Interested Article - Огненный ангел (опера)

«О́гненный а́нгел» , op. 37 — опера в пяти действиях русского композитора Сергея Прокофьева на собственное либретто по одноимённому роману Валерия Брюсова . Произведение создавалось в 1919—1927 годах. Как и в случае с некоторыми другими сочинениями композитора для музыкального театра, сценическое воплощение оперы столкнулось с рядом сложностей. Долгие годы театры не отваживались на постановку пронизанного страстью и оккультизмом «Огненного ангела». Мировая премьера состоялась 15 сентября 1955 года в театре Ла Фениче , Венеция .

История создания

С. С. Прокофьев

Побудительным мотивом создания оперы «Огненный ангел» стал отказ от постановки в США « Трёх апельсинов » в декабре 1919 года . В конце ноября композитору попала в руки и весьма его увлекла «очень хорошая» русская книга — роман Брюсова «Огненный ангел» . Обдумывание сценария новой оперы и начало сочинения музыки к ней совпало по времени с установлением более тесных отношений с будущей женой Сергея Прокофьева Линой Коди́ной в декабре 1919 года, но по различным причинам создание «Огенного ангела» растянулось на годы. В оперу была включена тема начатой в Японии скрипичной сонаты, когда в конце февраля 1920 года Прокофьев решил прекратить работу над этим камерным сочинением . В апреле 1920 года на предварительном прослушивании в Метрополитен-опере ни одна из предложенных опер Прокофьева — « Игрок », «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел» — не была принята для постановки . Несмотря на это композитор не отбросил замысел и продолжил работу над ним после переезда из США в Европу даже тогда, когда С. П. Дягилев , В. В. Маяковский , И. Ф. Стравинский и П. П. Сувчинский не только скептически относились к замыслу Прокофьева, но и ругали его за то, что он сочиняет оперу по сюжету В. Я. Брюсова . В марте 1922 года Прокофьев переехал в баварский посёлок Этталь , где обвенчался с Линой Кодиной и продолжал сочинять оперу. В Эттале в 1922—1923 годах был создан главный материал «Огненного ангела» , завершена его 1-я редакция.

Несколько лет спустя выяснилось, что заинтригованный брюсовским сюжетом Прокофьев взялся за сочинение оперы, ничего не ведая о реальных прототипах героев романа. Только в 1926 году в Париже , позируя Остроумовой-Лебедевой при создании своего портрета, композитор узнал от художницы о тайнах любовного треугольника — Брюсове ( Рупрехт ) и влюблённой в Андрея Белого ( Генрих ) живущей в Париже Нине Петровской ( Рената ) , — использовавшихся Брюсовым для создания сюжета романа. В октябре 1926 года после успешной премьеры оперы «Любовь к трём апельсинам» в Берлине Бруно Вальтер весьма заинтересовался постановкой «Огненного ангела» в Берлинской опере , которую запланировал на 1 апреля 1927 года . Всё это, а также противоречие сюжета мировоззрению христианской науки , стало мотивом для пересмотра замысла сочинения, внесения изменений в партитуру и завершения инструментовки, что привело к появлению 2-й редакции оперы. 14 сентября 1927 года клавир «Огненного ангела» был готов к отправке в нотоиздательство , а 18 сентября Прокофьев сел за «Игрока». Осенью 1927 года Бруно Вальтер отменил постановку, сославшись на то, что композитор задержал партитуру.

Внешние изображения
Опера «Огненный ангел»
Программа концерта Кусевицкого с частью 2 акта «Огненного ангела». Концертный зал Плейель , 14 июня 1928

Единственный раз при своей жизни Прокофьев смог услышать лишь фрагмент 2 действия «Огненного ангела» в Париже 14 июня 1928 года, когда партию Ренаты исполнила Нина Кошиц с оркестром под управлением Сергея Кусевицкого . В тот вечер на исполнении в концертном зале Плейель присутствовали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов , Николай Обухов , Владимир Дукельский , Александр Боровский , Леопольд Стоковский , Томас Бичем . В письме американскому музыкальному критику Олину Даунзу (или Даунсу — Olin Downes ) Сергей Кусевицкий писал, что опера, даже и в отрывках, «…воспламенила аудиторию». Тем не менее, Сергей Дягилев и Пётр Сувчинский музыку не приняли . В наиболее обстоятельной рецензии того времени Борис Шлёцер отметил тесную связь и противоборство между драматическим развитием на сцене и симфонизмом оперы . В «Дневнике» композитор записал, что выступление ему понравилось и было успешным.

В 1930 году во время нового тура Прокофьева по Америке из Метрополитен-опера предложил поставить «Огненного ангела», но эта идея также не реализовалась. В целом Прокофьев испытал большие трудности с постановкой этой оперы. Многочисленные попытки её сценического воплощения не увенчались успехом по различным причинам. В. С. Гаврилова указывала, что в концертном исполнении опера впервые прозвучала в Париже в ноябре 1953 года в Театре Елисейских Полей с участием Филармонического оркестра Радио Франции , но также встречается иная датировка события — 25 ноября 1954 года. Текст либретто исполнялся на французском языке , оркестром управлял Шарль Брюк .

При жизни Прокофьева партитура «Огненного ангела» не была опубликована, поскольку нотоиздатели композитора Кусевицкий и Пайчадзе не были уверены в окупаемости затрат на её выпуск. Авторский клавир сочинения был выпущен в 1927 году нотоиздательством « А. Гутхейль » . Но даже после этого Прокофьев вносил коррективы в партитуру, что продолжалось до 1930 года.

Действующие лица

  • Рупрехт, рыцарь ( баритон ).
  • Рената, его возлюбленная (драматическое сопрано).
  • Хозяйка придорожной гостиницы ( меццо-сопрано ).
  • Гадалка (меццо-сопрано).
  • Агриппа Неттесгеймский (высокий тенор).
  • Иоганн Фауст , доктор философии и медицины ( бас ).
  • Мефистофель ( тенор ).
  • Настоятельница монастыря (меццо-сопрано).
  • Инквизитор (бас).
  • Яков Глок, книготорговец (тенор).
  • Матвей Виссенман, университетский товарищ Рупрехта (баритон).
  • Лекарь (тенор).
  • Работник (баритон).
  • Хозяин таверны (баритон).
  • Граф Генрих (без пения).
  • Крошечный мальчик (без пения).
  • Три скелета, три соседа, две юные монахини, шесть монахинь, свита инквизитора, хор монахинь, женский и мужской хоры за сценой .

Содержание

Действие происходит в XVI веке в Германии, история касается молодой женщины по имени Рената, которая влюбляется в «Огненного ангела», который, как она считает, явился к ней во времена её детства. Позже она отождествляет «Ангела» с графом Генрихом, который принимает её как свою любовницу, а затем покидает её.

Рената привлекает рыцаря Рупрехта, чтобы помочь найти её «Ангела». Хотя она считает, что её мотивы являются святыми, присутствие Фауста , Мефистофеля и разнообразных демонов говорит об обратном. Её страстное стремление ведет её и верного, влюбленного Рупрехта в глубь сферы оккультизма. После многих странных приключений Рупрехт спасается, но Ренату инквизиция осуждает на огненную смерть на костре.

Постановки

Записи

Опера была несколько раз записана — под управлением Шарля Брюка , Валерия Гергиева , Неэме Ярви .

Использование музыки

О воплощении музыкального материала оперы в симфонии Прокофьев задумывался ещё в то время, когда сомневался в реализации самого замысла «Огненного ангела» и подумывал сжечь его партитуру, как Гоголь в случае со вторым томом « Мёртвых душ » . Наиболее весомой причиной использования музыки оперы для создания Третьей симфонии стал отказ Бруно Вальтера в октябре 1927 года от постановки «Огненного ангела» в Берлине и невозможность услышать произведение со сцены театра.

Телефильм

24 декабря 1993 года на телеэкранах Великобритании и России был показан телевизионный фильм-опера «Огненный ангел», снятый на основе совместной постановки Мариинского театра и театра Ковент-Гарден 1991 года под музыкальным управлением Валерия Гергиева в постановке Дэвида Фримана, режиссёр телесъёмки Брайан Лардж .

См. также

Комментарии

  1. В некоторых источниках указан 1984 год

Примечания

  1. , 1919. 12 декабря, с. 57.
  2. , 1919. 30 ноября, с. 54—55.
  3. , 1920. 26 февраля, с. 82.
  4. , 1920. 1 апреля, с. 89.
  5. , 1922. 25 февраля — 23 ноября, с. 206.
  6. , Введение.
  7. , 1926. 30 мая, с. 409.
  8. , 1926. 10 октября, с. 443.
  9. , 1927. 14 сентября, с. 589.
  10. .
  11. Цодоков Е. . «Belcanto.ru». Дата обращения: 21 августа 2017. 21 августа 2017 года.
  12. .
  13. . Государственный академический Большой театр России. Дата обращения: 21 августа 2017. 21 августа 2017 года.
  14. , 1926. 28 сентября, с. 439.
  15. , 1927. 6—12 октября, с. 596.
  16. (англ.) . IMBd.com, Inc. Дата обращения: 22 августа 2017. 8 февраля 2017 года.

Литература

  • Гаврилова В. С. / Научный руководитель доктор искусствоведения профессор М. Г. Арановский . — на правах рукописи. — М. : Государственный институт искусствознания, 2004. — 253 с. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.
  • Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813 .
  • . Государственный академический Мариинский театр. Дата обращения: 20 августа 2017. 22 августа 2017 года.
  • Савкина Н. П. / Рецензенты: Г. А. Моисеев, Е. М. Царёва . — М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. — 288 с. — 300 экз. ISBN 978-5-89598-310-2 .
  • Юзефович, В. А. // Семь Искусств : Журнал. — 2011. — Июль ( № 7 (20) ).
  • Phillip Huscher. «Symphony No. 3 in C Minor, Op. 44 Program Notes». Chicago Symphony Orchestra. Retrieved 2008-07-06.
  • McAllister, Rita. (англ.) // The Musical Times : Journal. — 1970. — August ( vol. 111 , no. 1530 ). — P. 785—787+789. — doi : .
  • Morrison, Simon (2002). «Introduction». Russian Opera and the Symbolist Movement. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. ISBN 0520229436 . Retrieved 2008-07-06. «The Fiery Angel was not staged in Prokofiev’s lifetime, the principal reason being the paucity of visual action»

Ссылки

  • (недоступная ссылка) Проверено 20 августа 2017.
  • by Tony Rothman (недоступная ссылка) Проверено 20 августа 2017.
Источник —

Same as Огненный ангел (опера)