Interested Article - Направления индуизма

Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма .

Индуизм является очень разнообразной и сложной религией. Каждому направлению в индуизме присущ набор богатых религиозных практик. В индуизме принято выделять четыре основных направления:

Все эти четыре направления имеют общие ритуальные практики, верования, традиции и концепции личностного Бога , но каждое из них исповедует свою собственную философию, разные способы достижения конечной цели жизни — мокши (освобождения) и имеет разные взгляды на Бога и девов . Каждое направление следует разным методам самоосознания и поклоняется разным аспектам или формам Верховной личности Бога. Каждое направление, однако, принимает и уважает другие традиции и любого рода конфликты случаются крайне редко. Среди последователей индуизма существует сильная вера в то, что есть много путей, ведущих к Единому Богу или Источнику, независимо от того, каким именем Его называют.

В каждом из направлений индуизма, установившаяся философская школа называется сампрадаей , а традиционная цепь ученической преемственности каждой сампрадаи носит название парампары .

Присутствие различных направлений и школ в индуизме не должно рассматриваться как схизма . Совсем наоборот, между разными направлениями индуизма не существует вражды или противостояния. Между ними преобладает здоровый обмен идей и философское обсуждение, которые служили и служат для оттачивания философии каждой школы.

По оценке Джонсона и Грима, традиция вайшнавизма является самой крупной, насчитывающей около 641 миллиона или 67,6% индуистов, за ней следуют шиваизм с 252 миллионами или 26,6%, шактизм с 30 миллионами или 3,2% и другие традиции, включая неоиндуизм и реформистский индуизм с 25 миллионами или 2,6% .

Напротив, по мнению Джонса и Райана, шиваизм является крупнейшей традицией индуизма .

Вишнуизм (вайшнавизм)

Бирла-мандир — один из самых знаменитых вайшнавских храмов в Индии .

Последователи монотеистической традиции вишнуизма , которых называют вайшнавами , поклоняются Вишну и его аватарам (в основном Кришне и Раме ) как различным формам, или ипостасям, Бога. Вайшнавизм является самым крупным течением в индуизме — примерно 70 % от общего числа индуистов (около 700 млн человек) исповедуют эту разновидность индуизма . Как отмечает Г. М. Бонгард-Левин , вайшнавизм возник раньше шиваизма и всегда имел больше последователей .

В вишнуизме существуют четыре основных богословских традиции, называемых сампрадаи . Каждая из сампрадай имеет своего учителя-основателя, называемого ачарьей , и свою собственную философскую систему, в которой даётся толкование взаимоотношений между дживой и Богом .

Список существующих вайшнавских традиций, как правило принадлежащих к одной из основных сампрадай :

Шиваизм

Последователи шиваизма , называемые шиваитами или шайвами , в основном поклоняются Шиве как имманентной и трансцендентной Верховной Личности Бога. Последователи шиваизма насчитывают более 200 млн.

Шиваизму одновременно присущи монизм и дуализм . Он основывается на йоге , медитации и любви ко всем живым существам. Для шиваитов, Шива одновременно имеет и не имеет формы. Он является верховным и несравненным Танцором, Натараджей . Он — лингам , который не имеет ни начала, ни конца.

Список основных богословских школ (сампрадай) шиваизма :

Шактизм

Последователи шактизма поклоняются Божественной Матери Шакти в одной из её многочисленных форм, таких как Кали , Дурга , Лакшми , Сарасвати и др.

Шактизм является одним из самых древних направлений индуизма. Свидетельства о существовании шактизма относятся ещё ко временам Хараппской цивилизации . В том, что касается описаний Шивы и Шакти / Сати / Парвати , шиваизм и шактизм неотделимы друг от друга. Вайшнавизм также имеет определённую связь с шактизмом — богиню Дургу там называют Нараяни .

По сравнению с шиваитами и вайшнавами , шакты отличаются либеральными взглядами на поклонение и обычно отождествляют себя не как шакт, а как индусов в общем. Шактизм распространён по всей Индии , но особенно сильно развит в таких штатах, как Западная Бенгалия , Ассам , Орисса и Бихар . Поклонение Дурге также достаточно широко распространено в Махараштре и Гуджарате , где регулярно проводятся ритуалы и праздники, посвящённые Деви .

Основными центрами шактизма в Индии являются — святые места паломничества в шактизме. Всего их насчитывается 51. Их история связана с Шивой , когда он, перенося в великом гневе мёртвое тело Сати, начал совершать танец гнева « тандаву », который он обычно танцует только перед разрушением Вселенной . Видя гнев Шивы, Вишну осознал, что вся сила Шивы исходит от мёртвого тела Сати/ Шакти и разрезал её на кусочки своей Сударшана-чакрой , после чего гнев Шивы исчез. Тело Сати было разрезано на 51 кусок, каждый из которых упал на землю в определённом месте — каждое из этих мест превратилось в одну из Шакти-пит. Самыми знаменитыми из них являются Калигхат-мандир в Колькате , Камакхья-мандир в Ассаме , и храм Вайшнав-деви в Джамму .

В понимании последователей шактизма, все являются детьми Богини-Матери, желанием которой является то, чтобы все её чада жили в гармонии и согласии. Некоторые ведущие индийские философы, такие как Рамакришна и Вивекананда , были шактами.

Основными праздниками для шакт являются / Дурга -пуджа, Дивали / Кали -пуджа/ Лакшми -пуджа, Сатьянараяна-пуджа, Ганеша -пуджа, Сарасвати -пуджа, Картик -пуджа, Джанмаштами , Шиваратри , Санкранти и др. Шакты, в отличие от вайшнавов, никогда не отказываются поклонятся той или иной форме Бога. Шактизм обладает богатой и разнообразной философией и ритуальными практиками, к которым относятся мантра и тантра . Некоторые обряды в индуизме, такие как нанесение синдура и бинди , также как и традиционный наряд невесты, происходит от концепции богини Дурги и Лакшми.

Шактизм рассматривается рядом учёных как самая древняя форма индуизма. В поздних формах шактизм в основном базируется на таких Пуранах, как « », « Калика-пурана » и « Сканда-пурана ». Другими важными текстами, которые изучают и почитают все последователи традиции шактизма, являются « Рамаяна », « Махабхарата » и « Бхагавад-гита ». Обычным для последователей шактизма является также поклонение Кришне и Шиве, которым шакты часто совершают пуджу в храмах и на дому. Раме поклоняются как аватаре Нараяны . Шакты считают, что Рама также был поклонником Шакти . Согласно преданию, начало празднования Дурга-пуджи в Бенгалии положил сам Рама.

Основные течения шактизма это :

Смартизм

«Ом»

Последователи смартизма имеют полную свободу выбора в отношении того, какому деве или форме Бога им поклоняться. Характерной чертой смартизма является поклонение пяти богам ( ) или как личностным формам безличного Абсолюта, Брахмана . Смарты принимают и поклоняются шести проявлениям Бога:

Какой из форм Бога поклоняться — личный выбор каждого последователя смартизма, ибо все различные проявления Бога рассматриваются как совершенно одинаковые. Традиция смарты представляет собой либеральное и эклектическое направление индуизма.

Именно смартизм до конца XX века являлся преобладающей формой индуизма на Западе — верования смарты включают в себя адвайту , и первым индусом , который вложил заметный вклад в проповедь индуизма на Западе, был последователь адвайты Свами Вивекананда . Только во второй половине XX века, такие гуру как Бхактиведанта Свами Прабхупада , и другие, принесли на Запад также и вайшнавизм . В отличие от традиций смарты и адвайты, вайшнавизм и шиваизм следуют концепции Единого Бога — либо панентеистического монотеизма , либо панентеистического монизма .

Агама дхарма (Агама Тиртха)

Самое малочисленное на сегодняшний день течение в индуизме до XVI века было широко распространено на острове Ява и других островах Меланезийского архипелага. Позднее абсолютное большинство последователей этого направления в индуизме обратилось в ислам , а полностью индуистскими остались лишь острова провинции Бали. На остальных островах Индонезии индуизм исповедуется населением отдельных деревень. Богословски , из основных направлений индуизма, эта традиция наиболее близка шиваизму .

Термин «агама дхарма» используется также по отношению к традиционным практикам на островах Калимантан , Суматра , Сулавеси и других местах Индонезии , где люди стали определять и принимать свои агамы как индуизм.

Примечания

  1. Johnson, Todd M. / Todd M Johnson, Brian J Grim. — John Wiley & Sons, 2013. — P. 400. — ISBN 978-1-118-32303-8 .
  2. , p. 474.
  3. , p. 112
  4. Г. М. Бонгард-Левин . Древнеиндийская цивилизация. «Изучение индуизма как религии обычно начинают с вишнуитского культа, возникшего раньше шиваизма и всегда имевшего больше приверженцев».
  5. от 11 октября 2008 на Wayback Machine «the word sampradaya literally means 'a community'. A text from the Padma Purana quoted widely in Vaisnava writings speaks directly about these authorised communities. It says that 'Those mantras which are not received within a sampradaya are fruitless; they have no potency'. The text then specifically names the sampradayas. 'In the Kali-yuga, there will be four sampradayas.' ― we are talking about Vaisnava sampradayas ― 'They are the Brahma Sampradaya, originating with Brahma; Sri Sampradaya, starting with Laksmi; Rudra Sampradaya, starting with Siva; there’s another one starting from Sanaka and the others, the Kumaras'. Those are the four recognised Vaisnava sampradayas.»
  6. , pp. 13—68.
  7. .
  8. Jeaneane D. Fowler. . — Sussex Academic Press, 2002. — P. 42. — 459 p. — ISBN 1898723931 .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Направления индуизма