Interested Article - Китайский рок

Китайский рок ( кит. упр. 中国摇滚 , пиньинь Zhōngguó yáogǔn ; также , пиньинь Zhōngguó yáogǔn yīnyuè , букв. «китайская музыка „качайся-и-крутись“» или «китайский рок-н-ролл») — жанр музыки, возникший под влиянием американской культуры . Используемые инструменты — как правило, современные, иногда с включением традиционных китайских.

История

Северо-западный ветер (1980-е годы)

Китайский рок берёт своё начало в музыкальном стиле «северо-западный ветер» (西北风, пиньинь xīběifēng), впервые появившемся в континентальном Китае . К появлению нового стиля привели две песни, «Синьтянью» (信天游) и «Ничего за душой» (一无所有). В обеих ощущалось сильное влияние песенных традиций северной провинции Шэньси в сочетании с по-западному быстрым темпом, сильным ритмом и крайне агрессивными басовыми партиями. В противоположность мягкому стилю кантопоп песни «северо-западного ветра» исполнялись громко и с напором. Они стали воплощением в музыке широкомасштабного культурного движения за «поиск корней» (寻根, xungen ), проявившегося также в литературе и кинематографе.

Многие песни «северо-западного ветра» имели сильный политический подтекст, включая аллюзии или пародии на революционно-коммунистические песни, такие как «Наньнивань» (南泥湾) и « Интернационал » (国际歌). Эта музыка отражала растущее среди китайской молодёжи чувство неудовлетворённости, а также влияние западных идей индивидуализма и самовыражения. Как музыка, так и стихи отражали присущее северо-западному крестьянству чувство гордости за собственную мощь. Такие песни, как «Смело вперёд, сестра!» (妹妹你大胆的往前走) отражали «почвенный», первобытный, патриархальный уклад материкового Китая в противоположность «слащавому» стилю гантай.

Рождение китайского рока (1984)

Местом рождения китайского рока можно считать Пекин . В столице музыка была пронизана политическими идеями и открыта для разнообразного влияния извне страны.

Цуй Цзянь считается «отцом» китайского рока.

Большую часть 1980-х гг. рок состоял преимущественно из «живых» выступлений в маленьких барах и гостиницах. Основными слушателями оставались студенты университетов и представители богемы . К началу 1990-х годов китайский рок частично слился с культурой мейнстрима , оставаясь при этом всё тем же сочетанием «северо-восточного ветра» и «тюремных песен».

Первой китайской рок-композицией была, вероятно, «Ничего за душой», впервые исполненная в 1984 году Цуй Цзянем , которого часто называют «отцом» китайского рока. Песня привнесла в постреволюционный Китай полностью новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Вскоре она стала символом разочарования, владевшего поколением молодой интеллигенции с его разрушенными иллюзиями, растущим цинизмом в отношении коммунизма и критикой традиционной и современной китайской культуры. Для старшего поколения песня стала, скорее, символом невыполненных обещаний правящего режима.

Весной 1989 года «Ничего за душой» стала фактически гимном студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь . Кроме того, в мае-июле того же года были образованы три известных китайских группы: «Дыхание» ( Huxi , 呼吸), «Кобра» (眼镜蛇) и «1989» с её лидером Цзан Тяньшо (臧天朔). Созданные ранее рок-группы включали «Непогрешимые» ( Budaoweng 不倒翁), созданную Цзан Тяньшо и бывшим ритм-гитаристом «Династии Тан» ( Tang Chao , 唐朝) Дин У (丁武), и, возможно, самую известную среди китайских рок-групп — «Чёрная пантера» ( Hei Bao 黑豹), первоначально возглавляемую пионером китайской альтернативной музыки Доу Вэем (窦唯).


Тюремные песни (1988—1989 гг.)

«Тюремные песни» (囚歌) приобрели популярность в 1988 —1989 годах, одновременно с «северо-западным ветром». Начало течению положил Чи Чжицян (迟志强), писавший стихи о своём пребывании в тюрьме и подбиравший к ним мелодии из народных мотивов. В противоположность песням «северо-западного ветра», «тюремные песни» отличались медленным ритмом, «жалобным» исполнением и часто описывали отрицательные социальные роли . Другой характерной чертой являлось частое использование ненормативной лексики и общий дух отчаяния и цинизма. Нонконформистские ценности стиля нашли отражение в таких песнях, как «Мамаша редкостно тупа» и «Ни капли масла на тарелке». Главной причиной популярности «тюремных песен» стала накопившаяся в 1980-х годах в китайском обществе усталость от идеологизированной эстрады и бесконечных официальных докладов и выступлений. Наибольшую популярность «тюремные песни» снискали у городской молодёжи, а «покровителями» жанра стали частные антрепренёры , в то время — преимущественно выходцы из маргинальных групп населения.


Расцвет китайского рока (1990—1993 гг.)

После событий на площади Тяньаньмэнь рок стал неотъемлемой частью городской молодёжной культуры в Китае. Датой частичного выхода рок-музыки из андерграунда можно считать 17 и 18 февраля 1990 года , когда в пекинском Дворце спорта, одном из самых больших залов города, прошёл крупнейший в истории китайского рока концерт. На сцену вышли шесть групп, среди которых — «ADO» Цуй Цзяня и «Династия Тан» (唐朝). Критерием, по которому организаторы отобрали участником концерта, стала «оригинальность» — в сущности, наличие западного духа.

Китайский рок достиг вершины своей популярности в 1990—1993 годах. В это время были основаны десятки новых групп, а концерты стали проводиться на регулярной основе. Поскольку государственные средства массовой информации, такие как CCTV , не приняли рок-музыку, главной формой выступления по-прежнему оставались небольшие концерты, проходившие в неформальной обстановке.

Главными отличительными чертами последователей рок- субкультуры стали их неформальное поведение и стиль одежды, включавший длинные волосы у мужчин, джинсы , украшения из серебристого металла, чёрные кожаные плащи. Своим беззаботным стилем поведения поклонники китайского рока в значительной степени напоминали хиппи .

Закат «северо-западного ветра» и одновременный подъём рок-музыки отражали сдвиг, произошедший в сознании многих представителей китайской интеллигенции. Ностальгия переросла в открытое неприятие и чувство отчуждения от китайской традиционной и «сельской» культуры.

Закат рока (1994)

К 1994 году китайский рок начал медленно угасать. Сказалась жёсткая цензура коммунистической партии , запрет на передачу рока на телевидении и ограничение выступлений . В то же время, первопричиной заката рок-музыки стал упадок интереса к политической жизни в целом. Людей стало больше интересовать повышение своего дохода и уровня жизни. Международный культурный обмен, стимулируемый ростом экономической открытости страны, и радикальный переход музыкальной индустрии на коммерческую основу привели к тому, что в середине 1990-х гг. на прилавках появились импортные записи, в частности, из Гонконга и Тайваня . За исполнителями кантопопа, такими, как Энди Лау , стояли сильные звукозаписывающие фирмы, способные поддерживать своих артистов и извлекать прибыль из киноиндустрии и рекламы, которые обычно отвергали китайский рок-музыканты. Кроме того, уровень цензуры, которой подвергался кантопоп, был значительно ниже, поскольку гантай-культура всегда была независима от материка.

Многие рок-музыканты, такие как Тянь Чжэнь и Сюй Вэй, приспособили своё творчество к требованиям кантопопа и добились коммерческого успеха. По западным стандартам их музыку можно классифицировать как восточный кантри-рок. Другие, как эксцентричный панк Хэ Юн, жёстко сопротивлялись кантопоп-культуре и её подражателям на континенте.

В 1995 году несколько молодых панк-групп («Brain Failure», «Reflector», «A Jerks» и 69) выпустили альбом под названием «Контингент Уляо», («无聊军队», более точный перевод — «Батальоны тоски»), отражающий тоску и разочарование, царящие среди горожан. Ведущая роль в процессе создания альбома принадлежала «Brain Failure», наиболее успешной из этих групп, которая со своим смешанным, состоящим из ска и панка звучанием, продолжает проводить концертные туры. Тексты пишутся на английском языке — чтобы передать то, что на китайском выразить невозможно, и в подражание зарубежным музыкантам.

Знаменательным стало совместное выступление сорокадвухлетнего Цуй Цзяня с The Rolling Stones в 2003 году , открывшее китайский рок как жанр для остального мира.

Возрождение (2000 г. — наши дни)

В 2000—2004 на рок-сцене появились пост-панк и экстрим-метал, определённую популярность также приобрели Visual kei и готик-рок .

В 2004—2005 гг. группа «Beijing’s Joyside» провела свой первый концертный тур по городам Китая. В поездке их сопровождал американский режиссёр Кевин Фриц, проводивший съёмки своего фильма «Wasted Orient». Фильм был выпущен на DVD в 2007 году компанией «Plexifilm» . Лента является китайской интерпретацией документального фильма «Закат западной цивилизации» американского режиссёра Пенелопы Сфирис. «Wasted Orient» в комической манере обыгрывает трудности, связанные с попыткой провести концертный тур по стране, в которой не так-то много поклонников рок-музыки. Текущий состав группы (Бянь Юань, Лю Хао, Фань Бо, Ян Ян и Синь Шуан) показан утопающим в алкоголе, представляя собой одновременно смешное и угнетающее зрелище. В фильм также была включена музыка группы, что принесло ей известность. В целом фильм аполитичен и не включает попыток сделать всеобъемлющие социальные выводы. Хотя сама группа не является широко известной в стране, фильм представил китайский рок нового тысячелетия в его первозданном виде.

Режиссёр Кевин Фриц:

Фильм «Wasted Orient» — лишь то, что он есть на самом деле. Он честен. Это настоящее положение дел в китайском роке. В фильме нет обаяния и прикрас. В фильме много грязи. Он наполнен отчаянием. Очень нежеланная картина для этого общества, и это объясняет апатию зрителей

Пекинская музыкальная школа «Миди» и музыкальный фестиваль «Миди»

Выступление на фестивале «Миди» в 2007 году

Другим важным шагом в развитии китайского рока стала Пекинская музыкальная школа «Миди». Будучи основана в 1993 году Чжан Фанем, она стала первым учебным заведением в Китае, предлагающим программы обучения для исполнителей джаза и рок-музыки.

Фестиваль современной музыки «Миди», впервые проведённый в 1999 году, первоначально ограничивался рамками школы, но со временем развился в крупнейший рок-фестиваль Китая. Фестиваль проводится ежегодно, собирая до 80 тыс. зрителей и более 100 исполнителей.

В 2006 году школа и фестиваль дали возможность 18 зарубежным группам выступить на своей концертной площадке и провести тур по стране. Среди гостей фестиваля были такие группы, как «Alev», «Monokino», «Yokohama Music Association», «The Wombats» и др.

Помимо школы «Миди», туры для таких групп, как « Edguy », « Lacrimosa » и «Hatesphere» сумел провести журнал «Painkiller Heavy Music Magazine».

Олимпийские игры 2008 года и Сычуаньское землетрясение

Значительным препятствием для музыкальной сцены в целом стала отмена нескольких запланированных событий, предшествующих Олимпиаде — 2008 , в том числе в связи с Сычуаньским землетрясением . Фестиваль «Миди—2008» был перенесён на октябрь . Выступление группы « Soilwork » пришлось отменить, поскольку музыканты не смогли получить виз, и запланированный в Чунцине этап культурной программы «German Esplanade» был прекращён организаторами .

Сычуаньское землетрясение в целом оказало огромное влияние на музыкальную сцену Китая и дало начало десяткам благотворительных мероприятий и концертов в память о погибших.

Самые известные исполнители

Сольные

Группы

  • 1989
  • «阿修羅» ( а сю ло , кит. «Асура»)
  • «轮回» ( луньхуэй , кит. «Опять»)
  • «Anodized»
  • «Baboo»
  • «Black Box»
  • «黑豹» ( хэй бао , кит. «Чёрная пантера»)
  • «腦濁» ( нао чжо , кит. «Сбой мозга»)
  • «Carsick Cars»
  • «Cavesluts»
  • «Splash»
  • «眼镜蛇» ( яньцзиншэ , кит. «Кобра»)
  • «冷血动物» ( лэнсюэ дунъу , кит. «Холоднокровные»)
  • «冷酷仙境» ( лэнку сяньцзин , кит. «Холодная сказочная страна»)
  • «子曰» ( цзыюэ , кит. «Конфуций говорит…»)
  • «Dzap Dau Dau»
  • «秋天的虫子» ( цютянь дэ чунцзы , кит. «Осенние насекомые»)
  • «花儿乐队» ( хуа юэдуй , кит. «Цветы»)
  • «青蛙乐队» ( цинва юэдуй , кит. «Лягушки»)
  • «鲍家街43号» ( баоцзя цзе 43 хао , кит. «Улица Баоцзя, 43»)
  • (简迷离, цзяньмили )
  • «挂在盒子上» ( гуа цзай хэцзы шан , кит. «Держаться за ящик»)
  • «幸福大街» ( синфу дайцзе , кит. «Счастливая авеню»)
  • «…Huh!?»
  • «胡同拳头» ( хутун цюаньтоу , кит. «Кулак Хутуна»)
  • «无限音» ( у сянь инь , кит. «Бесконечный звук»)
  • «Joyside»
  • «交工樂隊» ( цзяо гун юэдуй , кит. «Группа трудового обмена»)
  • «左右» ( цзо ю , кит. «Лево и Право»)
  • «木马» («MUMA»)
  • «超载» ( чаоцзай , кит. «Перегрузка»)
  • «与非门» ( юйфэймэнь , «NAND»)
  • «新裤子» "« ( синь куцзы , кит. „Новые брюки“)
  • „盘古“ („Pangu“, иногда также — PunkGod)
  • „Ping Pung“
  • „PK14“
  • „Proximity Butterfly“
  • „后海大鲨鱼“ ( кит. „Королевская акула“)
  • „反光镜“ ( фаньгуанцзин , кит. „Рефлектор“)
  • „废墟“ ( фэйсюй , кит. „Руины“)
  • „二手玫瑰“ ( эршоу мэйгуй , кит. „Роза секонд-хенда“)
  • „病蛹“ ( бинъюн , кит. „Больные личинки“)
  • „银色灰尘“ ( иньсэ хуэйчэнь , кит. „Серебряный пепел“)
  • „清醒“ ( цинсин , кит. „Трезвые“)
  • „窒息“ ( чжи си , кит. „Удушье“)
  • „春秋“ ( чунь цю , кит. „Весна и осень“)
  • „超级市场“ ( чаоцзи шичан , кит. „Супермаркет“)
  • ( тан чао , кит. „Династия Тан“)
  • „麦田守望者“ ( майтянь шоуванчжэ , кит. „Над пропастью во ржи“)
  • „Total Maverick Decadence“ (TMD)
  • „The Last Successor“
  • „战斧“ ( чжаньфу , кит. „Томагавк“)
  • „扭曲的机器“ ( нюцюй дэ цзици , кит. „Скрученная машина“)
  • „什么“ ( шэньмэ , кит. „Что?“)
  • „野孩子“ ( е хайцзы , кит. „Дикие дети“)
  • „木推瓜“ ( му туй гуа , кит. „Деревянная папайя“)
  • „妖“ („Яо“)
  • „夜叉“ ( еча , „ Якша “)
  • „Zen“
  • „葬尸湖“ ( цзан ши ху , „Zuriaake“)

Примечания

  1. Garofalo, Reebee. [1992] (1992). Rockin' the Boat: mass music and mass movements. South End Press. ISBN 0-89608-427-2
  2. Jones. Andrew F. [2001] (2001). Yellow Music — CL: Media Culture and Colonial Modernity in the Chinese Jazz Age. Duke University Press. ISBN 0-8223-2694-9
  3. WastedOrient. « от 18 июля 2007 на Wayback Machine Wasted Orient: The Official Rock n' Roll Film of Joyside. Retrieved on .
  4. (недоступная ссылка)
  5. от 28 июня 2008 на Wayback Machine
  6. от 28 апреля 2008 на Wayback Machine
  7. от 24 апреля 2008 на Wayback Machine

Ссылки

  • Jones, Andrew F. (1992). Like a Knife: Ideology and Genre in Contemporary Chinese Popular Music. Ithaca, New York: East Asia Program, Cornell University.
  • Wong, Cynthia P. (2005). „Lost Lambs“: Rock, Gender, Authenticity, and A Generational Response to Modernity in the People’s Republic of China.» Ph.D. dissertation. New York, New York: Columbia University, 2005.
  • Brace, Timothy L.(1992). от 17 апреля 2012 на Wayback Machine Ph.D. dissertation. Austin, Texas: University of Texas, 1992.
  • Steen, Andreas. Der Lange Marsch des Rock’n’Roll, Pop- und Rockmusik in der Volksrepublik China . Berlin: LIT Verlag. ISBN 3-8258-2941-3

Компиляции

Ссылки

  • от 16 мая 2019 на Wayback Machine (на японском, частично на английском)
  • (подробные сведения о китайском роке на английском языке)
  • (Система wiki на английском языке, посвящённая китайскому року)
  • от 17 мая 2008 на Wayback Machine Регулярная колонка на «Chinese Music Scene»
  • от 21 февраля 2009 на Wayback Machine воспоминания музыканта и автора Денниса Ри об истории китайского рока

Радиостанции, транслирующие китайский рок

  • 华流另类AllChinaAlternative

Аудиозаписи

  • , KUOW, 9 ноября 2006 года

Видеозаписи

См. также

Источник —

Same as Китайский рок