Interested Article - Колтрейн, Джон

Джон Уильям Колтре́йн ( англ. John William Coltrane ; 23 сентября 1926 17 июля 1967 ), также известен как Трейн ( англ. Trane ) — американский джазовый саксофонист и композитор .

Один из самых влиятельных джазовых музыкантов второй половины XX века , тенор- и сопрано- саксофонист и бэнд-лидер. Наряду с Чарли Паркером , Дюком Эллингтоном , Майлзом Дэвисом , Луи Армстронгом является наиболее значительной фигурой в истории джаза, оказавшей влияние как на современных джазовых музыкантов, так и на школу импровизации в целом.

В 1940-е годы оставался относительно неизвестным и играл в различных оркестрах.

В 1955 году он присоединяется к коллективу Майлза Дэвиса . Когда Колтрейн решил уйти из квинтета, Дэвис — по условиям контракта с одной из звукозаписывающих компаний — в срочном порядке дописывает с ним в 1956—1957 годах альбомы «Relaxin’» (1956), «Cookin’» (1957), «Steamin’» (1961) и «Workin’» (1959).

К концу 50-х и к началу 60-х годов Колтрейн создаёт наиболее значимые для наследия джаза альбомы (« A Love Supreme », «Coltrane Jazz», « Giant Steps »), являющиеся, по сути, хрестоматией для основ изучения джазовой импровизации.

В 1960-е Колтрейн создаёт свой классический квартет , в который вошли пианист Маккой Тайнер , басист и ударник Элвин Джонс . Квартет Колтрейна считается одной из наиболее значительных групп в истории джаза, а некоторые историки рассматривают его как наиболее влиятельный из всех джазовых ансамблей.

В 1962 году Колтрейн делает совместную запись с Дюком Эллингтоном , что свидетельствует о его признании со стороны мэтра. Наряду с этим Колтрейн играл с такими признанными мастерами, как Телониус Монк , Сонни Роллинс , Майлз Дэвис и др.

По мере развития карьеры Колтрейн и его музыка приобретали все более духовный наклон. Колтрейн повлиял на бесчисленное количество музыкантов и остаётся одним из самых значительных саксофонистов в истории музыки. Он получил множество посмертных наград. В 1971 г. была создана церковь Святого Джона Колтрейна, которая в 1982 г. вошла в состав Африканской православной церкви , которая таким образом признала его канонизацию. Также Колтрейн получил специальную Пулитцеровскую премию в 2007 году. Его второй женой была пианистка Элис Колтрейн , а его сыном является .

Биография

Джон Колтрейн родился в музыкальной семье, однако его родители не зарабатывали на жизнь музыкой.

Будучи ребёнком, он был со всех сторон окружён музыкой. Его отец Джон Р. Колтрейн держал и кормил семью, как портной, но имел страсть к музыке. Он играл на нескольких инструментах и его интересы пропитали любовь к музыке его сына.

С 13 лет Джон начал играть в оркестрах. Вначале его инструментами были кларнет и альтгорн , затем альт-саксофон.

Колтрейн играл в разных ночных клубах Филадельфии , но в 1945 году его призвали в армию и отправили служить на Гавайи . В 1946 году Колтрейн уволился в запас и вернулся в Филадельфию.

Осенью того же года Джон начал играть в оркестре Джо Уэбба, а в 1947 году перешёл в «King Kolax Band». Там же Колтрейн впервые попробовал взять в руки тенор-саксофон, ставший впоследствии его основным инструментом. Одни источники утверждают, что это произошло под влиянием игры Чарли Паркера , который, как тогда считалось, довел возможности альт-саксофона до совершенства, другие считают, что переключиться на тенор Колтрейна вынудил руководитель его оркестра, сам игравший на альте.

Первые записи Колтрейна были сделаны, когда он был моряком.

В 1949 году Джон присоединился к настоящему звёздному составу — биг-бэнду Диззи Гиллеспи и оставался в нём до весны 1951 года, когда оркестр превратился в септет . Вместе с ним, в 1951 году, Колтрейн записал на пластинку своё первое соло в пьесе «We Love To Boogie». Подобно многим джазменам того времени, он постепенно стал наркоманом, что затрудняло поиски работы и служило причиной конфликтов. В 1952 году Джон познакомился с Эриком Долфи , который навсегда стал самым близким для него другом. Совместных записей они почти не делали, но сотрудничество с Долфи плодотворно сказалось на дальнейшем творчестве Колтрейна. Он переходил из состава в состав, но в 1954 году ему повезло — его пригласил в свой бэнд Джонни Ходжес . У него Колтрейн продержался меньше года, а затем судьба свела его с Майлзом Дэвисом. Их классический состав включал в себя Дэвиса, Колтрейна, пианиста Реда Гарленда, басиста Пола Чамберса и ударника Филли Джо Джонса . С этим квинтетом Колтрейн сделал множество записей на лейблах Columbia и Prestige . Впоследствии, когда он стал очень известным, его сайдменские записи стали издаваться под его именем, и этот процесс продолжается до сих пор. Из-за пристрастия к героину Дэвис несколько раз увольнял Колтрейна из своей группы, но потом опять приглашал обратно. Окончательно они расстались в 1957 году, что послужило для саксофониста толчком к тому, чтобы больше выступать и записываться самостоятельно.

В этом же 1957 году он издал на лейбле Prestige свой первый сольный альбом, названный «Coltrane», в составе с трубачом Джонни Сплоуном, баритон-саксофонистом Сахибом Шихабом, пианистами Малом Уолдруном и Редом Гарлендом, басистом Полом Чамберсом и барабанщиком Элом Хитом. Тогда же, 1957 году, Колтрейн присоединился к квартету Телониуса Монка , а также продолжал работу над собственными альбомами. Он избавился от пристрастия к наркотикам и вновь начал сотрудничать с Майлзом Дэвисом, вместе с которым записал в 1959 году один из лучших в истории джазовых альбомов «Kind Of Blue». В начале 60-х годов вышел первый альбом Колтрейна, состоящий целиком из его собственных композиций — «Giant Steps», хотя некоторые треки там были контрафактом , как 26-2 . Он окончательно отказывается от работы в других составах и собирает своё комбо в Нью-Йорке, состоящее из пианиста Стива Кюна (которого скоро заменил МакКой Тайнер ), басиста Стива Дэвиса и ударника Пита Ла Рока (которого последовательно сменяли Билли Хиггинс и Элвин Джонс). Весь свой последний период творчества Колтрейн играл, кроме тенора, и на сопрано-саксофоне .

В 1962 году он подписал договор с лейблом Impulse! Работая с продюсером Бобом Тиле, Колтрейн записал в студии огромное количество материала, которое фирма не была в состоянии издать сразу, но зато постепенно издавала после смерти музыканта. Он развивал свой собственный, почти религиозный, подход к джазу, и самым знаменитым альбомом этого направления стала пластинка « A Love Supreme » (1964), получившая две номинации на Грэмми и ставшая самой продаваемой его работой.

Последний прижизненный альбом Колтрейна, «Expressions», вышел в 1967 году буквально за день до его смерти от рака печени. На похоронах великого музыканта играли Орнетт Коулман и Альберт Эйлер .

Джон Колтрейн в 1961 году
Джон Колтрейн в 1961 году

Несмотря на относительно короткую жизнь и карьеру (он стал известен широкой публике только в возрасте 33 лет, а умер, не дожив до 41 года), Джон Колтрейн до сих пор является одной из самых известных и противоречивых фигур джазового мира. Он играл в разных, чуть ли не противоположных стилях, и это служило причиной столь же противоположных отзывов критиков о его музыке. Однако уже давно никто не подвергает сомнению грандиозный вклад Колтрейна в современный джаз и влияние на творчество подавляющего большинства саксофонистов второй половины XX века. Он оставил огромное наследие в истории джаза, во многом предопределив развитие этого стиля на долгие годы.

Джон Колтрейн сам никогда не отзывался о технике своей игры как о совершенной или безукоризненной:

«Я посвящаю совсем немного времени самостоятельным гармоническим исследованиям в библиотеках и подобных местах. Я обнаружил, что нужно оглянуться на старые вещи и увидеть их в новом свете. Я не закончил с этими исследованиями, потому что ещё не освоил все в своей игре. Я хочу прогрессировать, но не хочу зайти так далеко, что не смогу видеть, что делают другие. Я чувствую, что должен уделить ещё немного времени изучению ритма с помощью прошлого» .

До настоящего времени влияние Колтрейна на молодых музыкантов современного джаза не ослабевает. Развитие характерного колтрейновского стиля игры и саксофонового саунда продолжили его ученики и многочисленные последователи, в том числе Арчи Шепп , Чарлз Ллойд, Ян Гарбарек , в России — Н. Панов, А. Пищиков, М. Литвин, И. Бутман , С. Гурбелошвили и многие другие. Значительным является и композиторское наследие Колтрейна; среди его лучших сочинений — Naima, Blues Minor, A Love Supreme , Alabama , Fifth House, Chasin' The Train, Blues To Bechet, Blues To You, Mr. Day, Mr. Syms, Mr. Knight, Harmonique, Dahomey Dance, India, Moment’s Notice, Giant Steps , Lonnie’s Lament.

Колтрейн умер от рака печени в больнице Хантингтона на Лонг-Айленде 17 июля 1967 года в возрасте 40 лет. Четыре дня спустя в Лютеранской церкви Святого Петра в Нью-Йорке состоялось его отпевание. Службу открыл квартет Альберта Айлера , а закрывал квартет Орнетта Коулмана . Колтрейн похоронен на кладбище Пинелаун в Фармингдейле, Нью-Йорк.

Смерть Колтрейна удивила многих в музыкальном сообществе. Дэвис сказал, что «смерть Колтрейна всех потрясла, застала врасплох. Я знал, что выглядит он не слишком хорошо… но не догадывался, что он был настолько болен — и вообще что он был болен».

Дискография

Наиболее значительные из альбомов Колтрейна:

Изданные на Prestige Records и Blue Note Records :

  • Coltrane (debut solo LP) (1957 г.)
  • (1957)
  • John Coltrane with The Red Garland Trio (1957 г.)
  • Soultrane (1958 г.)
  • Lush Life (1958 г.)

Изданные на Atlantic Records :

Изданные на Impulse! Records :

  • Africa/Brass (1961 г.)
  • Live! at the Village Vanguard (1962 г.)
  • Coltrane (1962 г.)
  • Duke Ellington & John Coltrane (1963 г.)
  • Ballads (1963 г.)
  • John Coltrane and Johnny Hartman (1963 г.)
  • Impressions (1963 г.)
  • Live at Birdland (1963 г.)
  • Crescent (1964 г.)
  • A Love Supreme (1965 г.)
  • The John Coltrane Quartet Plays (1965 г.)
  • Ascension (1965 г.)
  • New Thing at Newport (live with Archie Shepp) (1965 г.)
  • Kulu Se Mama (1966 г.)
  • Meditations (1966 г.)
  • Live at the Village Vanguard Again! (1966 г.)
  • Expression (1967 г.)

Инструменты

В 1947 году, когда он присоединился к группе «King Kolax Band», Колтрейн перешёл на тенор-саксофон, и позже благодаря этому инструменту стал широко известен. Предпочтения Колтрейна в плане музыки больше предоставлены диапазону тенор-саксофона (по сравнению, например, с Коулменом Хокинсом или Лестером Янгом ) и это объясняется тем, что начинал он обучение на альт-горне и кларнете ; его «звуковые пласты» (особая манипуляция голосовым трактом-языком и горлом) для тенора было предпочтительнее, чем для каких-либо диапазонов других инструментов. Термин «звуковые пласты» означает, что звуки извлекаются столь стремительно, что их нельзя услышать в отдельности, а только в составе сплошной звуковой линии. Такое понятие впервые употребляет музыкальный критик .

В начале 1960-х, во время его работы с Atlantic Records , он все больше играл на саксофоне-сопрано. А также к концу своей карьеры он экспериментировал с флейтой в своих живых выступлениях и студийных записях (Live at the Village Vanguard Again!, Expression). После того, как близкий друг Джона Эрик Долфи умер в июне 1964 года , мать Эрика, как сообщается, подарила Джону флейту и бас-кларнет , которые принадлежали Эрику.

Тенор Колтрейна ( Selmer Mark VI, серийный номер 125571, датированный 1965 годом) и сопрано ( Selmer Mark VI, серийный номер 99626, датированный 1962 г.) были проданы с аукциона 20 февраля 2005 года, чтобы собрать деньги для фонда Джона Колтрейна. Сопрано был продан за $70,800, а тенор по сей день остаётся непроданным.

Личная жизнь и религиозные взгляды

В 1955 году Колтрейн женился на Найме Граббз (урождённой Хуаните Граббз). Найма, которая уже стала новообращённой мусульманкой , сильно повлияла на духовную жизнь Джона. Когда они поженились, у Наймы уже была пятилетняя дочь по имени Антония, позже названная Саидой. Колтрейн принял Саиду как собственную дочь. Джон и Найма встретились в доме басиста Стива Дэвиса в Филадельфии . Одну из своих немногочисленных любовных баллад он написал в честь своей жены — « Naima » позже стала самой любимой композицией Колтрейна. В 1956 году супруги покинули Филадельфию вместе с их 9-летней дочерью и переехали в Нью-Йорк . В августе 1957 года, Колтрейн, Найма и Саида переехали в квартиру на улице Амстердам-авеню в Нью-Йорке, недалеко от Центрального парка на западе. Ещё несколько лет спустя, Джон и Найма купили дом в Лонг-Айленде на Мексико-стрит. Этот дом стал тем местом, где они в конечном итоге расстались в 1963 году . Позже, Найма в перерыве между концертом Chasin' the Trane дала небольшое интервью Джей-Си Томасу: " Я чувствовала, что это должно будет произойти рано или поздно, поэтому я не удивилась, когда Джон ушёл из дома летом 1963 года. Он даже никак не объяснился. Он просто сказал мне, что у него остались дела, которые он должен был доделать, и он взял с собой только его одежду и саксофон . Позже он останавливался в отеле иногда, а иногда у матери в Филадельфии . Он говорил мне: «Найма, я собираюсь измениться. Хотя я смогу это прочувствовать очень глубоко, но это больно, и я не переживу это ещё как минимум, год ». Но позже Колтрейн все равно сохранял близкие отношения с Наймой, даже сказав в 1964 году , что «90 % его игры будет молитва за не е». Колтрейн был бы вместе с ней ещё четыре года но он всегда поддерживал связь с ней. Найма принесла безмятежность и спокойствие в его жизнь. Все, кто знал Найму описывали её душу, как « нежный дух спокойствия ». Они поддерживали связь с друг другом до самой своей смерти в 1967 году . Найма Колтрейн умерла от сердечного приступа в октябре 1996 года.

Вторая жена Колтрейна, Элис , оказавшаяся позже с ним до конца его жизни, также призывала к своим духовным убеждениям. В 1955 году Колтрейн написал пьесу « Naima » и вступил в контакт с исламом . Колтрейн и Найма были официально разведены только в 1966 году . В 1963 году Джон познакомился с пианисткой Элис Маклеод. Он и Элис уже на момент сожительства имели двух сыновей, прежде чем он официально развёлся с Наймой в 1966 году, и уже когда Джон и Элис сразу после этого женились. Джон Колтрейн-младший родился в 1964 году, Рави Колтрейн — в 1965 году, и Ораньян («Оран») — в 1967 году. По словам музыканта и композитора Питера Лавецолли, « Элис принесла счастье и стабильность в жизнь Джона. И не только потому что у них были дети, но и потому, что они разделяли между собой те же духовные убеждения. В частности — это был взаимный интерес к индийской философии . Элис также поняла благодаря ему — что такое быть профессиональным музыкантом ».

Колтрейн родился и вырос в христианской семье , и был под влиянием религии и духовности уже с самого раннего детства. Его дед по материнской линии, преподобный Уильям Блэр, был министром в Африканской методистской епископальной сионской церкви в Хай-Пойнте , Северная Каролина , и его дед по отцовской линии, преподобный Уильям Х. Колтрейн, был министром Африканской сионской церкви в Гамлете, Северная Каролина. Критик Норман Вайнштейн отметил параллели между музыкой Колтрейна и его опытом в южных церквях, в которых он уже заниматься музыкой именно там, с юношества.

В 1957 году Колтрейн уже имел религиозный опыт , который, возможно, уже позже помог бы ему преодолеть пристрастие к героину и алкоголизм , с которыми он боролся с 1948 года . В буклете к альбому « A Love Supreme », Джон утверждал: « В 1957 году я испытал, по милости Божией, духовное пробуждение, которое должно было привести меня к более богатой, более полной, более продуктивной жизни. В то время, в знак благодарности Ему, я смиренно просил, чтобы у меня появились средства и возможность делать других счастливыми с помощью музыки ». В комментариях к новым песням появляются упоминания о Боге в Универсалистском смысле — « я не сторонник превосходства одной религии над другой ». Об этом также свидетельствует всеобщее представление о духовности, которое можно найти в буклете к альбому « Meditations » ( 1965 ), в котором Колтрейн заявляет: « Я верю во все религии ».

После « A Love Supreme », множество названий и содержаний песен и альбомов Джона были связаны с духовными вопросами: « Ascension » (« Вознесение »), « Meditations » (« Медитации »), « Om » (« Ом »), « Selflessness » (« Самоотверженность »), « Amen » (« Аминь »), « Ascent » (« Восхождение »), « Attaining » (« Постижение »), « Dear Lord » (« Дорогой Господь »), « Prayer and Meditation Suite » (« Молитвенная и медитативная сюита »), and « The Father and the Son and the Holy Ghost » (« Отец, Сын и Святой Дух »). В коллекцию книг Колтрейна входили Евангелие Шри Рамакришны, Бхагавада Гиты, и Парамахансы Йогананды — « Автобиография Йоги ». Последняя из них описывает, по словам Лавецолли: « Это был поиск универсальной истины, это путь, который Колтрейн уже принял. Йогананда считал, что и восточные, и западные духовные пути были одинаково эффективны, и писал о сходстве между Кришной и Христом . Эта открытость к различным традициям резонировала с Колтрейном. Джон также изучал Коран , Библию , Каббалу , астрологию с одинаково равным желанием и увлечённостью ». Джон также исследовал индуизм , Джидду Кришнамурти , африканские истории, философские учения Платона и Аристотеля и дзен-буддизм .

В октябре 1965 года , Колтрейн записал альбом «Om», ссылаясь на священный слог в индуизме , который символизирует бесконечность всей Вселенной . Колтрейн написал в буклете: « Ом — это как „первый слог, изначально это слово слов, слово силы “. В 29-минутной записи содержатся песнопения из индуистской Бхагавадгиты и буддийской тибетской Книги мертвых “, и чтение отрывка с описанием первичной вербализации „Ом“ в качестве космического/духовного общего знаменателя для всех вещей.

Духовное путешествие Колтрейна было связано с его исследованием мировой музыки. Он верил не только в универсальный музыкальный строй, невзирая на этнические различия, но и в то, что чтобы быть в состоянии использовать мистический язык самой музыки, нужно понимать весь музыкальный строй». Исследование Джоном индийской музыки привели его к мысли, что определённые звуки и гаммы могут «наводить конкретные эмоциональные смыслы». По словам Колтрейна: « цель музыканта — понимать эти силы, управлять ими и получать ответ от аудитории ». Колтрейн сказал: « Я хотел бы донести до людей эмоцию что-то вроде счастья. Я хотел бы узнать этот способ, так, чтобы если я хочу, чтобы это был дождь, то пусть сразу начнётся дождь. Если один из моих друзей болеет, то я хотел бы играть определённую песню, и он бы выздоравливал. Когда бы у него не было денег, я бы выпускал новую песню и тут же бы он получал все свои деньги, которые ему так нужны ».

Наследие

Дом Джона Колтрейна, 1511 North Thirty-third Street, Филадельфия .

Влияние Колтрейна на музыку охватывает множество жанров и музыкантов. Колтрейн оказал огромное влияние на джаз , мейнстрим и авангард , что началось при его жизни и продолжало расти и после его смерти. Он является одним из самых доминирующих влиятельных личностей на джазовых саксофонистов после 1960 года и вдохновил целое поколение джазовых музыкантов.

В 1965 году Колтрейн был введён в Down Beat Jazz Hall of Fame. В 1972 году его альбом A Love Supreme был сертифицирован золотом RIAA за продажу более полумиллиона копий в Японии . Этот альбом, а также My Favorite Things , получили «золотой» статус в Соединённых Штатах в 2001 году. В 1982 году он был удостоен посмертной премии «Грэмми» за «Лучший джазовый моноспектакль» в альбоме Bye Bye Blackbird , и в 1997 году он был награждён премией Грэмми за прижизненные достижения в премиях. В 2002 учёный Молефе Кете Асанте включил имя Джона Колтрейна в одно из его 100 величайших афроамериканцев. Колтрейн был удостоен специальной Пулитцеровской премии в 2007 году со ссылкой на его «виртуозную импровизацию, музыкальность и верховное знаковое центральное место в истории джаза». Он был введён в Северной Каролине в музыкальный Зал славы в 2009 году.

Также влияние Колтрейна на музыкальный мир оказалось значительным (оно ощущается и сегодня). Он произвёл революцию в джазе с его методами экспериментальных исследований — это показало глубокое почитание звуков из других народных музыкальных культур, в том числе культур Африки и Латинской Америки .

Его вдова, Элис Колтрейн , после нескольких десятилетий изоляции, все-таки восстановила общественную жизнь вплоть до её смерти в 2007 году. Бывший дом Джона, Джон Колтрейн-Хаус в Филадельфии , был объявлен национальным историческим памятником в 1999 году. Его последний дом, Джон Колтрейн-Хаус в Дикс-Хиллс, район (Хантингтон, Нью-Йорк), где он проживал с 1964 года и до его смерти был добавлен в Национальный реестр исторических мест США 29 июня 2007. Один из их сыновей, Рави Колтрейн, названный в честь ситариста Рави Шанкара — тоже саксофонист.

В честь Колтрейна взял свой псевдоним шотландский комик и актёр Робби Колтрейн (1950—2022).

Военные награды США

Примечания

  1. John Coltrane // (швед.) — 1999.
  2. John William Coltrane // (англ.)
  3. . Дата обращения: 1 марта 2010. Архивировано из 1 августа 2009 года.
  4. , с. 25.
  5. . 11 июля 2017 года.
  6. . Дата обращения: 1 февраля 2010. 15 марта 2022 года.
  7. (англ.) // Wikipedia, the free encyclopedia.
  8. . Together We Served. Дата обращения: 23 ноября 2019.

Литература

  • Роберт Грин . Законы жизни на каждый день. — М. : Альпина Паблишер , 2022. — 444 с. — ISBN 978-5-9614-7893-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Колтрейн, Джон