Жюль-Жозе́ф Перро́
(
фр.
Jules-Joseph Perrot
;
18 августа
1810
,
Лион
—
29 августа
1892
,
Сен-Мало
) —
французский
танцовщик и
балетмейстер
, один из крупнейших представителей балета периода
романтизма
.
Биография
Родился в
Лионе
18 августа
1810 года
в театральной семье (его отец был сценическим техником) и занимался танцем начиная с 9-летнего возраста. В десятилетнем возрасте он приехал в
Париж
; учился у
Огюста Вестриса
и танцевал в театрах «Гете» (1823) и «Порт-Сен-Мартен» (1826). Разработал свой собственный индивидуальный танцевальный стиль, подходящий для его не идеальной фигуры. Дебют Перро, состоявшийся в 1830 году на сцене
Парижской оперы
, был встречен публикой «на бис». В связи с тем, что отношения у Перро с его партнёршей, танцовщицей
Марии Тальони
, со временем ухудшились, танцор через несколько лет был вынужден покинуть Парижскую оперу. В 1833–1836 годах выступал в
Лондоне
, в 1834 – в
Неаполе
, где стал учителем, партнёром и гражданским мужем
Карлотты Гризи
. Начиная с 1836 года Перро выступал и как хореограф, важнейшей его работой стал балет
Жизель
. С 1842 года — главный балетмейстер Королевского театра в Лондоне. Успехи его были столь значительны, что Перро в 1845 году мог для
па де катр
пригласить сразу четверых известнейших танцовщиц Европы: Марию Тальони, Карлотту Гризи,
Люсиль Гран
и
Фанни Черрито
.
В 1848 году приехал, по приглашению, в Россию, где сначала служил танцовщиком в балетной труппе, но на первых же порах своей деятельности зарекомендовал себя талантливым хореографом и балетмейстером и в 1851 году занял должность балетмейстера Императорского балета (ныне балетная труппа
Мариинского театра
) с обязательством сочинять и ставить на сцене ежегодно по два новых балета. В 1850 году к нему в Петербург приехала его гражданская жена Карлотта Гризи, к тому времени родившая дочь Мари-Жюли, но под руководством Перро продолжавшая с большим успехом профессиональную карьеру. В Санкт-Петербурге он поставил 12 новых балетов, которые отличались драматической содержательностью; среди наиболее значительных постановок — «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника», «Питомица фей», «Наяда и рыбак», «Фауст», «Армида» и «Эолина, или Дриада»
. Каждый танец был у него мимическим и пластическим выражением действия драмы; он умело пользовался
кордебалетом
, выпуская его на сцену лишь в исключительные моменты, достигая этим необыкновенного усиления впечатления. Известно также, что он сочинил ещё несколько
дивертисментов
для придворных спектаклей в Петергофе, Царском Селе, Эрмитаже и во дворце принца Ольденбургского.
В России Перро женился на своей ученице, «купеческой дочери»
(Воробьёвой). Имел в этом браке двоих детей.
В 1859 году его деятельность как хореографа почти прекратилась из-за болезней, а также домашних дел, требовавших его продолжительного отсутствия в Петербурге. В 1860 году он окончательно оставил службу при Дирекции императорских театров и уехал с семьёй во Францию. Работал балетным педагогом.
Умер
29 августа
1892 года
в
Сен-Мало
. Похоронен на кладбище
Пер-Лашез
.
Изображён на двух картинах
Эдгара Дега
:
Репертуар
Королевский театр в Хеймаркете, Лондон
Театр Ла Скала, Милан
(*) — первый исполнитель партии
(**) — первый исполнитель партии на данной сцене
Постановки
Королевская академия музыки, Париж
Королевский театр в Хеймаркете, Лондон
-
1836
— «
Тарантелла
»
-
1842
— «Вечерний карнавал»
-
1843
— «Аврора», дивертисмент на музыку
Цезаря Пуни
(Охотник, влюблённый в богиню Зари — сам балетмейстер).
-
1843
, 22 июня — «
Ундина
»* на музыку
Цезаря Пуни
(
Ундина
—
Фанни Черрито
,
Маттео
— сам балетмейстер)
-
1844
, 9 марта — «
Эсмеральда
»* на музыку Цезаря Пуни (
Эсмеральда
—
Карлотта Гризи
,
Феб
—
Артур Сен-Леон
,
Грингуар
— сам балетмейстер)
-
1845
, 12 июля — «
Па-де-катр
»* на музыку Цезаря Пуни для балерин
Марии Тальони
,
Фанни Черрито
,
Карлотты Гризи
и
Люсиль Гран
; премьера дана в присутствии королевы
Виктории
)
-
1846
, 3 марта — «
»*, балет в 3 действиях и 4 картинах на музыку Цезаря Пуни (
Катарина
—
Люсиль Гран
,
Лейтенант Дьяволино
— сам балетмейстер)
-
1846
— «Парижский приговор»
-
1848
— «Четыре времени года» на музыку Цезаря Пуни
Театр Ла Скала, Милан
-
1844
— «Мечта художника, или Одушевлённый портрет» (
фр.
Illusion d'un peintre
), балет в 1 действии и 2 картинах на музыку Цезаря Пуни
-
1845
— «
Эсмеральда
», балет в 3 действиях и 5 картинах на музыку Цезаря Пуни
-
1847
, 8 января — «
», партитура Цезаря Пуни пересмотрена
(
Катарина
—
Фанни Эльслер
)
-
1847
, 16 марта — «
Одетта, или Безумие Карла VI
»* на музыку
с танцами
и Джованни Корфу (
Одетта
—
Фанни Эльслер
,
шут Вийон
— сам балетмейстер)
-
1848
, 12 февраля — «
»* на музыку
с танцами
и Микаэло Коста (
Маргарита
—
Фанни Эльслер
,
Мефистофель
— сам балетмейстер)
Большой театр, Санкт-Петербург
-
1848
, 19 октября — «Мечта художника»
-
1848
, 21 декабря — «
Эсмеральда
»
по роману
Гюго
«
Собор Парижской богоматери
» на музыку Цезаря Пуни, сохранившаяся в репертуаре в обновлённом виде
-
1849
, 4 февраля — «
»
, позднее был возобновлён
-
1850
, 14 ноября — «Своенравная жена», балет в 4 действиях и 5 картинах Левена и Ж. Мазилье на музыку
А. Адана
в постановке Ж. Перро с дополнениями в музыке Ц. Пуни
-
1852
— «Война женщин, или Амазонки девятого века»
-
1854
, 2 февраля — «
»
балет в 3 действиях и 7 картинах на музыку Джакомо Паницца в редакции Цезаря Пуни
-
1854
— «Маркобомба»
-
1855
— «
Маркитантка
» (по балету Артура Сен-Леона)
-
1855
, 8 ноября — «Армида», балет в 4 действиях и 5 картинах на музыку Цезаря Пуни
из жизни
крестоносцев
-
1856
— «
Мраморная красавица
» (по балету Артура Сен-Леона)
-
1858
, 12 января — «
Корсар
», балет в 4 действиях и 5 картинах А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье на музыку А. Адана в постановке Ж. Перро с дополнениями в музыке Ц. Пуни
-
1858
, 6 ноября — «Эолина, или Дриада», балет в 4 действиях и 5 картинах на музыку Цезаря Пуни
; последний из поставленных на петербургской сцене (
Дриада
—
,
Злой гном
— сам балетмейстер, в спектакле участвовала юная воспитанница класса А. Н. Богданова
Екатерина Вазем
)
-
1881
, 30 января — «Наяда и рыбак», балет в 3 действиях на музыку Цезаря Пуни
(после отъезда балетмейстера из России и без его участия )
(*) — мировая премьера балета.
Примечания
-
, Примечание 92, с. 223.
-
В «
Большой российской энциклопедии
» указана дата 24 августа.
-
↑
, Примечание 67, с. 220.
-
↑
, Примечание 95, с. 223.
-
↑
, Глава третья, с. 52.
-
, Примечание 97, с. 223.
-
↑
, Глава третья, с. 53.
-
, Примечание 100, с. 223.
-
↑
, Примечание 78, с. 221.
-
, Примечание 86, с. 222.
-
, Примечание 90, с. 222.
-
, Примечание 80, с. 222.
-
, Глава вторая, с. 47.
-
, Примечание 89, с. 222.
Литература
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|