Interested Article - Дорисовка

Дорисовка на стекле. Контрольную работу по комбинированной съёмке выполняет студент операторского факультета ВГИКа (1968).

Дорисо́вка (на современном жаргоне называется « мэт-пэ́йнтинг » или « мэт-пэ́йнт », как прямая транслитерация с англ. Matte Painting ) — технология комбинированной съёмки , при которой натурная часть кадра совмещается с рисунком для создания иллюзии окружающей среды, которую по каким-либо причинам невозможно снять напрямую или воспроизвести с помощью декораций . Главная задача специалистов по дорисовке состоит в фотореалистичности получившихся изображений и их органичном сочетании с натурными объектами.

Историческая справка

Рисованные декорации — наследие театра — в кинематографе применяли с самых ранних дней его существования. Первое в истории применение дорисовки отмечено в 1907 году, когда в ходе съёмок фильма «Калифорнийские Миссии» ( англ. The Missions of California ) оператор Норман Доун ( англ. Norman O. Dawn ) решил, что потрескавшиеся здания миссионерских резиденций следует «облагородить» с помощью рисунков на стекле, установленном перед объективом киносъёмочного аппарата . Нарисованные на стекле элементы декорации заслоняли подлинные лишь частично: с их помощью, в частности, заменялись лишь наиболее сильно разрушенные части снимаемых сооружений. Для точного совмещения рисунок выполнялся на стекле, наложенном на заранее изготовленный фотоснимок предполагаемого места съёмки с выбранной точки . Эта методика получила название «дорисовка на стекле» ( англ. Glass Shot ) .

В дальнейшем Доун усовершенствовал своё изобретение, разработав технологию последующей дорисовки с двойной экспозицией .
В этом случае участки кадра, предназначенные для последующего заполнения рисунком, перекрывались чёрным непрозрачным каше , вместе с которым снималась игровая сцена. Затем на студии с проявленного отрезка отснятой киноплёнки изготавливался фотоотпечаток , чтобы создаваемый художником рисунок был нужного ракурса, тона и характера светотени (цвет придёт много позднее ). После масштабного совмещения готового рисунка с ранее отснятым на плёнке игровым материалом, оставшаяся часть закрашивалась чёрной краской, предотвращая засветку . При повторной съёмке оставшиеся ранее не проэкспонированными участки кадра дополняются рисунком.

Аналогичные методики уже на многослойные плёнки успешно применялись кинематографистами всего мира до середины 1990-х годов.

Наиболее характерные примеры дорисовок — кадры, где Дороти подходит к Изумрудному городу в фильме « Волшебник страны Оз », замок Ксанаду в фильме « Гражданин Кейн », караван Афанасия Никитина по Волге в фильме « Хождение за три моря », остров-град Буян в « Сказке о царе Салтане » , кажущиеся бездонными шахты «Звезды Смерти» в фильме « Звёздные Войны », наконец, городские пейзажи в фильме « Бегущий по лезвию » .

С 1990-х годов для дорисовки всё более активно начали применять компьютерные технологии. Первый эпизод с применением цифровой дорисовки относится к 1985 году, в фильме « Молодой Шерлок Холмс » (Paramount Pictures), в сцене, где «оживает» изображение рыцаря на витраже. Витраж был изначально нарисован художником Крисом Эвансом с помощью акриловых красок, затем отсканирован и далее обрабатывался в графическом редакторе Pixar, разработанном в Lucas Arts. Эта же сцена является первым в истории случаем, когда компьютерный анимированный персонаж взаимодействовал в кадре с живым актёром. С помощью традиционной дорисовки добиться эффекта «выхода» анимированного персонажа из витража не получилось бы.

Домакетка

декорации монастыря на съёмках фильма « Последняя реликвия ».

Вариантом дорисовки можно считать приём, получивший название «домакетка», когда вместо плоского рисунка используется масштабный уменьшенный макет необходимого объекта . Макет закрепляется перед объективом киносъёмочного аппарата с таким расчётом, чтобы он перспективно совмещался с подлинным ландшафтом без заметной линии стыка. Чаще всего домакетка используется при необходимости изменения внешнего вида зданий и крупных сооружений, позволяя обходиться без строительства декораций в натуральную величину. Достоинством домакетки по сравнению с дорисовкой является точное совпадение светотеневого рисунка со снимаемой натурой и более достоверный характер изображения. Приём использован, например, в советских фильмах « Последняя реликвия » для формирования в кадре монастырских фасадов и « Гостья из будущего » для имитации фантастических построек с помощью подвесного макета .

Новейшие технологии

На протяжении 1990-х годов традиционная дорисовка по-прежнему использовалась, но всё чаще — в комбинации с цифровым композитингом . Например, в финальной сцене фильма « Крепкий орешек 2 » натурные съёмки комбинировались с классической дорисовкой, однако впервые в истории рисунки были предварительно отсняты и оцифрованы, и комбинировались уже с помощью компьютера. К концу тысячелетия эра дорисовки пришла к концу, хотя ещё в 1997 году для фильма Джеймса Кэмерона « Титаник » вышеупомянутый Крис Эванс изготавливал такие изображения вручную (в частности, изображение спасательного корабля «Карпатия»).

В настоящее время для дорисовки практически исключительно используются редакторы плоской и трёхмерной компьютерной графики, позволяющие осуществлять любые манипуляции с фоновыми изображениями, получать любые комбинации натурных съёмок и компьютерной графики.

Цифровая дорисовка, как правило, представляет собой комбинацию из специально обработанных и чаще всего дорисованных или надлежащим образом раскрашенных референсных фотоизображений и трёхмерной графики.
Современное программное обеспечение позволяет также имитировать наличие объёма у плоских изображений (в том числе, дорисовки и кадров натурных съёмок). Один из наиболее показательных примеров — применение radiosity-алгоритмов в фильме Мартина Скорсезе « Казино », где необходимо было сымитировать освещение улиц Лас-Вегаса в 1970-е годы с его бесчисленными неоновыми вывесками.

Существует также целый ряд программных пакетов, предназначенных исключительно для получения фотореалистичных изображений природных ландшафтов на основе заданных пользователем параметров окружающей среды и/или импортированных 3D-моделей. В частности, пакет e-on Vue применялся при съёмках таких фильмов, как « Терминатор: Да придёт спаситель », « Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа », «Пираты Карибского моря II». Ранние бета-версии пакета Planetside Terragen 2 применялись для создания цифровых декораций в фильмах « Золотой компас » и « Звёздный путь: Возмездие ».

Дорисовка в российском кинематографе

Примечания

  1. , с. 306.
  2. , с. 45.
  3. The Invisible Art: The Legends of Movie Matte Painting by Mark Cotta Vaz and Craig Barron, Chronicle Books, 2002; p. 33
  4. , с. 59.
  5. , с. 307.
  6. от 29 октября 2009 на Wayback Machine Matte Paintings: высокое искусство в кино. «Мир 3D, 24.07.2009»
  7. Майоров Николай. // Киноведческие записки : журнал. — 2011. — № 98 . — С. 196—209 . — ISSN . 4 марта 2016 года.
  8. , с. 309.
  9. . Дата обращения: 21 декабря 2018. 21 декабря 2018 года.
  10. The Invisible Art , Cotta Vaz/Barron, pp. 213, 217
  11. , с. 310.
  12. Александр Лас. . Нездоровая критика любимого фильма . «Миелофон». Дата обращения: 28 сентября 2012. 28 января 2013 года.
  13. The Invisible Art , Cotta Vaz/Barron, p. 227
  14. The Invisible Art , Cotta Vaz/Barron, p. 19
  15. . Дата обращения: 27 июля 2009. 4 августа 2009 года.
  16. от 13 июля 2009 на Wayback Machine , Main Road Post
  17. . Дата обращения: 27 июля 2009. Архивировано из 21 декабря 2007 года.
  18. . Дата обращения: 3 августа 2010. 22 апреля 2009 года.
  19. от 6 июля 2009 на Wayback Machine , Main Road Post

Литература

  • Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Дмитрий Масуренков. // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 2 . — С. 43—46 .
  • Б. Ф. Плужников. Занимательная фотография / Е. А. Иофис . — М. : «Искусство», 1964. — 151 с. — 265 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Дорисовка