Interested Article - Превер, Жак
- 2021-09-14
- 1
Жак Превер ( фр. Jacques Prévert ; 4 февраля 1900 , Нёйи-сюр-Сен — 11 апреля 1977 , Омонвиль-ла-Петит, Манш ) — французский поэт и кинодраматург.
Биография
Жак Превер родился в ближнем предместье Парижа, в Нёйи-сюр-Сен, в буржуазно-аристократической семье. В 15 лет, получив первый аттестат зрелости, Жак оставил наскучившую ему школу, предпочтя парижские бульвары , бистро , праздную толпу и богему как среду своего обитания. Эпоха была насыщена бурными событиями, и Превер ими жил, в них участвовал. Сразу же после Первой мировой войны настроениями и умами интеллигенции завладело течение сюрреалистов , и Превер был с ними, с провозгласившим сюрреализм Аполлинером . Последовали дружба с Пикассо , Танги , Дали , Эрнстом , Магриттом . В ту же пору он сблизился с коммунистами, входил в театральную группу эстрадных агитаторов Французской коммунистической партии « », писал для неё много едких, обличающих капитализм памфлетов, сценариев и стихов.
Поездка в СССР
Группа «Октябрь» имела большой успех в стране и вместе с Превером в 1933 году была приглашена в Советский Союз , где её выступления прошли при переполненных аудиториях. Перед возвращением во Францию участникам было предложено подписать восторженное обращение со словами благодарности Сталину . Превер, несмотря на уговоры, отказался от этого наотрез. Авторитет его был настолько велик, что вся труппа, в которой были только члены французской компартии, последовала его примеру.
Активно сотрудничая с левыми, с Луи Арагоном , возглавлявшим отдел культуры ЦК ФКП , Превер и здесь выдерживал дистанцию, вёл себя независимо и в партии не состоял. На приглашения отвечал каламбуром : «Я, конечно, мог бы вступить в Коммунистическую партию, но ведь вы меня тут же упрячете в ячейку!» (По-французски «ячейка» и «тюремная камера» — омонимы ). Политикой не занимался, оставаясь антимилитаристом , антиклерикалом , ненавистником буржуазии, обывательщины и любой казёнщины. Сальвадор Дали подметил: «Жак воюет с ненавистным ему злом не бомбами, а петардами».
Чтобы не попасть на военную службу, притворялся сумасшедшим. Одевался безукоризненно опрятно, но на свой манер, с артистичной небрежностью, с неизменной сигаретой или трубкой; был ловеласом, имел успех у женщин, причём у известных актрис, кинозвёзд. Расставаясь со своей пассией, оставался с ней в прекрасных дружеских отношениях.
Сценарист
Превер писал киносценарии и тексты к песням. Фильмы по его сценариям ставились знаменитыми режиссёрами (такими, как Марсель Карне , Поль Гримо и Жан Ренуар ), с участием знаменитых актёров: « Набережная туманов », « Странная драма », « Вечерние посетители », « День начинается », « », « », « ».
Особенность сценариев Превера, подкупавшая постановщиков и актёров, заключается в пропорционально умеренном сочетании возвышенной поэзии и реализма. Вершиной такого сочетания признан фильм по его сценарию « Дети райка », который жюри из 600 специалистов признало лучшим кинематографическим произведением века и решением ЮНЕСКО в числе ещё трёх лент объявлен мировым достоянием культуры. Актриса Арлетти , снимавшаяся в главной роли, назвала Превера «великим поэтом экрана».
Автор-песенник
Не меньшую славу обрёл Превер и как автор песен — с 1928 по 1972 годы сделано 175 записей вокальных исполнений на его стихи. Все звезды эстрады имели в своём репертуаре песни на слова Превера — Катрин Соваж, Ив Монтан , Жюльетта Греко, Марлен Дитрих , Симона Синьоре , Тино Росси , Серж Генсбур . Коронным исполнением в программе Эдит Пиаф были преверовские «Опавшие листья»… В 1954 году за те же «Опавшие листья» Ив Монтан награждается «Золотым диском» — по случаю продажи миллионного экземпляра этой пластинки в его исполнении. Но Роже Вильям побивает рекорд — его запись расходится в двух миллионах…
Поэт
Первый свой поэтический сборник «Слова» Превер издал, будучи маститым литератором, в 1946 году. Ныне эта широко известная книжечка в 250 страниц издана таким тиражом, о котором не может мечтать ни один поэт — три миллиона экземпляров! В сборник вошло то, что Превер писал для себя, сочинял в разное время, не помышляя о публикации. Это хаотичная, бессистемная мозаика впечатлений, размышлений, наблюдений. В послевоенной Франции «Слова» прозвучали как задушевное откровение человека, влюблённого в жизнь. Книга наделала много шума и шла нарасхват.
Критика поэтического творчества
Феномен Превера до сих пор всесторонне исследуется, изучается: как ему удалось взять такой мощный аккорд, что резонанс прозвучал по всей стране и не смолкает по сей день? Принимали его поэзию отнюдь не все и беспощадно-разгромных статей в прессе было не меньше, чем хвалебных. Если Сартр восхищался «смелым реформатором стиха» и «анархистом-мечтателем», то Камю называл его не иначе, как «лирическим клоуном, возомнившим себя Гойей».
Превер при неоднозначности отношения к нему был дерзким реформатором свободного стиха — без рифмы, но с определённым внутренним ритмом и музыкальностью строф. Нет в его стихах и знаков препинания. Превер говорил: «Я вываливаю груду слов о том, о чём хочу сказать, не собираясь никому навязывать, как их следует читать, произносить. Пусть каждый делает это, как он хочет — по своему настроению, со своей интонацией».
Сценарии к фильмам
- Преступление господина Ланжа ( „Le Crime de monsieur Lange“ , 1936 )
- Странная драма ( „Drôle de drame“ , 1937 )
- Набережная туманов ( „Le Quai des brumes“ , 1938 )
- Исчезнувшие из Сент-Ажиля ( „Les Disparus de Saint-Agil“ , 1938 )
- День начинается ( „Le Jour se lève“ , 1939 )
- Буксиры ( 1941 )
- Летний свет ( 1942 )
- Вечерние посетители ( 1942 )
- Дети райка ( „Les Enfants du paradis“ , 1945 , номинация на Оскар за лучший сценарий)
- Собор Парижской Богоматери ( „Notre Dame de Paris“ , 1956 )
- Маленький солдат ( 1948 )
- Король и птица ( 1980 )
Библиография
- «Семейные воспоминания, или Ангел-охранник» ( 1930 )
- «Попытка изобразить обед голов в Париже, во Франции» ( 1931 )
- «Штык в землю» ( 1936 )
- «События» ( 1937 )
- «Слова» ( „Paroles“ , 1946 )
- «Истории» ( 1946 )
- «Сказки» ( „Contes pour enfants pas sages“ , 1947 )
- «Зрелище» ( „Spectacle“ , 1951 )
- «Дождь и ведро» ( „La pluie et le beau temps“ , 1955 )
- «Цирк Изиса» ( „Le Cirque d'Izis“ , с фотографиями Изиса Бидерманаса и работами Марка Шагала , 1965 )
Публикации на русском языке
- Стихи. — Пер. . — М. : Изд. иностранной литературы, 1960. — 88 с.
- Избранная лирика. — [Состав., предислов. и перевод М. Кудинова; Худож. Б. Алимов; В оформлении обложки использован рисунок ] — М. : Молодая гвардия, 1967. — 48 с.; 50 000 экз. (Избранная зарубежная лирика)
- Избранные стихи. Пер. М. Кудинова. — М. : Прогресс, 1967. — 176 с.
- Дети райка: Киносценарии. — Состав. и автор вступти. статьи . — М. : Искусство, 1986. — 320 с., ил., портр., в пер.; 30 000 экз.
- Песня для вас. Л.: Детская литература, 1988 (Поэтическая библиотечка школьника). 192 с., 100 000 экз. ISBN 5-08-000051-1
- Жак Превер Поэзия М. Книжная палата 1989
- Стихи// Versии Французская поэзия в переводах Натальи Стрижевской—М Дом-музей Марины Цветаевой 2008 с.457-468
- Стихи // Поэзия французского сюрреализма. Санкт-Петербург: Амфора, 2003. С. 251—266, 430—432
- Жак Превер // Стихи французских поэтов для детей. М., Самокат, 2006. С. 9-22
- Стихотворения (двуязычное издание). М., Текст , 2009.
- Зрелище. Пьесы и стихотворения. М., Текст , 2000.
Примечания
Ссылки
- от 8 марта 2012 на Wayback Machine
- 2021-09-14
- 1