Богин, Георгий Исаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́лий Иса́евич Айхенва́льд ( 12 [24] января 1872 , Балта , Подольская губерния — 17 декабря 1928 , Берлин ) — русский литературный критик , пользовавшийся большой популярностью и влиянием в период предреволюционного расцвета русского модернизма . Свои этюды «критик- импрессионист » Айхенвальд посвятил не только современникам, но и русским писателям XIX в.
Родился 12 ( 24 ) января 1872 года в Балте Подольской губернии . В 1890 году окончил Ришельевскую гимназию в Одессе , где его отец потомственный почётный гражданин Шая (Исай Владимирович) Айхенвальд (1837—1900) — выпускник Житомирского раввинского училища 1857 года — был раввином . В 1894 году Ю. И. Айхенвальд окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета , получив диплом первой степени и золотую медаль за выпускное сочинение «Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница », где выступил с позиций идеализма .
Переехав в Москву , с 1895 года он начал преподавать русскую литературу в гимназии. Затем он преподавал на Высших женских курсах , на Педагогических курсах Общества воспитательниц и учительниц, на женских курсах В. А. Полторацкой . В 1912—1917 годах был профессором народного университета им. А. Л. Шанявского по кафедре русской словесности. Действительный член Общества любителей российской словесности (с 29 ноября 1903).
Состоял учёным секретарём Московского психологического общества и секретарём редакции журнала « Вопросы философии и психологии », одно время (1901—1903 и 1907—1908) — членом редколлегии, помощником редактора «Русской мысли» при В. А. Гольцеве .
Опубликовал ряд философских работ. Перевёл все основные сочинения Шопенгауэра .
Известность Айхенвальд приобрёл, когда от философии перешёл к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях» , «Речи», «Русской мысли» и других кадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием «Силуэты русских писателей» (СПб., 1906), «Этюды о западных писателях» и т. п.
Айхенвальд — критик- импрессионист . Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу . Среда, социальные условия не имеют никакого влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в художественном произведении — на творческую индивидуальность . Художник «продолжает дело бога , воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священник искусства, облечён великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы. Наместник бога на земле, так сплетает он своё творчество с творчеством вселенной».
Избрав исходной точкой зрения мистико - религиозное представление о художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой: «Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени».
Отвергает Айхенвальд и психологическое изучение литературы, хотя и утверждает, что «от психологии должна ожидать себе откровений история литературы», как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна , что «всякие старания объяснить писателя безнадёжны» и т. д.
Не интересуют Айхенвальда различные литературные направления и . Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим. «Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности». Стремясь подтвердить свои представления об изолированности личности писателя от всего мира Айхенвальд утверждает: «писатель — дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель — явление спиритуалистического, даже астрального порядка, …начало движущееся и движущее…» и т. д.
По мнению многих современников (Ф. Степуна, Б. К. Зайцева, С. Франка), у Айхенвальда нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки художественных произведений. В. Ф. Ходасевич, расходясь с эстетическо-философскими установками Айхенвальда, считал его «в высшей степени объективным» критиком текущей литературы.
Айхенвальд выступил с критикой В. Г. Белинского , утверждая, что тот не отличался «умственной самостоятельностью», «подлинной широтой духа и настоящей духовной свободой».
Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием эстетического созерцания , отрыва искусства и его творцов от действительности, была чужда критику; Айхенвальд видел в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции .
В сентябре 1922 года после ареста был выслан за границу вместе со многими учёными и писателями на философском пароходе . С декабря 1922 года в Берлине читал курс «Философские мотивы русской литературы» в Русской Религиозно-Философской академии; выступал с лекциями и докладами. В это же время выступил одним из учредителей литературного общества «Клуб писателей», принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 году Кружка друзей русской литературы, член Союза русских журналистов и литераторов в Германии. Сотрудничал в журнале , в рижской газете «Сегодня» , вёл литературно-критический отдел в берлинской газете «Руль» . Выступал с критикой советского режима.
17 декабря 1928 года Айхенвальд гостил вечером у Набоковых на Пассауэрштрассе. Возвращаясь поздно ночью от них домой, он попал под трамвай ("он очень плохо видел" ) и получил тяжелую травму головы. Без сознания он был доставлен в больницу, где не приходя в себя умер на следующее утро.
Похоронен в Берлине на .
Как отмечала Александра Айхенвальд : "Его дети и жена [в эмиграцию] с ним не поехали, а почему — долгая и не вполне понятная мне история" .