Interested Article - Собольщиков-Самарин, Николай Иванович

Никола́й Ива́нович Собо́льщиков-Сама́рин (настоящая фамилия Собольщиков; 28 марта [ 9 апреля ] 1868 , Санкт-Петербург 20 июля 1945 , Горький ) — российский и советский театральный режиссёр , актёр , антрепренёр , педагог , театральный деятель. Народный артист РСФСР (1934). Герой Труда . Награждён орденом Ленина (1940).

Биография

Родился в крестьянской семье 9 апреля (28 марта по старому стилю) 1868 года.

В раннем возрасте начал выступать в любительских спектаклях. С 1883 года играл и ставил спектакли на клубных сценах Санкт-Петербурга и его пригородов. С 1884 года выступал в театрах Петрозаводска и Новгорода . В 1892 году был актёром и режиссёром петербургского Василеостровского театра для рабочих.

В августе этого же года уехал в Нижний Новгород , где выступал на сцене и занимался режиссурой (1892—1899), спустя год организовал на паях Товарищество артистов под своим руководством. В 1897 году арендовал новое театральное здание и стал антрепренёром. В 1901—1907 годах создал оперную и драматическую труппы в Саратове и Казани , гастролируя с ними по разным городам России. Держал антрепризу в Астрахани , три года работал антрепренёром в Ростове-на-Дону . Работал также в Твери , Ярославле , Екатеринодаре , Самаре , Симбирске , Царицыне и Одессе (1917—1924), где его застала революция.

Весной 1917 года Н. И. Собольщиков-Самарин открыл в Одессе театр революционной сатиры «Вронсобсам» (совместно с В. М. Вронским ) , а летом миниатюр «Улыбки». В 1921 году, после ухода интервентов, был назначен директором и главным режиссёром Одесского театра. В 1924 год переехал в Нижний Новгород , где работал всю оставшуюся жизнь как актёр, режиссёр, художественный руководитель и консультант.

Умер в Горьком . Похоронен на Бугровском кладбище .

Семья

Творческая деятельность

Пропагандировал и развивал систему Станиславского и одновременно «левый театр». Собольщиков-Самарин был редким режиссёром, который, работая в провинции , был известен всему русскому театральному миру. Он стремился поднять уровень театральной культуры провинции. Много занимался просветительской деятельностью, пытаясь привлечь к театру самые широкие круги публики, для чего устраивал спектакли по сниженным ценам или бесплатно. Обращался преимущественно к классическим произведениям и лучшим пьесам современного . Как режиссёр поставил почти все пьесы А. П. Чехова , 15 пьес Островского . Кто-то из театральных работников назвал Самарина «Островским русской режиссуры». Особым успехом пользовались его постановки горьковской драматургии . Он дважды ставил спектакль « Мещане » (1903, 1927), и оба раза его постановка считалась лучшей для своего времени. Спектакль шёл бессменно в течение 10 лет. Среди известных его работ — « Ревизор » (1927), « Вишнёвый сад » (1929). Многочисленные ученики Собольщикова-Самарина ездили по стране, играли и ставили пьесы Горького, продолжая и обобщая опыт своего учителя.

Его постановки отличала яркость театрального языка, романтическая приподнятость, тщательность разработки характеров, психологическая достоверность образов, ансамблевость исполнения.

Он автор многочисленных сказочных феерий и пьес для детей и юношества, которые писал под псевдонимом Кот Мурлыка.

Творческий метод Н. И. Собольщикова-Самарина связан с традициями последовательного сценического реализма Малого театра. Талант его отличался демократичностью, жизненной полнокровностью, сочными, яркими красками. Как режиссёр Н. И. Собольщиков-Самарин был сторонником большой активности сценического действия, добивался действенного изображения характера. Соединяя в себе таланты режиссёра-реалиста и великолепного организатора, Самарин всегда бережно ценил актёрскую индивидуальность, делал актёрскую работу основой спектакля, не подавляя личности актёра, не нарушая его творческой самобытности. Вместе с, тем, относясь к искусству с благоговением, как к суровому долгу и единственному содержанию своей жизни, он предъявлял актёрам большие требования и поддерживал высокую дисциплину творческого труда в коллективе. Здоровый оптимизм, брезгливая ненависть ко всякой мещанской слякоти и ограниченности, непосредственность, богатая и широкая чисто народная фантазия, любовь к ярким краскам и сочный юмор - все эти свойства режиссёрского дарования Самарина придавали ему истинно русский, демократический характер, чем-то сходный с вольным течением великой русской реки, на берегах которой прошла жизнь артиста. Алексеева А. Н.

Мемориальная доска работы А. В. Кикина в Нижнем Новгороде, ул. Минина, 5

Память

  • Премия имени Н. И. Собольщикова-Самарина — самая почётная театральная награда Нижегородской области . Её удостаиваются деятели театрального искусства, внесшие значительный вклад в развитие культуры, чьи выдающиеся работы стали образцами высокого художественного творчества.

Сочинения

Написал книгу о русской дореволюционной театральной провинции:

  • Записки. — Горький, 1960.

Литература

  • Соболев Ю. За кулисами провинциального театра. — М., 1928.

Примечания

  1. Собольщиков-Самарин Николай Иванович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. (недоступная ссылка)
  3. В. Файтельберг-Бланк, В. Савченко. Василий Вронский – луч света в тёмном царстве // Порто-Франко : газета. — Одесса, 2001. — № 21—25 (560—564) .
  4. . Дата обращения: 23 апреля 2009. 4 марта 2016 года.
  5. (недоступная ссылка)

Ссылки

  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2811 дней])
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2811 дней])
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Собольщиков-Самарин, Николай Иванович