Естественное состояние
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Возможно, эта статья содержит
оригинальное исследование
.
|
Естественное родительство ( англ. Natural Parenting ) — метод заботы о детях, основная идея которого состоит в том, чтобы наблюдать за коммуникативными знаками новорождённых и стараться удовлетворить их эмоциональные и физические потребности .
У этого подхода к воспитанию есть несколько названий: в восьмидесятые и девяностые годы XX века в России называли «сознательным родительством» [ нет в источнике ] , на Западе — англ. empathic parenting (сопереживающее воспитание) англ. instinctive care (инстинктивная забота) , англ. attachment parenting (стиль сближения) , англ. natural parenting и англ. parenting from the heart (естественное или добросердечное воспитание) , органическое родительство англ. organic parenting ), а сегодня часто обозначают термином « естественное родительство » .
Основной идеей методов воспитания в конце XX—начале XXI века является удовлетворение врождённых потребностей в ласке, тепле, пище и безопасности. Естественное воспитание, по мнению его сторонников, основывается на эволюционной теории развития человека как вида в природе, опирается на традиции воспитания в той или иной культуре или на современные научные данные из областей психологии, педагогики, биологии, медицины, антропологии, биохимии, стоматологии. Методы естественного воспитания в жизни варьируются от полного следования сигналам ребёнка до авторитарного воспитания. Часто естественный подход к выращиванию детей тождественен современным представлениям о гуманном отношении к детям, хотя исторически естественные методы воспитания детей могли быть жестокими, вплоть до убийства детей . Отличительной чертой всех направлений естественного родительства является апелляция к природным, животным или биологическим истокам человека в противовес к техническому подходу современности ко всем областям жизни, связанным с человеком. В той или иной мере подчеркивается гармония с природой, а не её завоевание, характерное для развитых индустриализированных обществ XX — начала XXI века . Чёткого мнения что есть «природное» и «естественное» не существует. Интерпретация естественности может производиться через призму традиционного опыта и знаний, передаваемые в определённой культуре, антропологические исследования о древних людях и сравнения этих данных с наблюдениями за современными народами и племенами, которые живут первобытным строем, или покоиться на знаниях из области биологии человека и млекопитающих.
Сторонники естественного родительства считают, что у родителей есть всё нужное для того, чтобы нормально заботиться о ребёнке (в отличие от научного подхода, где считается, что только специально обученные специалисты разбираются в уходе за детьми и воспитании детей) . Родители, которые проводят много времени со своими детьми, естественно, учатся понимать их насущные потребности. Так, например, мама даёт ребёнку грудь, не тогда, когда он заплакал, а когда он начинает выказывать неудобство, его сон становится беспокойным, а если его рука оказывается рядом с лицом, он поворачивается в сторону руки, открывает рот или даже пытается сосать руку или любой предмет рядом со ртом (поисковое поведение). Такой подход полностью совпадает не только с исторически-культурными традициями воспитания детей у многиx народов, но и с рекомендациями ряда специалистов . Такое воспитание воспринимается ими как проверенное временем и наиболее гуманное и приемлемое для развития человека.
Сторонники естественного родительства частично или полностью отказываются от приспособлений, которые с их точки зрения, неестественны, для ребёнка ( бутылки , искусственные заменители молока, пустышки, одноразовые подгузники, а также , люльки , ходунки , прыгунки , манежи , коляски ).
Некоторые из специалистов считают, что некоторые из этих предметов могут представлять опасность для здоровья ребёнка, например, использование искусственных сосков может привести к патологиям развития лице-челюстного аппарата, что впоследствии может вызвать различные заболевания, такие как отиты, апноэ сна, патологии речи . Использование бутылок для кормления детей связано с перекармливанием и нарушением саморегуляции аппетита у ребёнка Перекармливание в младенчестве коррелирует с ожирением во взрослом возрасте . Применение искусственных заменителей молока может привести к ряду негативных отдалённых последствий [ неавторитетный источник ] . Использование искусственных заменителей грудного молока связано с повышением детской смертности как в развивающихся, так и развитых странах .
Одноразовые подгузники, зачастую, редко меняют, что может привести к повышению риска развития инфекций мочеполовых путей . Использование одноразовых подгузников связано с тенденцией задержки развития навыков хождения в туалет у детей и более продолжительного периода недержание мочи, по сравнению с детьми, которые носят бельё . Кроме того, у родителей могут быть опасения, связанные с потенциальной токсичностью одноразовых подгузников . Преобладающая причина смертности среди младенцев в США и других западных странах — синдром внезапной детской смерти или несчастные случаи. В обоих случаях дети находятся без взрослого присмотра и спят в одиночестве . Кроме того, известен ряд случаев когда подобные предметы подлежали отзыву производителю, вызванным с травматизмом или смертью от использования этих товаров. В США за этим следит комиссия «US Consumer Product Safety Commission». Например, недавний отзыв детских кроваток был связан со смертью нескольких детей . Ходунки — источник высокого травматизма. Особую опасность представляют черепные травмы при использовании ходунков . Опасность от ходунков настолько большая, что Американская академия педиатрии уже много лет призывает запретить ходунки . В Канаде ходунки запрещены с 2004 года . Среди детей младше трёх лет наблюдается высокий травматизм, связанный с использованием колясок [ неавторитетный источник ] . Использование детских переносных устройств, люлек, сидений для младенцев, автомобильных сидений, младенческих качелей может привести к деформациям формы черепа ( плагиоцефалии ) .
Сторонники метода могут отвергать медицинскую помощь роженицам, роды с помощью кесарева сечения , УЗИ плода, вакцинирование и приём лекарств. Отдельные сторонники могут выбирать элементы метода (ношение в слинге, кормление грудью до самоотлучения) для следования им.
Идеологии естественного родительства соответствует идеализированное представление о том, как заботились о детях в первобытные времена. Некоторые племена, до сих пор сохранившие первобытную культуру и жизненный уклад, растят детей так, как предлагается естественным родительством. Жан Ледлофф описала такое воспитание в книге «Как вырастить ребёнка счастливым. Принцип преемственности». Ледлофф провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев , где, по её словам, в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой (по её мнению) так не хватает в цивилизованном обществе, и пришла к выводу, что если обращаться с детьми «так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий», малыши будут спокойными и счастливыми. Вернувшись в США , она написала книгу о том, что важно, воспитывая ребёнка, прислушиваться к собственной интуиции, а не только лишь к советам специалистов в области ухода за детьми :
С рождения дети екуана постоянно присутствуют при любой деятельности своих родителей. С того момента, как пуповина отделена от ребёнка, его жизнь уже полна событий. Пока ребёнок в основном спит, но и во сне он привыкает к голосам людей своего племени, звукам их деятельности, толчкам, резким и неожиданным движениям и остановкам, к давлению на различные участки его тела, когда родитель меняет положение ребёнка, совмещая текущую деятельность или отдых с уходом за своим чадом. Младенец также познает ритмы дня и ночи, изменения температуры своего тела и приятное ощущение безопасности и тепла от прикосновения к живой плоти родителя. Ребёнок осознает эту настоятельную потребность лишь тогда, когда его вдруг отнимают от уютного тела. Его безоговорочное ожидание именно таких событий и уверенность в том, что ему нужен именно такой опыт, поддерживают континуум человека. Малыш ощущает эту «правильность» и поэтому лишь изредка извещает родителей о своих потребностях плачем. Деятельность ребёнка в основном ограничивается сосанием груди матери и опорожнением кишечника. Когда возникает такое желание, его реализация доставляет ребёнку глубокое удовлетворение. Если он не занят этим, то просто изучает мир и привыкает к ощущению, что значит быть на этом свете.
Важным элементом системы естественного воспитания считается совместное пребывание матери и новорождённого ребёнка сразу после родов, что рекомендуется принципами роддомов нового типа, которым присваивается статус БДР (больницы, доброжелательной к ребёнку), которых с недавних пор появляется в России всё больше и больше. Этот статус больниц присваивается лечебным учреждениям, соответствующим требованиям Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ .
Однако так благополучно отношения родителей и детей складывались далеко не везде. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, психоисторик Л. Демоз выделил шесть трансформаций в отношении к детству :
Свои размышления, предназначенные родителям, Бенджамин Спок обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики». Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребёнком: кормлению, отнятию от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, Спок попытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на положение Фрейда, что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьёзные невротические нарушения, Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определённые стадии детского развития.
Сразу после войны , когда тревоги были позади и Америка, вырвавшись из тисков депрессии и значительно окрепнув, уверенно вступила на путь экономического процветания, в ней начался « бэби-бум » — невиданный всплеск рождаемости. Потребность в умных и доходчивых советах о том, как воспитывать ребёнка, была велика как никогда в американском обществе того времени. К тому же новое поколение родителей было готово к новому уровню семейных отношений, безотчётно стремилось уйти от строгости и сдержанности в отношениях с детьми. Книга Спока оказалась созвучной их ожиданиям, ведь женщины стали чаще и раньше выходить на работу, и надо было пусть и искусственно, но сделать ребёнка «удобным» как для самих занятых мам, так и для казённых воспитателей.
В «Книге здравого смысла о ребёнке и уходе за ним» Спок утверждал, что именно здравый смысл должен стать основой воспитания. Американские педиатры до 50-х годов считали, что кормить ребёнка следует исключительно по строгому графику, Спок отрицал необходимость жёсткого следования расписанию. «Если дитя плачет, утешьте и накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления — ничего страшного не случится. Но и не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если ребёнок не может или не хочет что-то делать, не заставляйте его насильно — успеется…» По убеждению автора, « растить ребёнка — не такое уж трудное дело, если вы подходите к нему непринуждённо, доверяете собственным инстинктам и следуете разумным советам врача » . К началу пятидесятых уже несколько миллионов американских семей воспитывали детей по Споку, а с середины и до конца двадцатого века идеи и методы Спока проникли в Европу и в СССР.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить детей по требованию и считает метод кормления «по графику», ненормальным и неприемлемым. В 1956 году появилась Ла Лече Лига , организация, помогающая матерям кормить грудью. Со временем постепенно этой организации стали помогать врачи. Одними из первых данный метод начали пропагандировать Марта и Уильям Сирс , американские педиатр и консультант по грудному вскармливанию, вырастившие 8 детей.
К естественным методам можно также отнести принцип невмешательства или минимального медицинского вмешательства в процесс беременности и родов (несмотря на утроенный, по сравнению с родами в роддоме риск потерять ребёнка ), минимальное использование лекарственных средств, отказ от вакцинации и тому подобные меры.
Приверженцы идеи естественного родительства отличаются разными мнениями о том, что есть естественные методы выращивания, а также насколько рационально полное отрицание социального влияния на детей, материнство и семью. Существует огромный разброс течений в естественном родительстве и личных предпочтениях каждой семьи. Так например, ношение в слинге не отрицает использование колясок. Консервативный подход к лечению детей не означает полный отказ от медицинской помощи [ обтекаемое выражение ] . Природность грудного вскармливания не отрицает насаждение поведения, удобного родителям.
Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом ( англ. William Sears ). Оно означает подход к родительству, основанный на психологической теории привязанности . По этой теории, сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.
Этот подход приобрел популярность в мире благодаря написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз . В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон. Сам доктор Серз и его жена Марта Серз говорят, что никаких особых правил такого вида родительства нет .
На основании подхода др. Серза международная организация Аttachment Parenting International (API) пропагандирует восемь принципов естественного родительства на основе теории привязанности, к которым должны стремиться родители. Эти принципы включают:
Вышеуказанные принципы воспитания детей возникли из-за того, что в педиатрии 1950-х годов было не принято поддерживать тактильные контакты между родителями и детьми, имелось пренебрежительное отношение к нуждам детей по сравнению с потребностями взрослых.
|
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности
неэнциклопедичного характера
.
|
|
Этот раздел представляет собой
неупорядоченный список разнообразных фактов
о предмете статьи.
|
В России работает множество центров и школ естественного воспитания, чей подход не совпадает с «рожановским».
С 2009 года в России выходит глянцевый журнал « Домашний ребёнок », посвящённый естественному родительству , среди авторов которого — Боб Сирс, который как и его отец Уильям Сирс является ведущим пропагандистом философии естественного родительства
Основанный в 1989 году супругами и Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» проводил семинары и психологические тренинги, на которых беременных склоняли к отказу постановки на учёт беременных и новорождённых и от их медицинского обследования, к родам на дому с помощью представителей центра.
Руководитель некоммерческой организации «Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания „Рожана“» Жанна Цареградская находилась в федеральном розыске. В октябре 2013 года она была задержана в рамках уголовного дела, возбуждённого по ст.282 Уголовного кодекса РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и ст.239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан) . По информации правоохранительных органов, роженицы доставлялись в деревню Малоярославецкого района Калужской области, где подвергались психологическому воздействию с обращением в адепты указанной организации . В 2012 году другой руководитель — Андрей Цареградский был осуждён за применение травматического оружия против бывших клиентов центра .
Подход, который описывается как естественный, существует много лет и исследует отличные от него практики (кормление смесью и его опасность, опасность раздельного сна, опасность неродительского ухода). Последователями естественного родительства утверждается:
Некоторые из исследователей совместного сна отмечают следующее:
Утверждения Г. Червонской , А. Котока и других российских и зарубежных авторов об избыточности и опасности вакцинации не поддерживаются официальной медициной. Согласно приказу Минздрава РФ от 27 июня 2001 года № 229 существует календарь профилактических прививок . О целесообразности прививок свидетельствует эпидемиология ряда крайне тяжёлых и опасных инфекционных заболеваний. Так, благодаря вакцинации побеждена натуральная оспа — заболевание, от эпидемий которого погибали десятки миллионов человек, в том числе и детей. При этом, действительно при вакцинации у ряда людей отмечались . Плановые вакцинации в детском возрасте позволили резко снизить заболеваемость многими заболеваниями. К примеру, в 20-х — начале 50-х годов XX столетия регистрировалась высокая заболеваемость полиомиелитом . В Дании она достигала 137 на 100 тысяч населения. После широкого внедрения вакцинации по сообщениям ВОЗ в 1995 году единичные случаи полиомиелита регистрировались в 9 странах Европы (на Украине за 5 лет с 1991 по 1995 годы выявлено 35 случаев, почти половина из них дети) .
Критика естественного подхода представлена, например, в статье «Индейское воспитание: плюсы и минусы. Взгляд врача» .
Ряд женщин в силу физиологических особенностей не может без вреда для себя и ребёнка перенести роды через естественные родовые пути. Решение о естественных родах должно приниматься только после консультации с акушером-гинекологом. Известны случаи, когда дети с патологиями, рождённые сторонниками «естественного родительства», умирали от отсутствия медицинского вмешательства, или же от «лечения» нетрадиционной медициной . Естественные роды могут быть опасными для матерей из-за кровотечения и осложнений . Самые свежие исследования показывают, что по сравнению с родами дома с акушеркой риск кровотечений в современных больницах возрастает [ почему? ] и с акушеркой, и ещё больше с акушером-гинекологом . Однако даже присутствие квалифицированной акушерки оставляет в три раза бо́льший риск для младенца из-за отсутствия дома аппаратуры для экстренной помощи .
Сравнение материнской и младенческой смертностей в экономически развитых странах, где подавляющее количество родов происходит в условиях медицинских учреждений, и в развивающихся странах, где зачастую роды проходят в естественных условиях, свидетельствует о необходимости квалифицированной врачебной помощи. В экономически развитых странах смертность новорождённых составляет 8—10 на 1000 родившихся живыми. В африканском регионе она колеблется в пределах 76—130, в Индии и Непале — 100—110 . Материнская смертность, с развитием системы оказания медицинской помощи населению, также снижается. Так, с 1920 по 1980 годы в СССР она снизилась более чем в 10 раз .
Критика естественного родительства включает в себя обвинения в псевдонаучном подходе, на основании культурных убеждений о «научном материнстве», зародившемся на Западе в конце XIX—начале XX века. Вера в «научное материнство» предполагает, что женщины должны следовать научным, и особенно медицинским, рекомендациям по выращиванию детей . Основные положение естественного родительства имеют под собой общепризнанные мейнстримной наукой основания [ нужна атрибуция мнения ] .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|