. С. Бейдемана ; « Горячий цех » (1926) о революции 1905-07; « Радищев » (ч. 1 — « Якобинский заквас », 1932; ч. 2 — « Казанская помещица », 1935; ч. 3 — « Пагубная книга », 1939), « Первенцы свободы » (1950-53) о декабристах. Судьба творческой личности в условиях деспотического режима изображена в романах « Современники » (1926) о Н. В. Гоголе и А. А. Иванове и « Михайловский замок » (1946) о трёх поколениях русских зодчих (В. И. Баженов, А. Н. Воронихин, К. И. Росси).
В художественно-мемуарных книгах « » (1930) и « Ворон » (« Символисты », 1933) писательница рисует жизнь петроградской художественной интеллигенции двух первых десятилетий XX века, создаёт портреты современников (М. Горький, А. А. Блок, Ф. Сологуб и др.) . Эта оригинальная дилогия о модернистах — плод художественной обработки реальных происшествий, свидетелями которых была Форш. Обе книги подвергались нападкам со стороны пролетарской критики и долгое время не переиздавались.
На склоне лет Ольга Форш пользовалась заслуженным почтением со стороны коллег; её произведения часто переиздавались многомиллионными тиражами. После перестройки её имя было забыто не только в литературных, но и в читательских кругах.
Форш принадлежат также рассказы, изображающие предреволюционный быт города и деревни, книги сатирических рассказов на зарубежные темы, киносценарии, пьесы. Произведения писательницы переведены на языки народов СССР и иностранные языки.
С июня 1935 года Ольга Форш проживала в доме Придворного конюшенного ведомства («писательская надстройка») на набережной канала Грибоедова , 9. Умерла 17 июля 1961 года в Тярлево под Павловском , похоронена на Казанском кладбище .