Церковь Иоанна на Опоках
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке в Москве — православный храм в честь мученика Иоанна Воина ; находится в ведении Русской православной церкви ; расположен в московском районе Якиманка ( улица Большая Якиманка , 46).
Здание храма возведено в 1704 — 1713 годах , в царствование Петра Великого . Предполагаемый автор проекта — архитектор Иван Зарудный .
Низменности между современной улицей Большой Якиманкой и Москвой-рекой регулярно затопляло весной, там проживали стрельцы , поляки и обычные крестьяне .
В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесённый в результате наводнения, заметил разрушения церкви Святого Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве ; согласно преданию , новый храм возвели по чертежу самого царя .
В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом ; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским . В 1759 году закончен северный придел.
Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754—1758 годах (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).
В 1785—1796 годах в храме служил иерей Матвей Десницкий − будущий митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил . Уже в молодые годы он получил известность как проповедник.
В 1779—1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым ( фрески ) и Василием Баженовым ( иконостас ); эти произведения были утрачены в 1860-х годах. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот .
С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей . При нём в 1912 году храм отметил своё 200-летие − литургию по случаю юбилея и храмового праздника 30 июля совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир . В 1922 году протоиерей Христофор был обвинён в «противодействии изъятию церковных ценностей» и расстрелян в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала . ( Прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).
Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве .
В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника в Старых Панех , настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950) .
По воспоминаниям Никиты Кривошеина :
Осенью 1952 г. я оказался в Москве студентом, и благодаря покойной Нине Константиновне Бруни (дочери Константина Бальмонта) нашёл дорогу в храм Иоанна Воина на Якиманке. Там были службы и пение — как в парижское отрочество. Там — не помню как вышло — я изумлённо слушал богохульственную панихиду «Со святыми упокой… Господи, душу раба твоего Иосифа…» Месяц спустя, в Великую пятницу утром, сообщили о прекращении дела врачей-отравителей . Прихожанин этого храма Иван Бруни с уверенностью сказал: «Наши скоро вернутся!» (из Воркуты и Тайшета ). В этой церкви я свыкся с «коллективными исповедями» (так легко отвечать «грешен» на все вопросы батюшки), привык к совмещениям в одном пространстве и времени главных событий жизни: у алтаря шли венчания, в приделах конвейерные крещения и одновременно — серийные отпевания… Освоить надо было и отгороженность, почти недоступность священников. Мучительнее всего — не боюсь слова — было сохранить в себе неосознанную надежду и слушать, как настоятель совсем нередко читал Патриаршие послания насчёт Кореи , потом Вьетнама, Мира во всём мире и империализма …
Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного . Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате ( восьмерик на четверике ), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.
Южный придел храма — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива; северный — святителя Димитрия Ростовского ; приставной — великомученицы Варвары ; в храме также чтимая икона и часть перста последней из Варваринского храма на Варварке , частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах .
В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами — в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоакима и Анны ), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» — пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.