Interested Article - Декоративная штукатурка
- 2020-12-16
- 2
Декоративная штукатурка — разновидность штукатурки , отделочный материал на основе синтетического или минерального связующего с добавлением различных наполнителей и добавок , а также само покрытие, получаемое в результате его нанесения. Декоративная штукатурка давно стала самостоятельным видом отделки стен помещений и в отличие от обычной штукатурки помимо слоёв обрызга и грунта также имеет декоративный накрывочный слой .
В народе декоративной штукатуркой называют многие материалы, которые придают поверхности необычный вид. Покрытия могут быть гладкие (венецианская штукатурка, покрытия с эффектом шелка, замши, велюра) и фактурные (имитация камня, бетона, имитации песчаной поверхности, дерева, металла, ткани). Получившая поверхность может быть окрашена в составе материала и покрыта защитным слоем лака, воска,
лессирующими
составами или декорирована с использованием позолоты, перламутра, красок.
История возникновения
В мире штукатурка из гипса стала применяться около трёх тысяч лет до н. э., штукатурка на территории СССР применялась ещё в VI веке до н. э. Разноцветная или, как сейчас называют, «декоративная» штукатурка использовалась для зданий и храмов, построенных на Таманском полуострове .
Вероятно, декоративная штукатурка возникла в Древней Греции . Отчасти, примерами первого использования материала допустимо считать некоторые образцы наскальной росписи . Не все рисунки пещерных людей выполнены непосредственно на камне , основа некоторых — слой смеси глины и песка , который обеспечивал выравнивание поверхности и удобное наложение краски. Этот приём использовался и позже, например, для создания фресок , позже трансформировался в один из способов декорирования .
В Древнем Египте расписываемое фактурное покрытие применялось при оформлении внутреннего пространства гробниц . Швы между блоками заполнялись меловым составом с добавлением органического клея, шлифовались , декорировались рисунками, росписями или контррельефом (прорезной рельеф). В Месопотамии , Древних Индии и Китае широко применялись известковые , глиняные и гипсовые растворы для придания большей декоративности грубым кирпичным и каменным стенам. Древние мастера экспериментировали с ингредиентами: добавляли вулканическую пыль , вино , природные красители . В Индии существовал «Розовый город», стены зданий которого были покрыты штукатуркой с кровью в качестве пигмента .
Древнегреческий философ Теофраст первым описывает рецепты и технологию нанесения декоративной штукатурки. В состав добавлялась мраморная пыль, а поверхность после нанесения имитировала срез натурального камня, при этом, за счёт каменной муки имела большую прочность . Новый материал помог ощутимо снизить нагрузку на конструкции зданий, так как был легче облицовки из натурального камня.
Искусство Древнего Рима было эклектичным , а эклектика любит имитацию одного материала другим. Пришедшая из Греции мраморная штукатурка активно использовалась в украшении фасадов , интерьеров , патио . Отделка воспроизводила рисунок не только мраморной поверхности, но и других отделочных материалов . В отличие от каменных плит она не боялось землетрясений — частого явления в том регионе. С появлением бетона , штукатурка приобрела новый рисунок: добавлялись уже более крупные частицы, что позволило создавать выразительный рельеф. В наши дни покрытие трансформировалось в травертин и другие фактурные штукатурки.
После падения Римской империи исчезает и ее культура, а вместе с ней, тяга к «украшательству» и декоративности. Интерьеры европейского Средневековья аскетичные, минималистичные, мрачные. Штукатурка становится техническим материалом: идёт на замазку щели в кладке и срубах , покрытие заполнения фахверковых стен. Максимально декоративное использование аналогично египетскому: подложка под роспись. Переработанная технология фрески (роспись темперными красками по сырой штукатурке), нашла применение в современной отделке стен и фасадов.
Во времена Возрождения искусство получает новый расцвет, становятся доступны образцы древнегреческого и древнеримского искусства , в том числе архитектуры, интерес к ним растёт. В XV веке появляется и распространяется техника сграффито . Цветная штукатурка наносятся тонкими (2-5 мм) слоями, при этом колер послойно может отличаться как незначительно, так и иметь резкий контраст . Далее рисунок процарапывается, удаляются фрагменты покрытия на нужную глубину, таким образом создаётся цветной рельефный рисунок. В период Позднего Возрождения (XIV век) архитектор Андреа Палладио занимается изучением древнеримской декоративной штукатурки, экспериментирует с рецептурой, и позже разрабатывает технологию имитации натурального камня, которая получила широкое распространение в Венеции и стала известна как «венецианская штукатурка».
Оттуда техника нанесения, постоянно развиваясь, попадает в Европу , где активно применяется в отделке дворцов и особняков в стилях барокко , рококо , классицизм . По сей день можно увидеть интерьеры того времени, украшенные качественной имитацией отделки натуральным камнем ( мрамор , яшма , малахит , оникс , янтарь ), облицовку деревянными панелями.
Современная декоративная штукатурка вобрала в себя всевозможные исторические, национальные методы нанесения и способы декорирования. Это целый класс материалов, позволяющий создать различные по внешнему виду, эксплуатационным характеристикам финишные покрытия.
Виды
Декоративные штукатурки подразделяются на следующие виды :
- Цветная штукатурка — идеально подходит для отделки внутренних стен, дверных и оконных проёмов.
- Каменная штукатурка — напоминает каменную кладку из натурального камня.
- Венецианская штукатурка — по своему внешнему виду напоминает настоящий мрамор.
- Сграффито — вид штукатурки, получивший такое название благодаря особенностям нанесения.
- Терразитовая штукатурка — подходит для отделки внутренних стен и фасадов.
- Шёлковая штукатурка — предназначена для внутренних работ. Негорючая, не накапливает статическое электричество . Материал состоит из натуральных или синтетических волокон , минеральных наполнителей и различных декоративных добавок. Наносится пластиковым шпателем на оштукатуренные и покрытые грунтовкой или масляной краской поверхности. Имеет различные цветовые и фактурные решения, не имеет запаха, при нанесении получается бесшовное покрытие, материал эластичный и не трескается при «усадке» стен. Основной недостаток — слабая влагоустойчивость, но при обработке влагозащитным лаком можно использовать и в помещениях с повышенной влажностью ( кухня , ванная комната и т. д.).
Классификация
Существует много вариантов классификации материалов.
В зависимости от типа связующего, может быть:
- минеральной;
- акриловой;
- силиконовой;
- силикатной.
Смесь на минеральном связующем ( известь , цемент ) экологичная и экономичная. Продается в виде порошка, который перед нанесением разводят в нужной пропорции водой. Цветовая гамма не широкая, чаще светлых тонов. Покрытие набирает прочность со временем, допустимо применять во влажных помещениях, но боится вибраций. Отличается стойкостью к ультрафиолету.
Акриловое связующее придает пластичность смеси, которая продается уже готовой к нанесению. Некоторые составы допускается окрашивать в массе пастами, встречаются колерованные составы. Смесь эластична, что позволяет добиться различных декоративных эффектов. Материал не боится воды и вибраций после высыхания, резких перепадов температур, морозоустойчива. В результате воздействия УФ-лучей может менять цвет и покрываться трещинками. Однако поверхность не паропроницаема, поэтому использовать лучше не на всей плоскости стен помещения, а локально, для декоративных акцентов.
Декоративная штукатурка на силиконовой основе продается так же в виде готовой смеси, имеющей богатую цветовую гамму. После высыхания отличается высокой прочностью, не боится даже ударов, не выгорает на солнце, отличается влаго- и морозостойкостью , терпимо к перепадам температур. Но использование силикона в основе ведёт к удорожанию материала.
Силикатная производится на основе жидкого стекла. Форма продажи: сухая смесь и готовая паста. Из декоративных штукатурок самые высокие показатели стойкости к механическим повреждениям у смесей на основе силикатов. Однако покрытие трескается под воздействием вибраций. Не боится воды, ультрафиолета, огня, грязи, препятствует возникновению плесени . Но имеет бедную гамму, не допускает колеровку, лучше использовать в оформлении фасадов из-за возможности выделения токсичных соединений .
Существуют смеси на комбинированном связующем. Так, например, акрилово-силиконовые объединяют достоинства обоих видов, компенсируя при этом недостатки: эластичная, стойкая к механическим повреждениям и ультрафиолетовым лучам , влагостойкая и паропроницаемая .
По размеру наполнителя штукатурки делятся на:
- тонкофактурные,
- мелкофактурные,
- среднефактурные,
- крупнофактурные.
В роли основного наполнителя выступает каменная крошка, полимерные гранулы разных форм либо акриловые « чипсы ». От их размера зависит внешний вид поверхности в итоге. Это может быть гладкая, поддающаяся полировке поверхность, либо зернистая, рыхлая, либо даже напоминающая пористый песчаник.
В зависимости от типа получаемой поверхности разделяют на:
- структурную,
- фактурную,
- венецианскую.
Структурная, как ясно из названия имеет характеристики одинаковые по всей толщине покрытия. Это обычно готовая к применению густая, зернистая смесь, колерованная в массе. Наносится слоем до 1 см, далее на поверхности создается глубокий рельеф с помощью шпателей и фактурных валиков.
К средне- и крупнофактурной структурной штукатурке относится мозаичная: смесь из камушков разных цветов на акриловом связующем. Производятся смеси с наполнителем не из каменной крошки, а полимерных гранул. Продается в виде готовой пасты определенной гаммы, некоторые производители предлагают услугу подбора состава, что позволяет выбрать необходимый покупателю оттенок. Не требуют дальнейшей окраски, отличаются высокой декоративностью и вандалостойкостью .
Фактурная штукатурка содержит в составе мелкие наполнители, что позволяет имитировать различные фактуры. Это сухие смеси, либо готовые пасты, отличающиеся однородностью, эластичностью. Окрашиваются в массе, либо после высыхания. Менее густая консистенция и высокая эластичность позволяют наносить покрытие тонкими (порядка 1-2 мм) слоями, использовать различный инструмент (не только шпатели и валики, но и губки, кисти, трафареты, штампы), всевозможные техники для имитации поверхностей. Можно создать иллюзию деревянной поверхности, натуральной кожи, либо замши, волн, бетона, текстиля, мятой бумаги и т. д. После нанесения требует защиты восками или лаками.
Венецианская штукатурка имитирует срез натурального камня. Тонкофактурная смесь поставляется как в готовом виде, так и в форме порошка, окрашивается в массе. Тончайшие слои в зависимости от необходимого эффекта наносятся в заданном направлении или хаотично. В результате наложения полупрозрачных слоев (до 10) возникает эффект глубины текстуры. Возможна дополнительная прорисовка прожилок, с помощью чего достигается имитация камня. Готовое покрытие глянцуется и полируется, а после обрабатывается воском для защиты и большей гладкости.
Способы нанесения
Существуют различные техники нанесения, выбор зависит от декораторской задумки.
Рельеф создаётся при помощи:
- кельм,
- шпателей прямых и с неровным краем,
- мастихинов,
- валиков фактурных и обычных с поролоновыми, меховыми шубами,
- трафаретов,
- губок,
- кистей разной жёсткости,
- штампов,
- подручных материалов: например, бумаги, полиэтилена, фактурных листьев,
- ручной лепки.
В зависимости от выбранного инструмента и техники итоговое покрытие имеет мелкий повторяющийся рисунок, либо выступает в роли арт-объекта и акцента в интерьере.
Способы декорирования
Состав колеруют в массе либо окрашивают после полной стабилизации. Для окраски готового покрытия применяют краски (для силикатной штукатурки — , в остальных случаях – водно-дисперсионные). Цветом дополнительно подчеркивают рельеф, что увеличивает декоративность.
Дальнейшее декорирование заключается в:
- нанесении лессирующих составов;
- нанесении составов, придающих фактуру поверхности ( кракелюр , флюоресценция , имитация грубого камня, мокрой поверхности);
- покрытии листами сусального золота или серебра;
- частичном тонировании выступающих частей.
Если состав и условия эксплуатации того требуют, по окончании работ поверхность покрывается защитным лаком либо воском.
Открытая поверхность штукатурки поддаётся истиранию и царапинам. Тонкие рельефные выступы могут при механическом воздействии скалываться. Лак для стен создаёт прочную прозрачную защитную плёнку, облегающую выступы фактуры, защищающую штукатурное покрытие от внешних воздействий и наделяющую поверхность матовым или зеркальным блеском.
Ссылки
- [info.wikireading.ru/212872 Штукатурка] в энциклопедии.
Примечания
- Екельчик Моисей Соломонович. стройиздат , 1961. — С. 332. — 690 с. . — Гос
- ↑ Руссиан С.Ф.С.Р. Министерство просвещения , Совиет Унион. Министерство просвещения. . — М. : Педагогика , 1982. — С. 48.
- .
Литература
Нормативная литература
- // Составы декоративные штукатурные на полимерной основе для фасадных теплоизоляционных композиционных систем с наружными штукатурными слоями. Технические условия..
- // Составы декоративные штукатурные на цементном вяжущем для фасадных теплоизоляционных композиционных систем с наружными штукатурными слоями. Технические условия.
Техническая литература
- Бочкарёва Т. М. , Захаров А. В. , Пономарёв А. Б. // Классические и новые технологии устройства отделочных покрытий / Рецензенты: Юзефович А. Н., Офрихтер В. Г.. — Учеб. пособие. — Пермь : ГОУ ВПО ПГТУ , 2007. — С. 15—26. — 224 с. — ISBN 978-5-88151-679-6 .
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-12-16
- 2