Три колесницы (учение о трёх колесницах представлено в махаяне), которые переправляют существ через
сансару
на берег
нирваны
. Как правило, махаянисты (см.
Аштасахасрика
) различают три колесницы следующим образом:
Колесница шраваков (слушателей или последователей): Шравакаяна.
колесницу бодхисаттв — махаяну (Великую колесницу), приводящую через неисчислимое время спасения существ и последовательное просветление к высшему буддовости (буддхата).
Другая интерпретация:
Махаяна — поучения для истинных бодхисаттв,
Мадхьямаяна — пратьекабудды без невежественного аскетизма,
Малая колесница — чистые и простые практики, описанные в Четырёх Агамах. Шраваки описываются как слушающие
Четыре Благородные Истины
, ограниченные в степени развития по пути просветления. Пратьекабудды просветлены в
цепи 12 нидан
.
Великая колесница, в которой бодхисаттвы совершенствуются в шести
парамитах
(духовных переправах) и просветлении.
Экаяна (или Буддаяна) —
, приводящая всех к буддовости. Сутра Лотоса Благого Закона утверждает, что есть лишь одна Единая колесница Будды, а Три колесницы были даны как искусные средства в соответствии со способностями учеников. Сутра Лотоса, таким образом, согласно махаяне, является объединяющим, полным и завершающим поучением Будды. О концепции Единой колесницы также говорится в китайском тексте VIII века "Сутра помоста"\ "Алтарная сутра", автором которой традиционно считают Шестого патриарха Чань \ Дзен
Хуэйнэна
.