Арсе́ний Влади́мирович Гулы́га
(
29 апреля
1921
,
Чехословакия
—
10 июля
1996
,
Москва
,
Россия
) — советский и российский
философ
,
историк философии
,
литературовед
, специалист по истории русской и немецкой философии, эстетике, автор философских биографий
. Доктор философских наук. Член
Союза писателей СССР
. Автор вступительных статей и редактор издания сочинений как зарубежных философов-классиков —
Г. Ф. В. Гегеля
,
И. Г. Гердера
,
И. В. Гёте
,
Г. Э. Лессинга
,
Ф. В. Й. Шеллинга
,
И. Канта
(8-томное Собрание сочинений), так и трудов русских мыслителей —
Н. А. Бердяева
,
В. В. Болотова
,
Н. М. Карамзина
,
В. В. Розанова
,
В. С. Соловьёва
,
Н. Ф. Фёдорова
,
П. А. Флоренского
. Был одним из инициаторов создания серии «
»
. Отвергал
постмодернизм
и отстаивал «
традиционные ценности
»
. По его инициативе в 1980-е годы с целью изучения русской философии было создано
.
Ветеран Великой Отечественной войны
.
Биография
Родился
29 апреля
1921 года
в Чехословакии в семье крупного инженера-металлурга
Владимира Ивановича Гулыги
, погибшего во время политических репрессий в 1930-е годы
. Внук кубанского белогвардейского военачальника генерал-лейтенанта
Ивана Емельяновича Гулыги
(1859—1934). Из-за принадлежности предков к
кубанскому казачеству
и их участия в Белом движении в юности имел проблемы с получением образования, а затем и с выездами за границу
.
В 1938—1942 годах учился на философском факультете
МИФЛИ
.
В июне 1942 года призван в армию, с сентября в звании лейтенанта служил переводчиком штаба полка на
Волховском фронте
. 4 января 1943 года тяжело ранен в бою под
Великими Луками
. С 1943 инструктор по работе среди войск противника политотдела
19-й гвардейской стрелковой дивизии
, затем в политотделе
39-й армии
на той же должности
.
В 1945 году окончил
философский факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова
.
После войны служил референтом по театрам в
СВАГ
. Без отрыва от службы окончил
аспирантуру
при
Институте истории
, защитил
диссертацию
«Образование Социалистической единой партии Германии» (1952). Уволен из армии в 1953 году. Два года после этого работал
доцентом
в
Высшей торговой школе
.
Защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философия Гердера» и диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Из истории немецкого материализма»
.
В 1956—1996 годах — старший, ведущий и главный
научный сотрудник
Института философии АН СССР/РАН
. С 1978 года входил в состав редколлегии книжной серии «
Памятники философской мысли
».
Похоронен на
Троекуровском кладбище
(уч. 3)
.
Вдова и соавтор —
(1925—2016), доктор философских наук, профессор.
Дочь — Ольга Арсеньевна Гулыга, филолог
.
Научная деятельность
Нынешнюю ступень культурного развития Гулыга рассматривал как постсовременность («постмодерн»), где развитие культуры происходит посредством освоения традиции. Он полагал, что существование
философии
возможно только в качестве истории философии, которая вбирает в себя всю мировую мудрость. Исследования Гулыги проводились по трём направлениям:
-
Изучение жизни и индивидуально-неповторимого мира личности великих творцов и философов, что позволяет погрузиться в пространство рождения идей. Биография рассматривается как отдельный жанр, где средства научного познания соединяются с художественными.
-
Социально-историческое направление исследований способствовало понимаю философии как дела школы, с постижением эпохи и народа.
Немецкая классическая философия
и русская идеалистическая философия конца XIX начала XX века рассматривались Гулыгой как два великих взлёта в истории философской мысли. В монографии «Немецкая классическая философия» (1986) он показывает развитие немецкими философами основного вопроса философии
Иммануила Канта
о бытие человека, как и совершённые ими новые открытия в диалектике познания. А уже с опорой на эти идеи русские философы нашли ответ на вопрос о будущем человека. В 1995 году вышла его книга «Русская идея и её творцы» (1995), в которой автор обращается к идее соборности. В монографии «Русская идея и её творцы» (1995) Гулыга писал, что
русская идея
— это соборное объединение человечества, которое должно основываться на высокой общности сложившейся на диалектическом единстве общего и индивидуального, а не на буржуазном индивидуализме, признающем лишь формальное право, и не на насильственном коллективизме (включая коммунистический). Гулыга изучал такие стороны значения религии как аксиологический (сохранение святынь) и национально-цементирующий. Объединенное человечество он рассматривал не как некую совокупность коммерческих общин и индивидов, а как семью национальных организмов являющихся полностью равноправными. Он полагал, что это является единственным путём к победе над смертью и появлению равного Богу «сверхчеловека». И когда Бог будет пониматься как целевая причина и идеал, тогда можно будет говорить про объединие верующих и неверующих, но при условии, что неверующие согласны принять христианство как моральную норму.
-
Систематическое направление исследований, где философия понимается как вечная мудрость, взращенная совместным развитием культуры всех народов, что выражается в идущем из древности триединстве — истина, добро, красота. В монографии «Принципы эстетики» (1987) Гулыга уделяет большое внимание эстетике как учению о красоте, понимая под красотой среднее между добром и истиной, которое охватывает как познавательный (типическое, подлинное, фантастическое, эвристическое), так и экзистенциальный уровень (возвышенное, трагическое, комическое, драматическое) жизни человека. Это объясняется тем, что самым широким эстетическим понятием является прекрасное, а все прочие эстетические категории лишь выступают в качестве каких-то его граней. Точно таким же образом в искусстве художественная грань выступает промежуточным звеном чувственной и логической гранями.
Научные труды
Монографии
-
Гулыга А. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962 (нем. изд. — 1966)
-
Гулыга А. В. Гердер. М., 1963 (2-е изд. 1975, нем. изд. — 1978, кит. — 1977)
-
Гулыга А. В. Гегель. М., 1970 (2-е изд. 1994, 3-е изд. 2008; нем. изд. — 1975, 1980, кит. — 1978)
-
Гулыга А. В. Эстетика истории. М., 1974
-
Гулыга А. В. Кант. М., 1977 (2-е изд. 1981, 3-е изд. 1994, нем. изд. — 1981, кит, — 1981, 1992, япон. — 1983, фр. — 1985, англ, — 1987, швед. — 1990)
-
Гулыга А. В. Искусство в век науки. М., 1978 (словацкое изд. — 1981)
-
Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980
-
Гулыга А. В. Шеллинг. М., 1982 (3-е изд. 1994, нем. — 1990, япон. — 1992, кит. — 1995)
-
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986 (нем. изд. — 1991)
-
Гулыга А. В. Что такое эстетика. М., 1987
-
Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., Издательство политической литературы, 1987
-
Гулыга А. В. Путями Фауста. М., 1987
-
Гулыга А. В. Уроки классики и современность. М., 1990
-
Гулыга А. В. Русская идея и её творцы. М., 1995.
-
Гулыга А. В., Андреева И. С.
Шопенгауэр. М.:
Молодая гвардия
, 2003. — 367 с. (
ЖЗЛ
, Вып. 846) —
ISBN 5-235-02551-2
.
Статьи
-
Гулыга А. В. Что такое постсовременность // Опыты. М., 1990;
-
Гулыга А. В. Религия в нашей жизни // Вопросы русского христианского движения. Т. 158. Париж, 1990;
-
Гулыга А. В. Полвека на Волхонке // Молодая гвардия. 1997. № 4.
Примечания
-
↑
, с. 147.
-
↑
, с. 193.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 11 декабря 2016.
18 февраля 2020 года.
-
Писатели Москвы — участники Великой Отечественной войны. —
М.
, 1997. — С. 134.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 6 апреля 2017.
8 сентября 2017 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 27 июня 2023.
27 июня 2023 года.
Литература
-
на русском языке
-
на других языках
-
Bottiger P. Wie die Postmoderne den Krieg verhindert? Arsenij Guliga ueber Kant als Friedensdenker // Sfuttgarter Zeitung. Stuttgart, 1987. 5 Nov.
-
Seehohm Th. Arsenij Guliga «Kant» // Kant- Studien. Bonn., 1979. N 2;
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|