Interested Article - Коржавин, Наум Моисеевич

Нау́м Моисе́евич Коржа́вин (в публикациях обыкновенно Н. Коржавин , настоящая фамилия — Ма́ндель ; 14 октября 1925 , Киев 22 июня 2018 , Дарем , Северная Каролина , США ) — русский советский и американский поэт , прозаик -публицист, переводчик, драматург , мемуарист.

Биография

Ранние годы

Нехемье Мандель родился 14 октября 1925 года в Киеве в еврейской семье. Дед его был цадиком , отец Моисей Гецелевич (Григорьевич) Мандель (1887—?) — переплётчиком; мать Хана Нехемьевна (Анна Наумовна) Гинзбург , родом из Ржищева — работала зубным врачом и была правнучкой раввина Нехемьи а‑Лейви Гинзбурга (1788—1852) из Дубровны — ученика основателя хабадского хасидизма Шнеура‑Залмана из Ляд . Дядя, Иосиф Гецелевич Мандель, был раввином в Богуславе . Семья жила на улице Владимирской , 97б (угол Жилянской) .

Учился в украинской средней школе № 95 на улице Жилянской. Рано увлёкся поэзией. 2 сентября 1940 года, по его собственным воспоминаниям, был исключён из русской средней школы № 44 (где занимался с 4 класса) «за хулиганство» из-за конфликта с завучем и вынужден был перевестись в другую школу, но и её не окончил из-за войны. Ещё в Киеве молодого поэта заметил Николай Асеев , который затем рассказал о нём в московской литературной среде. В начале Великой Отечественной войны с родителями эвакуировался в город Сим Миньярского района Челябинской области , где в 1942 году экстерном окончил школу-десятилетку и работал на заводе .

Жизнь в Москве

В армию не попал по причине сильной близорукости. В 1944 году приехал в Москву для поступления в Литературный институт имени А. М. Горького , но поступил в него в 1945 году, со второй попытки. Среди его соседей по комнате в общежитии были, в частности, Расул Гамзатов и Владимир Тендряков . Тогда же Елизар Мальцев придумал для него псевдоним Коржавин .

В конце 1947 года Коржавин был арестован по обвинению в антисоветской деятельности (статья 58-1). В ходе следствия эти обвинения были сняты, и официально ему предъявили «чтение стихов идеологически невыдержанного содержания». Около восьми месяцев он провёл в изоляторе Министерства госбезопасности СССР и в Институте имени Сербского . Был осуждён постановлением Особого Совещания (ОСО) при МГБ и приговорён к высылке из Москвы по статьям Уголовного кодекса 7-35 — как « социально опасный элемент ». Осенью 1948 года был выслан в Сибирь , около трёх лет провёл в селе Чумаково . В 1951 году по совету двоюродной тёти, Розалии Ефимовны Яхниной, отправился в Караганду , где жил в общежитии горного техникума по улице Костенко, 11, а после женитьбы — в съёмной квартире на улице Моторной, 26 . В этот период окончил (отделение геологии и разведки угольных месторождений), при учебно-курсовом комбинате № 3 треста «Ленинуголь» освоил специальности бурильщика, проходчика и помощника машиниста комбайна ПК-2М, и 30 октября 1953 года получил диплом штейгера (горного мастера). Под псевдонимом Наум Мальвин опубликовал несколько стихотворений в « Социалистической Караганде » и «Комсомольце Караганды», перевёл с казахского несколько стихотворений Максута Байсеитова и Ауэзхана Кошумова, участвовал в создании литературного объединения при редакции газеты «Социалистическая Караганда», а с 21 января 1954 года служил в этой газете литературным сотрудником отдела культуры и быта и позже отдела писем . 9 декабря 1954 года, после амнистии, уволился из газеты и вернулся с женой в Москву. В 1956 году был реабилитирован, восстановился в Литературном институте и окончил его в 1959 году.

Ещё с 1954 года поэт зарабатывал себе на жизнь переводами, в период « оттепели » начал публиковать собственные стихи в журналах. Более широкую известность ему принесла публикация подборки стихов в поэтическом сборнике « Тарусские страницы » (1961).

В 1963 году при содействии Евгения Винокурова вышел сборник Коржавина «Годы», куда вошли стихи 1941—1961 годов. В 1967 году Театр имени К. С. Станиславского поставил пьесу Коржавина «Однажды в двадцатом».

Помимо официальных публикаций, в творчестве Коржавина была и подпольная составляющая — многие его стихи распространялись в самиздатовских списках. Во второй половине 1960-х Коржавин выступал в защиту «узников совести» Даниэля и Синявского , Галанскова и Гинзбурга . Эти обстоятельства привели к запрету на публикацию его произведений.

В 1970 году сыграл эпизодическую роль шпрехшталмейстера константинопольского цирка в фильме А. А. Алова и В. Н. Наумова « Бег » по мотивам произведений М. А. Булгакова .

Эмиграция

Конфликт Коржавина с властями СССР обострялся, и в 1973 году после допроса в прокуратуре поэт подал заявление на выезд из страны, объяснив свой шаг «нехваткой воздуха для жизни». Коржавин уехал в США и обосновался в Бостоне . Был включён Владимиром Максимовым в число членов редколлегии « Континента », продолжая поэтическую работу. В 1976 году во Франкфурте-на-Майне ( ФРГ ) вышел сборник стихов Коржавина «Времена», в 1981 году там же — сборник «Сплетения».

В постперестроечную эпоху у Коржавина появилась возможность приезжать в Россию и проводить поэтические вечера. Первый раз он приехал в Москву во второй половине 1980-х годов по личному приглашению Булата Окуджавы . Первое место, где он тогда выступал, был Дом кино. Зал был заполнен, на боковые балкончики поставлены дополнительные стулья, принесённые из кабинетов. Когда Коржавин и Окуджава вышли на сцену, весь зал, не сговариваясь, поднялся и стоя аплодировал. Коржавин плохо видел, и Окуджава, наклонясь к нему, сказал, что зал встал. Было видно, как Коржавин смутился. Потом читал стихи, отвечал на вопросы. Читал стихи по памяти (разобрать напечатанный текст он не мог из-за слабости зрения: ему требовались специальные сильные очки). Из зала на сцену выходили известные актёры, пришедшие на встречу в качестве зрителей, и читали по его книге без подготовки, сразу, первое попавшееся стихотворение, на котором раскрывался сборник. Первым вышедшим без всякого приглашения из зала на сцену и вызвавшимся читать стихи был артист театра «Современник» Игорь Кваша , за ним стали подниматься другие.

Через несколько дней после того выступления Наум Коржавин поехал в гости к опальному спортивному журналисту Аркадию Галинскому , они долго разговаривали, радовались начавшимся в стране переменам, но тогда, в личной беседе, Коржавин сказал: «Я им не верю».

Наум Коржавин — один из героев документального фильма « Они выбирали свободу » ( RTVi , 2005).

В своих воспоминаниях и публицистических статьях Коржавин подробно рассказал об эволюции своих политических взглядов. В юности он отвергал сталинскую систему и в то же время разделял коммунистическую идеологию, противопоставляя советской действительности «подлинный коммунизм». К концу Великой Отечественной войны он начал «признавать» и оправдывать Сталина, о чём вспоминает с сожалением. Такое настроение сохранялось и после ареста. В ссылке он вновь стал антисталинистом, продолжая исповедовать коммунизм. По собственному признанию, Коржавин отказался от коммунистической идеологии в 1957 году. Как и многие эмигранты из СССР, на Западе Коржавин оказался на правом фланге политического спектра. В публицистике резко выступал не только против коммунизма, но и против западных «друзей СССР», а также против всех форм социализма и революционного движения («Психология современного энтузиазма», «За чей счёт? (открытое письмо Генриху Бёллю)»). Определял себя как либерального консерватора или «свирепого либерала». В спорах «русофобов» и «русофилов» занимал «русофильскую» позицию, отстаивал традиции русской культуры. В публицистике 1990—2000-х годов выступал как против коммунизма, так и против радикального либерализма, который упрекал в непродуманной и безответственной политике.

В литературоведческих статьях отстаивал традиционную культуру, защищал христианскую мораль в искусстве, настаивал на необходимости глубокого человеческого содержания художественного произведения. Коржавин протестовал против романтической и авангардистской традиции презрения к обывателю, настаивал на том, что литература существует для читателя и должна к нему обращаться. Он защищал «органическую связь искусства с Высоким и Добрым» . Именно искусство, стремящееся к гармонии, по Коржавину, удовлетворяет подлинную художественную потребность: «Прекрасное, то есть искусство, не должно подчиняться требованию полезности не потому, что это примитивно и стыдно, а потому, что оно и так полезно, если оно на самом деле искусство» . Если стремление к гармонии отсутствует, искусство превращается в простое самоутверждение. С этих позиций Коржавин пересматривал наследие « серебряного века », высказывая упрёки даже в адрес Александра Блока («Игра с дьяволом») и Анны Ахматовой («Анна Ахматова и „серебряный век“»). Резко критиковал поэзию Иосифа Бродского , высмеивал его культ в интеллектуальной среде («Генезис „стиля опережающей гениальности“, или Миф о великом Бродском»).

После смерти жены (2014) поэт жил с семьёй дочери в университетском городке Чапел-Хилл , а с начала 2018 года (когда его зять стал профессором в Университете Дьюка ) — в Дареме , штат Северная Каролина. Скончался 22 июня 2018 года на 93-м году жизни там же .

Урна с прахом Коржавина захоронена 28 сентября 2018 года в Москве на Ваганьковском кладбище .

Отзывы

Плотная, скупая на образность, обретающая благодаря абстрактности политическую и нравственную силу, лирика Коржавина возникла из пережитого, от увиденной им подлости и тьмы, но также из веры в благородство и свет.

О настоящем имени

Среди знакомых Коржавин был известен под именами Эма и Эмка (Эма уже в детстве было уменьшительным сокращением его метрического имени Нехемье ). Согласно автобиографической прозе и эвакуационным спискам 1942 года , его настоящее имя Наум.

Семья

Сочинения

Стихи

  • Годы. — М.: Сов. писатель, 1963. — 114 с.
  • Времена: Избранное. — Frankfurt/M.: Посев, 1976. — 386 с.
  • Сплетения. — Frankfurt/M.: Посев, 1981. — 254 с.
    • То же . 2-е изд. — [Frankfurt/M.]: Посев, 1988. — 250 с.
  • Письмо в Москву: Стихотворения и поэмы. — М.: Журн. «Огонёк», 1991. — 31 с. — (Библиотека «Огонёк»; N 37).
  • Время дано: Стихи и поэмы / [Послесл. Б. Сарнова ]. — М.: Худож. лит., 1992. — 320 с.
  • К себе / [Сост. В. Краснопольский]. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 382 с.
  • Стихи и поэмы. — М.: Материк, 2004. — 528 с.
  • На скосе века: Стихи и поэмы. — М.: Время, 2008. — 623 с. — (Поэтическая библиотека).
  • Начальник творчества: Поэмы и стихотворения / Сост. Н. Толочко. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 126 с.

Эссе

  • В защиту банальных истин // «Новый мир», 1961, № 3
  • Лирика Маршака. Статья // «Новый мир», 1963, № 3
  • Поэзия А. К. Толстого // « Вопросы литературы », 1967, № 4
  • Судьба Ярослава Смелякова. Статья // « Грани », № 91, 1974
  • Опыт поэтической биографии. Статья // «Континент», № 2, 1975
  • Игра с дьяволом. Статья // «Грани», № 95, 1975
  • Психология современного энтузиазма. Статья // «Континент», № 8, 1976 и № 9, 1976
  • В защиту банальных истин. — М.: Моск. шк. полит. исслед., 2003. — 791 с. — (Культура, политика, философия).
  • В соблазнах кровавой эпохи: Воспоминания: в 2 кн. — М.: Захаров, 2005. — 812, 751 с.

Поэтические произведения

  • 16 октября
  • 22 июня 1971 года
  • Апокалипсис
  • Арифметическая басня
  • Братское кладбище в Риге
  • В наши трудные времена…
  • В Сибири
  • В трудную минуту
  • Вариации из Некрасова
  • Весна, но вдруг исчезла грязь…
  • Влажный снег
  • Возвращение
  • Возьму обижусь, разрублю…
  • Восемнадцать лет
  • Враг
  • Всё это чушь: в себе сомненье…
  • Вспомнишь ты когда-нибудь с улыбкой…
  • Встреча — случай. Мы смотрели…
  • Встреча с Москвой
  • Вступление в поэму (Ни к чему…)
  • Гейне
  • Генерал
  • Дети в Освенциме
  • Детство кончилось
  • Друзьям
  • Если можешь неуёмно…
  • Есть у тех, кому нету места…
  • Ещё в мальчишеские годы…
  • Зависть
  • Знаешь, тут не звёзды…
  • Знамёна
  • Иль впрямь я разлюбил свою страну?..
  • К моему двадцатипятилетию
  • Как ты мне изменяла…
  • Кропоткин
  • Лёгкость
  • Любовь к добру… (Памяти Герцена)
  • Люди пашут каждый раз опять…
  • Меня, как видно, Бог не звал…
  • Мир еврейских местечек…
  • Мне часто бывает трудно…
  • Мы мирились порой и с большими обидами…
  • На побывке
  • На речной прогулке
  • На смерть Сталина
  • Надоели потери…
  • Не верь, что ты поэта шире…
  • Не надо, мой милый, не сетуй…
  • Небо за плёнкой серой…
  • Невеста декабриста
  • Нелепые ваши затеи…
  • Непоэтическое стихотворение
  • Нет! Так я просто не уйду во мглу…
  • Неужели птицы пели…
  • О Господи! Как я хочу умереть…
  • От дурачеств, от ума ли…
  • От судьбы никуда не уйти…
  • Паровозов голоса…
  • Песня, которой тысяча лет
  • Поездка в Ашу
  • Поэзия не страсть, а власть…
  • Предельно краток язык земной…
  • Родине
  • Русской интеллигенции
  • Смерть Пушкина
  • Сочась сквозь тучи, льётся дождь осенний…
  • Стихи о детстве и романтике
  • Стопка книг… Свет от лампы…
  • То свет, то тень…
  • Ты разрезаешь телом воду…
  • Уже июнь. Темней вокруг кусты…
  • Усталость
  • Утро в лесу
  • Хотя б прислал письмо ошибкой…
  • Через год
  • Я в сказки не верю…
  • Я пока ещё не знаю…
  • Я раньше видел ясно…

Кинодокументалистика

Награды, премии

Цитаты

Одни из самых известных строк, принадлежащих перу Наума Коржавина:


Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь...

Мы не будем увенчаны...
И в кибитках,
снегами,
Настоящие женщины
Не поедут за нами.

Коржавин, Наум. Зависть, 1944

Примечания

  1. Наум Коржавин. В соблазнах кровавой эпохи. Книга 1. — М. : Захаров, 2006. — С. 38. — ISBN 5-8159-0582-2 .
  2. . Дата обращения: 3 июня 2021. 3 июня 2021 года.
  3. . Дата обращения: 24 июня 2018. 24 июня 2018 года.
  4. . Meduza . из оригинала 22 июня 2018 . Дата обращения: 23 июня 2018 .
  5. [www.belousenko.com/books/Korzhavin/korzhavin_v_soblaznah_krovavoy_epokhi_1.pdf Наум Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи»]: Имя получил в память кёнигсбергского деда Нехемье Гинзбурга.
  6. от 4 июня 2021 на Wayback Machine : У старшей сестры матери отчество записано как «Нихемовна» (так и других родственников).
  7. . Дата обращения: 3 июня 2021. 3 июня 2021 года.
  8. . Дата обращения: 23 июня 2018. Архивировано из 23 июня 2018 года.
  9. от 19 сентября 2020 на Wayback Machine : Родители — Моисей Мандель и Анна Гинзбург.
  10. . Дата обращения: 24 июня 2018. 24 июня 2018 года.
  11. Наум Коржавин. В соблазнах кровавой эпохи. Книга 1. — М. : Захаров, 2006. — С. 517-518. — ISBN 5-8159-0582-2 .
  12. . Дата обращения: 26 июля 2018. 26 мая 2017 года.
  13. . Дата обращения: 26 июля 2018. 26 июля 2018 года.
  14. Наум Коржавин . В защиту банальных истин. — М., Моск. шк. полит. исследований, 2003. — С. 316.
  15. Наум Коржавин . В защиту банальных истин. — М., Моск. шк. полит. исследований, 2003. — С. 327.
  16. . Дата обращения: 24 июня 2018. 24 июня 2018 года.
  17. . Дата обращения: 24 июня 2018. 24 июня 2018 года.
  18. . Эхо Москвы (22 июня 2018). Дата обращения: 22 июня 2018. 22 июня 2018 года.
  19. . Газета.Ru . из оригинала 11 июля 2018 . Дата обращения: 22 июня 2018 .
  20. . Дата обращения: 1 октября 2018. 1 октября 2018 года.
  21. от 4 апреля 2022 на Wayback Machine : Здесь упоминается также «Нёмка».
  22. . Дата обращения: 20 января 2014. 1 февраля 2014 года.
  23. Максим Кантор
  24. [www.belousenko.com/books/Korzhavin/korzhavin_v_soblaznah_krovavoy_epokhi_1.pdf Наум Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи»]
  25. . Дата обращения: 28 ноября 2019. 19 сентября 2020 года.
  26. . Дата обращения: 22 июня 2018. 26 июня 2017 года.
  27. . Дата обращения: 26 июля 2018. 26 июля 2018 года.
  28. . Дата обращения: 22 июня 2018. 28 октября 2020 года.
  29. . Дата обращения: 22 июня 2018. 2 августа 2018 года.
  30. . Дата обращения: 24 июня 2018. 24 июня 2018 года.
  31. . Дата обращения: 5 октября 2018. Архивировано из 7 сентября 2016 года.
  32. Кирилл Ковальджи от 1 февраля 2014 на Wayback Machine
  33. . Дата обращения: 28 ноября 2019. 20 ноября 2019 года.
  34. от 29 августа 2018 на Wayback Machine Russia.tv

Ссылки

Источник —

Same as Коржавин, Наум Моисеевич