Гольдбергер, Мервин Леонард
- 1 year ago
- 0
- 0
Леона́рд Но́рман Ко́эн ( англ. Leonard Norman Cohen ; 21 сентября 1934 , Монреаль , Канада — 7 ноября 2016 , Лос-Анджелес , США ) — канадский поэт, писатель, певец и автор песен . Первый поэтический сборник опубликован в 1956 году , первый роман — в 1963 году .
В ранние годы песни Коэна основывались на фолк-музыке , в 1970-х тяготели к поп-музыке и кабаре . С 1980-х годов Коэн стал петь низким голосом в сопровождении синтезатора и женского бэк-вокала . Его песни часто эмоционально напряжённые и со сложными текстами. Среди тем, о которых пел Коэн, — религия , одиночество , сексуальность , сложные отношения между людьми.
Песни и поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Леонард Коэн введён в Канадский музыкальный зал славы ; 19 апреля 1991 года стал офицером ордена Канады , а с 10 октября 2002 года — компаньоном ордена Канады, что является высшей наградой для гражданина этой страны . На его песни существует множество кавер-версий .
Коэн родился в 1934 году в Монреале ( Квебек , Канада) в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Натан Коэн (1891—1943), выходец из Польши , был владельцем известного магазина одежды. Он умер, когда Леонарду было девять лет. Мать, Маша Клоницкая (1905—1978) , эмигрантка из Литвы , была дочерью ковенского раввина Соломона (Шлойме-Залмана) Клоницкого (1868—?), талмудиста , автора трудов по древнееврейской грамматике, сотрудника ряда периодических изданий на идише . Дед со стороны отца — первый президент Канадского еврейского конгресса (1868—1937), сооснователь первой англоязычной еврейской газеты в Канаде . Родные Леонарда, как и другие евреи с фамилиями Коэн, Кац и Каган, считаются потомками храмовых священнослужителей. Сам Коэн вспоминает об этом так: «У меня было очень мессианское детство. Мне сказали, что я потомок первосвященника Аарона ». Он ходил в еврейскую школу, где учился вместе с поэтом . Будучи подростком, Коэн научился играть на гитаре и сформировал фолк -группу под названием Buckskin Boys . Отцовское завещание обеспечило Коэну небольшой постоянный доход, достаточный для того, чтобы осуществить свои литературные амбиции.
В 1951 году Коэн поступил в университет Макгилла , где стал президентом Канадского университетского общества межколлегиальных дебатов . В то время наибольшее влияние на него имели такие поэты, как Уильям Йейтс , Уолт Уитмен и Генри Миллер . Его первый сборник поэзии, Let Us Compare Mythologies («Давайте сравним мифологии»), был выпущен в 1956 году, второй — The Spice-Box of Earth («Коробка пряностей земли») — вышел в 1961 году и принёс некоторую известность в литературных кругах. Окончив университет, Коэн проучился один семестр в юридической школе Макгилла и один год в Колумбийском университете .
В начале 1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра , он опубликовал романы The Favourite Game («Любимая игра») и Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.
В 1967 году Коэн переехал в США , где началась его карьера фолк-музыканта. Он был заметной фигурой в компании американского художника Энди Уорхола . Сам Уорхол позднее утверждал, что одна из его протеже, певица Нико , сильно повлияла на музыкальный стиль Коэна. Одна из первых и наиболее известных песен Коэна, Suzanne («Сюзанна») стала хитом в исполнении Джуди Коллинз . В том же году, после выступлений на нескольких фолк-фестивалях, он познакомился с продюсером Джоном Хаммондом и получил возможность записать свой первый альбом Songs of Leonard Cohen («Песни Леонарда Коэна»), куда, среди прочих песен, вошла и «Сюзанна», уже в исполнении самого Коэна. Альбом был восторженно принят в фолк-кругах и его композиции продержались в топе американских чартов более года, хотя и не принесли Коэну большого коммерческого успеха. За этим последовали альбомы Songs from a Room («Комнатные песни» с известными композициями Bird on the Wire — «Птица на проводе» и The Partisan — «Партизан»), Songs of Love and Hate («Песни любви и ненависти»), Live Songs («Живые песни»), и New Skin for the Old Ceremony («Новая кожа для старой церемонии»).
В 1971 году музыка Коэна была использована в фильме Роберта Олтмена « Маккейб и миссис Миллер ». Песни Коэна звучали в фильме настолько органично, что многие ошибочно полагали, будто они были написаны специально для него.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов Коэн устроил турне по США, Канаде и Европе. Критики высоко оценили его совместные выступления с пианистом Джоном Лиссауэром, но ни одно из них не было записано на плёнку. Тогда же началось его сотрудничество с певицей Дженнифер Уорнс .
В 1977 году Коэн выпустил альбом Death of a Ladies' Man («Смерть дамского угодника»), а год спустя сборник поэзии с очень похожим названием Death of a Lady’s Man . Альбом был записан при участии продюсера Фила Спектора , изобретателя технологии т. н. « звуковой стены ». Этот подход очень сильно отличался от техники Коэна, предпочитавшего минимальное инструментальное сопровождение, поэтому запись альбома проходила нелегко. Говорят, что Спектор переписывал альбом на секретных студийных сессиях, а сам Коэн утверждал, что однажды Спектор угрожал ему арбалетом.
В 1979 году был записан альбом с незатейливым названием Recent Songs («Недавние песни»), выдержанный в более традиционном стиле. В его записи участвовала джаз - фьюжн группа, использовались некоторые восточные инструменты, как, например, уд , мандолина и цыганская скрипка .
После «Recent Songs» Коэн замолчал на целых пять лет, и появился снова с фильмом «Отель» в качестве режиссёра, автора сценария и музыки (фильм получил Золотую розу Международного телефестиваля в Монтре), «Книгой милосердия» и альбомом «Various Positions» (1985), песни из которого « Hallelujah », «The Law», «If It Be Your Will» звучат так, словно это современные псалмы. Никогда ещё религиозные мотивы в его творчестве не были так отчётливы и прямолинейны.
В 1984 году мир услышал один из крупнейших коэновских хитов — песню Hallelujah («Аллилуйя») с альбома Various Positions («Разные позиции»). Звукозаписывающая студия Columbia Records отказалась распространять альбом в США, где популярность Коэна в последние годы была не слишком высокой. Вообще, с течением времени музыка Коэна стала пользоваться большим спросом в Европе и Канаде. Однажды он иронически заметил, что потрясён той скромностью, с которой американские компании рекламировали его записи. В 1986 году Коэн сыграл в эпизоде « French Twist » телесериала « Полиция Майами ».
В 1988 году , с выходом альбома I’m Your Man («Я твой мужчина»), стиль Коэна радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась сарказмом , горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал самым успешным со времён Songs of Leonard Cohen , а три песни оттуда — титульная, First We Take Manhattan («Вначале мы захватим Манхэттен») и Everybody Knows («Об этом знают все») — вошли в число его наиболее популярных композиций.
В Everybody Knows , написанной совместно с , Коэн поёт о социальном неравенстве, царящих в мире лицемерии, лжи и предательстве:
Все знают, что война окончена,
Все знают, что наши проиграли,
Все знают, что битва была предрешена,
Бедные остались бедными, богатые стали ещё богаче.
Вот как это происходит.
Все знают.
…
Все знают, что лодка дала течь,
Все знают, что капитан солгал,
У всех есть это странное чувство,
Будто их отец или собака умерли.
…
Все знают, что вы в беде,
Все знают, через что вы прошли,
От кровавого креста на вершине Голгофы
До пляжей Малибу…
и делает мрачные прогнозы на будущее (мотив, который получит своё развитие в песне The Future ):
Все знают, что грядёт чума,
Все знают, что она движется быстро,
Все знают, что обнажённые мужчина и женщина —
Всего лишь сияющий артефакт прошлого,
Все знают, что всё мертво,
Но на твоей кровати будет установлен счётчик,
Который раскроет то,
Что все знают и без него.
После того как песня Everybody Knows прозвучала в фильме « Врубай на полную катушку », Коэном заинтересовались широкие массы. Большим спросом пользовался альбом The Future («Будущее»), три песни с которого — Waiting for the Miracle («В ожидании чуда»), Anthem («Псалом») и титульная — вошли в скандально известный фильм Оливера Стоуна « Прирождённые убийцы ».
В заглавной песне Коэн, возможно, находясь под впечатлением от Лос-Анджелесского бунта 1992 года , предсказывает политический и социальный коллапс в духе библейских пророчеств : «Я видел будущее, брат мой, там — убийство. Всё расползётся по всем направлениям, ничто нельзя будет измерить. Вселенский смерч уже пересёк черту и разметал людские души». В песне Democracy («Демократия») Коэн говорит о своей любви к Америке, но критикует американцев за отсутствие интереса к политике и зависимость от телевидения: «Я не левый и не правый, сегодня вечером я просто останусь дома и затеряюсь в этом безнадёжном маленьком экранчике». «Democracy» использовалась в предвыборной кампании демократической партии США, и звучала на инаугурации Билла Клинтона [ когда? ] .
В 1995 году Коэн высказал оригинальную идею о предстоящем референдуме об отделении Квебека от Канады :
Меня не интересует политическое отделение, гораздо лучше – географическое. Полагаю, всем жителям следует одновременно резко наклониться вбок и фактически оторвать Квебек от Канады и сдвинуть его на юг, к побережью Флориды . Это улучшило бы климат.
Пять лет, с 1994 по 1999 год, Коэн провёл в уединении в дзэн-буддийском центре Mount Baldy возле Лос-Анджелеса . Там он принял имя Jikhan , означающее «молчание», и стал дзэнским монахом .
Коэн вернулся к музыке только в 2001 году с альбомом Ten New Songs («Десять новых песен»), написанный в соавторстве с Шэрон Робинсон. Это, возможно, его самый меланхоличный и спокойный альбом. Dear Heather — альбом 2004 года — стал результатом сотрудничества с джазовой певицей и музыкантом Анджани Томас, Шерон Робинсон также участвовала в написании нескольких мелодий. В этом альбоме, настолько же светлом, насколько тёмным был предыдущий, отразилось изменение настроения Коэна: в своих интервью он признался, что дзэн-буддизм унял депрессию, мучавшую его на протяжении многих лет. Dear Heather — наиболее экспериментальный и шутливый альбом Коэна, разочаровавший многих его поклонников. Сам Коэн заявил, что этот альбом был чем-то вроде черновика, за которым должен был последовать более формальный вариант. Однако этого не произошло из-за юридических разборок с бывшим менеджером Коэна Келли Линч, которая, по словам музыканта, незаконно присвоила свыше 5 миллионов долларов из его пенсионного фонда .
Blue Alert («Синяя тревога») — альбом песен, написанных Коэном и Томас, в исполнении последней вышел в 2006 году. По словам одного из обозревателей, при его прослушивании возникает ощущение, будто «произошла реинкарнация Коэна в женское тело. Хотя он не спел ни одной ноты, его голос обволакивает альбом, как дым». В том же году Коэн впервые после долгого перерыва появился на публике на мероприятии в книжном магазине в Торонто . Он спел две свои ранние песни So Long, Marianne («Пока, Марианна») и Hey, That’s No Way To Say Goodbye («Эй, так не прощаются») в сопровождении рок-группы Barenaked Ladies и Рона Сексмита.
В 2008 году Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за последние 15 лет. Он стартовал во Фредериктоне , продолжился в различных городах Европы и Канады, включая выступления на фестивале The Big Chill и джазовом фестивале в Монреале, и получил восторженные отзывы критиков. Подлинную овацию вызвало исполнение песни Hallelujah на Глэстенберийском фестивале во время заката. 7 октября 2010 года состоялся единственный концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле . Перед началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на вход растянулась на две сотни метров.
Вскоре Коэн был внесён в американский Зал славы рок-н-ролла в знак вхождения его «в высший эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи».
В 2011 году ему присуждена Премия Принца Астурийского .
Леонард Коэн умер 7 ноября 2016 года в возрасте 82 лет в своём доме в Лос-Анджелесе . Причиной смерти стало падение с кровати . О смерти было объявлено 10 ноября ; в этот же день он был похоронен на еврейском кладбище Шаар Хашомайим ( Уэстмаунт , Монреаль, Канада) . В ноябре 2019 года вышел пятнадцатый — посмертный — студийный альбом .
Коэн часто говорил о том, что написание песен для него — тяжёлый процесс. Одна лишь песня The Future , по его словам, переписывалась десятки раз. В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю:
Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже . В то время он исполнял песню Hallelujah на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне I And I и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять.
Одна из наиболее часто перепеваемых песен Коэна —
Hallelujah
(
«
Аллилуйя
»
). Её исполняли, среди прочих, американский музыкант
Джефф Бакли
, шведская прогрессив-метал-группа
Pain of Salvation
, американская рок-группа
Bon Jovi
,
Боно
,
Джон Кейл
и французская певица
Ванесса Паради
, а также
Честер Беннингтон
.
Песня звучит в фильмах «
Афера под прикрытием
», «
Оружейный барон
», «
Шрек
», «
Хранители
», «
Босиком по мостовой
» (в последнем — в исполнении
), «Воспитатели», «
» (в исполнении Горда Дауни) и сериалах «
Мыслить как преступник
», «
Клиника
», «
Скорая помощь
» и «
Доктор Хаус
». Также эта песня прозвучала на открытии
Олимпиады-2010
в
Ванкувере
в исполнении
K.D. Lang
.