Жаров, Александр Евгеньевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Алексе́евич Жа́ров ( 31 марта [ 13 апреля ] 1904 , д. Семёновское , Московская губерния , Российская империя — 7 сентября 1984 , Москва , СССР ) — советский поэт , редактор . Автор гимна пионерии « Взвейтесь кострами, синие ночи ».
Родился 31 марта ( 13 апреля ) 1904 года в деревне Семёновское Московской губернии в семье Алексея Кузьмича Жарова, потомственного артельного рабочего-каменотеса, специализирующегося на отделке из мрамора. Отец Александра Алексеевича участвовал в Японской и Германской войнах, был тяжело ранен и награжден Георгиевским крестом. Участвовал в возведении памятников на Бородинском поле , приуроченном к 100-летию со дня Бородинского сражения; в советское время работал на строительстве Мавзолея на Красной площади .
Александр Алексеевич окончил сельскую школу в Бородино , учился в реальном училище (ныне школа № 1) в Можайске . В конце 1917 года Жаров с товарищами организовал кружок по культурно-просветительной работе. С 1918 года — секретарь комсомольской ячейки.
В 1918—1925 годах Жаров — на руководящей комсомольской работе, сначала в Можайске, затем в Москве, в ЦК РКСМ . Член РКП(б) с 1920 года. В 1921 году учился на факультете общественных наук МГУ . Был первым редактором боевого литературно-художественного журнала советской молодежи «Комсомолия». В этом журнале начинали свою деятельность Михаил Шолохов , Борис Горбатов , Николай Богданов и многие другие советские писатели. В октябре 1922 года стал одним из основателей объединения комсомольских писателей « Молодая гвардия ».
Во время войны — корреспондент журнала « Краснофлотец ».
Умер 7 сентября 1984 года . Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище .
В 1927 году Народный комиссариат просвещения отправил трёх поэтов — Александра Жарова, Александра Безыменского и Иосифа Уткина в командировку по Европе. Путешествие длилось всего два месяца и затрагивало около десятка стран. За время путешествия поэты успели познакомиться с Максимом Горьким, жившим тогда в Италии. По возвращении Александр Жаров опубликовал заметки о поездке в газете «Комсомольская правда». В выпусках от 14 и 16 февраля и 1 марта 1928 года вышли его путевые очерки под названием «Галопом по Европам», которые в скором времени были раскритикованы Максимом Горьким, написавшим на статью Жарова отзыв «О пользе грамотности» в газете «Читатель и писатель» 17 марта 1928 года. Горький писал:
Я вынужден напомнить об этом по следующей причине: молодой русский литератор, путешествуя «галопом по Европам» и посетив окрестности Неаполя, рассказывает в одной из московских газет: «Рядом — залив Адриатического моря, с другой стороны его отлично виден Везувий». Издревле ведомо, что Неаполь расположен на берегу залива Тирренского моря и залив этот называется Неаполитанским; что же касается моря Адриатического, то оно находится в другом месте, так что молодой писатель, путешествуя «галопом», врет в карьер. А редактор газеты печатает вранье, не замечая его.
Можно бы и не обращать внимания на этот «анекдот», но мне приходится нередко видеть молодых писателей, и, к сожалению, все они более или менее предрасположены к творчеству именно таких анекдотов. И невольно жалеешь, что они путешествуют галопом, а не пешком, как это делают немецкие студенты.
Поэзия Жарова была широко известна в молодёжной среде 1920—1940-х годов. О его поэме «Гармонь», исключительно популярной в своё время, Михаил Светлов в конце жизни писал:
И пусть они обнимутся, как сёстры, —
Моя «Гренада» и твоя «Гармонь».
Известна негативная оценка его творчества Маяковским :
…мне часто говорили, что я часто ругаю Жарова. Я приведу одну строчку из его стихотворения: «От горящей домны революции отошёл великий кочегар». А на самом деле какие кочегары при домнах бывают? Не бывает их. И если отошёл кочегар от домны, то нечего ему там вообще было делать. То, что поэт хотел сделать настоящим революционным образом, по существу стало ничего не значащей, пустой фразой. Значит, товарищи, с одной стороны, зачастую писатели пишут так, что или непонятно массе, или, если и понятно, то получается глупость.
Однако, найдя себя впоследствии как поэт-песенник, А. А. Жаров оставил яркий след в истории советской массовой песни 1930-х — 1950-х годов как автор произведений: «Песня былых походов» (муз. З. Л. Компанейца ), « Заветный камень » (муз. Б. А. Мокроусова ), «Грустные ивы» (муз. М. И. Блантера ), «Ходили мы походами» (муз. К. Я. Листова ), «Мы за мир» (муз. С. С. Туликова ) и многих других. Ещё раньше, в 1920-е годы, огромную популярность получила написанная на слова его раннего стихотворения песня « Взвейтесь кострами, синие ночи » (муз. С. Ф. Кайдана-Дёшкина ). Язвительный намёк на неё был приведён в романе Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита » . Анализируя события, описанные в романе, и связи в реальной жизни, Эдуард Кузнецов высказал в журнале « Вопросы литературы » мнение, что прототипом поэта Рюхина в романе мог послужить именно Александр Жаров (Жаров — Жарюхин — Рюхин).
В 2002 году на родине Александра Алексеевича Жарова, в Можайске , одна из улиц города была названа в его честь .