Дворец культуры работников связи
- 1 year ago
- 0
- 0
Дворе́ц культу́ры и́мени И. И. Га́за — дворец культуры для рабочих завода «Красный Путиловец» , построенный в 1930 — 1935 годах авторами первого в стране Дворца культуры имени Горького архитекторами А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевским в стиле конструктивизма и окончательно завершённый в 1960-х годах архитектором Е. М. Полторацким и инженером Л. Н. Бубариной. Объект культурного наследия России регионального значения .
Назван в память партийного деятеля, работника Путиловского завода И. И. Газа .
Расположен в Кировском районе Санкт-Петербурга напротив Кировского завода и одноимённой с ним станции метро ( проспект Стачек , дом № 72).
Строительство началось осенью 1930 году, продолжилось в несколько этапов и заняло несколько десятилетий (с перерывом на войну).
Располагалось по адресу ул. Стачек, д. 92, в 1940 году улицу переименовали в проспект, нумерация домов тоже изменилась, теперь это проспект Стачек , д. 72.
Существовало три варианта проектов здания. Проекты «Клуба для путиловцев» обсуждались самими рабочими завода.
Во время войны здание оборудовали огневыми точками, так как с него открывался вид на ул. Краснопутиловскую . В здании формировались батальоны народного ополчения. Также в этом здании в 1941—1942 годах размещались штабы истребительного батальона трудящихся Кировского завода и отдельного артиллерийского рабочего дивизиона, принимавшего участие в штурме Берлина (о чём свидетельствует мемориальная доска).
В настоящее время положение следующее.
В здании ДК находятся техникум, магазины, концертный зал, выборный участок и т. п.
Все большие художественные полотна, ранее находившиеся в ДК (военная панорама, посвящённая Великой Отечественной войне, картина "Выступление Ленина" и другие) утрачены. По информации, предоставленной представителем «Музея истории и техники» Кировского завода, все полотна были сняты и помещены в подвальное помещение, там в результате коммунальной аварии они оказались залиты водой, покрылись плесенью и не подлежали восстановлению.
В марте 2020 года Комитет по градостроительству и охране памятников присвоил Дворцу культуры им. И.И. Газа статус объекта культурного наследия — памятника регионального значения. В границы охранной зоны вошёл корпус 1930—1935 годов постройки, ранее имевший статус выявленного объекта культурного наследия .
Согласно заданию, архитекторы предусмотрели строительство в две очереди двух разграниченных зон: клубной (южной) и театральной (северной). Для театральной части на 1500 мест (сейчас зал располагает тысячей мест), аналогично ДК имени Горького , был выбран секторный тип зала. Клубная зона включала малый зал на 500 мест, библиотеку, танцевальный зал и кабинеты для кружков. Вытянутое вдоль проспекта асимметричное здание таким образом делилось на три части: массивного объёма театра на севере, параллельной проспекту трёхэтажной в центре и перпендикулярной ей четырёхэтажной с примыкающим пониженным объёмом малого зала на юге.
Авторы предложили три варианта стилевого решения: чисто конструктивистское с непрерывным остеклением, с расчленением ленточных окон лёгкими столбиками и с колоннами. Выбран был третий вариант, но в 1930-х годах удалось построить только первую — клубную очередь, затем строительство было заморожено. Гегелло не раз возвращался к проекту достройки ДК, но завершено строительство было лишь в 1960-х годах.
В результате главной частью стал угловой — южный — четырёхэтажный корпус. Окна в нём объединены тёмными простенками, создающими иллюзию ленточного остекления. Ряды окон и длинные балконы сдвинуты к северному краю — традиционный для конструктивизма приём создания динамики. Стены покрыты графичной рустовкой. Вход оформлен тёмными колоннами упрощённой формы. В глубине к нему примыкает пониженный объём малого зала с большим горизонтальным витражом . Из него выступает стеклянный цилиндр, в котором «парит» винтовая лестница. Эти наиболее яркие приметы конструктивизима больше всего и пострадали от времени и небрежения.
Средний трёхэтажный корпус, тянущийся параллельно проспекту Стачек, более спокойно и нейтрально продолжают элементы южного соседа — строй колонн продолжается тёмными пилонами первого этажа, спаренные окна разделены тёмными простенками. Над пилонами — отлитый из цемента 60-метровый
фриз
работы скульптора Л. А. Дитриха в стиле
социалистического реализма
, посвящённый революционной истории и социалистическому развитию района, несколько конфликтующий с конструктивистским архитектурным фоном
.
Фриз расположен на лицевом фасаде над карнизом первого этажа, являющегося элементом предмета охраны объекта, утверждённого распоряжением КГИОП от 21.11.2014 № 10-745.
Достроенная в 1960-х годах северная — театральная — часть со зрительным залом на 1000 мест повторяет схему первой очереди.
Одна из первых и немногих разрешенных властями СССР крупных выставок художников-нонконформистов состоялась в ДК им. И. И. Газа 22—25 декабря 1974 года (около 50 художников). Выставка стала важной вехой истории ленинградской независимой культуры и вызвала всплеск общественного интереса к современному искусству, которое впервые предстало перед зрителем в широком многообразии направлений — от абстракционизма до поп-арта .
Вторая подобная выставка прошла в 1975 году в ДК «Невский», отчего и произошло объединительное название «Газаневщина» .