Interested Article - Скифо-сибирский мир
- 2020-12-31
- 1
Ски́фо-сиби́рский мир (иногда cкифо-сакский, cкифский мир/круг и прочее археологии для культурно-исторической общности, памятники которой распространены в степной, части лесостепной и предгорной зонах Центральной Евразии (от Нижнего Подунавья до Прибайкалья и Монголии ). Включал ряд археологических культур , в основном объединяемых наличием трёх комплексов вещей, имеющих свою специфику (так называемой скифской триадой ) . Вероятное место формирования — Центральная Азия , время существования — 1-е тыс. до н. э., данный период в евразийских степях принято называть cкифской эпохой .
) — условное название, принятое вПредставители скифо-сибирского мира — ираноязычные европеоиды , иногда с элементами монголоидности . Большинство являлось кочевниками - скотоводами , небольшая часть населения в лесостепи — оседлые скотоводы-охотники и скотоводы-земледельцы. В степях Евразии с культурами скифо-сибирского мира связывают наступление Раннего железного века ; имели контакты с Древней Грецией , Китаем , Передним Востоком и другими .
Название
Название cкифо-сибирский мир связано с географическим распространением этой культурно-исторической общности, на западе ограниченной территорией наиболее известных её племён — скифов , а на востоке охватывающей часть региона Сибирь . Также в литературе иногда используют называют cкифо-сакский мир , добавляя другую восточную границу распространения — Центральную Азию , где обитали племена, именуемые собирательным экзоэтнонимом саки . Встречается и короткое название — просто cкифский мир . Со словом мир некоторые авторы параллельно употребляют значение круг , например, cкифо-сибирский круг археологических культур или памятников. Также синонимичным названием является термин Скифия в широком значении топонима или Скифо-сибирская историко-культурная область . Также присутствует в литературе термин скифоидные культуры .
Археологические культуры
Ряд исследователей разделяет скифо-сибирский мир на несколько историко-культурных областей (провинций), со своими особенностями и хронологией :
- Скифская культура (собственно исторические скифы , а также испытавшие их влияние народы) — cтепи и лесостепи Северного Причерноморья , включая Крым .
- Сарматская культура — степи Подонья до Зауралья , включая Башкортостан .
- Тасмолинская культура — степи Казахстана , соответствуют известным из источников племенам саков , массагетов и, возможно, исседонов .
- Куюсайская культура — степи Туркмении.
- Саргатская культура — степи Юго-Западной Сибири (Тюменская и Омская область )
- Большереченская культура — степи Новосибирской и Томской областей .
- Уюкская культура — степи Тувы
- Тагарская культура — междуречье Оби и Енисея — Минусинская и Кузнецкая котловины ( Красноярский край ),
- Пазырыкская культура — Горный Алтай и др.
- Улангомская культура — часть территории Монголии
- Чауху — часть территории Северо-Западного Китая ( Синьцзян ), памятники типа Наньшаньгэнь, Маоцингоу и др. (связаны с некоторыми племенами ху ).
- Куштановицкая культура — часть территории Венгрии и Словакии
В 2008 году исследователем Л. В. Баньковским была предложена схема разделения скифо-сибирского мира на основе групп и подгрупп памятников, а также региональных водоразделов :
Пояснения
Группы памятников:
|
Культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии . На остальном же пространстве евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне проживали представители культур, имевших иную основу, а зачастую и иное направление хозяйства, со своими традициями в керамике и другом инвентаре, но тем не менее, показывавшие достаточное влияние культур скифского мира. Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика , настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского. К ним можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую и ананьинскую культуры на периферии земель скифов, на юге — культуры скифского времени Узбекистана, на востоке — культура скифского времени Забайкалья . Отдельно стоит отметить культуры со специфическим обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем, в которых, однако, также ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, металлического инвентаря. Это саргатская культура в Барабе , большереченская на Оби, культуры Красноярско-Канского района и Южного Приангарья .
Характерные памятники
Археологических культуры скифо-сибирского мира, в основном, объединяются наличием трёх комплексов вещей, имеющих свою специфику (так называемой, скифской триадой ) :
- Определённое оружие (бронзовые наконечники стрел , гориты , мечи акинаки и пр.)
- Конское снаряжение ( удила , псалии , украшения и пр.)
- Характерная манера зооморфного прикладного искусства — скифо-сибирский звериный стиль .
Также, среди предметов материальной культуры скифо-сибирского мира присутствуют определённые типы бронзовых литых котлов , зеркала, навершия и прочее.
Из искусственных сооружений обнаружены каменные бабы , оленные камни и «царские» курганы .
В каждом отдельном регионе скифо-сибирского мира могли иметься и своеобразные отличия или вариации скифской триады , что было связано с конкретными историческими и природными условиями для каждого конкретного этноса или группы этносов . В археологии с XIX века эталонными для скифо-сибирского мира приняты памятники Северного Причерноморья .
Формирование
Возникновению скифо-сибирского мира предшествовала аридизация степной полосы Евразии в конце 2-го — начале 1-го тыс. до н. э. Факторы изменения были климатические, но не исключаются и антропогенные — сокращение растительности в результате перенаселённости и нерационального использования степных ландшафтов. Основная система хозяйствования — скотоводческо-земледельческая, оседлая, либо предполагавшая ограниченную мобильность, постепенно эволюционировала в экстенсивное кочевое скотоводство, с возможностью масштабных и быстрых переселений .
Скифо-сибирский мир сформировался на генетической основе культур восходящих к срубной и андроновской культурно-историческим общностям ( эпоха поздней бронзы ) . Также формирование культур скифо-сибирского мира предположительно связывают с Центральной Азией , в частности, с уюкскими курганами Аржан (долина реки Уюк , отрогов Западного Саяна ) и другими подобными памятниками . Археологический памятник Аржан включает несколько курганов, возможно IX—VII вв. до н. э., здесь найдены массовые захоронения людей и (например, в первом кургане захоронено 17 человек и более 160 лошадей, в том числе «царь» и «царица» в гробах-колодах), предметов вооружения, конской упряжи и украшений, характерных для начала скифской эпохи .
География
Согласно Геродоту, скифы обитали в Северном Причерноморье от Дуная до Дона. Однако сходные археологические находки прослеживаются далеко на восток вплоть до Китая ( Синьцзян , Ордос ) и российской Тувы , включая территории Казахстана и Киргизии , а также российского Алтая , Южного Урала и Северного Кавказа .
На севере артефакты скифского круга найдены на территориях Белгородской , Воронежской , Тамбовской и Тюменской области .
Временные рамки («Скифская эпоха»)
Примерное время существования культур скифо-сибирского мира — 1-е тыс. до н. э. , более узкие рамки, обозначаемые некоторыми исследователями — VII—III вв. до н. э. (при этом, согласно этим же учёным, ряд культур уже сформировались к концу VIII — началу VII вв. до н. э.) . Этот период в евразийских степях от Нижнего Подунавья до Прибайкалья и Монголии принято называть cкифской эпохой . Сменивший период исследователи условно называют сарматской или сармато-гуннской эпохой .
Этничность, обычаи и преемственность
Представители скифо-сибирского мира являлись ираноязычными европеоидами , иногда с элементами монголоидности . Практиковали захоронения по обряду трупоположения под курганами . После исчезновения этой культурно-исторической общности на степном пространстве Евразии сложились генетически связанные с ними культуры кочевников-скотоводов, в основном под властью сарматских и хуннских ( раннегунских ) племён .
Хозяйствование и контакты
Представители скифо-сибирских культур по всей евразийской степи являлись кочевниками-скотоводами, они разводили лошадей, мелкий и крупный рогатый скот, основу их питания составляла мясная и молочная пища, долговременные поселения отсутствовали, жили, в основном, в переносных шатрах и кибитках . Небольшая часть заселяла лесостепь, где существовали скифо-сибирские племена с другим типом хозяйствования — оседлые скотоводы-охотники или скотоводы-земледельцы, например, некоторые территории в Восточной Европе и Минусинской котловине ( тагарская культура ) . Важнейшая хозяйственная характеристика скифской эпохи — распространение технологии железообработки . В культурах скифо-сибирского круга этот процесс шёл от Северного Причерноморья и Северного Кавказа (очаги обработки железа) на восток — на Урал и в Сибирь , таким образом знаменуя приход на эти территории Раннего железного века .
Культуры скифо-сибирского мира оказывали влияние на своих соседей и, наоборот, подвергались культурному воздействию окружавших их народов. Военно-политические и экономические контакты связывали носителей скифо-сибирского мира с цивилизациями Древней Греции , Китая , Переднего Востока и другими. Достаточно изучено проникновение скифской материальной культуры на Запад — её следы прослеживаются у иллирийцев и фракийцев , в Центральной Европе (в лужицкой культуре и других), а также в культурах Среднедунайской низменности (территории современных Болгарии , Венгрии , Сербии , Словакии , Румынии и других) .
Примечания
- Комментарии
- Источники
- , с. 284, 308.
- ↑ .
- ↑ , с. 309.
- .
- , с. 14.
- ↑ Мартынов А. И. Археология. / 4-е изд., испр. и доп. М. : «Высшая школа». 2000. 440 с. ISBN 5-06-003681-2 . Глава ««Скифо-сибирский мир».
- , с. 308.
- , с. 307.
- .
- . Дата обращения: 13 июня 2023. 13 июня 2023 года.
- . Дата обращения: 13 июня 2023. 13 июня 2023 года.
- . Дата обращения: 13 июня 2023. 13 июня 2023 года.
- . Дата обращения: 13 июня 2023. 13 июня 2023 года.
- . Дата обращения: 13 июня 2023. 13 июня 2023 года.
- . Дата обращения: 13 июня 2023. 13 июня 2023 года.
- . Дата обращения: 14 июня 2023. 5 ноября 2023 года.
- . Дата обращения: 14 июня 2023. 3 июня 2023 года.
- . Дата обращения: 14 июня 2023. 5 ноября 2023 года.
- . Дата обращения: 14 июня 2023. 5 июня 2023 года.
- , с. 308—309.
- ↑ , с. 284, 307.
- , с. 308-309.
- , с. 284.
- , с. 284, 309.
- , с. 282.
- .
- .
- .
- .
- .
Литература
- Баньковский Л. В. История и экология: очерки об истоках исторической гидрогеографии : моногр . / Рец. С. А. Ушаков , П. М. Кожин . — ГОУ ВПО СГПИ . — Соликамск : РИО ГОУ СГПИ, 2008. — 356 с. : ил., карты, портр. — 5000 экз. — ISBN 978-5-89469-055-1 .
- [ Леонова Н. Б. , Рындина Н. В. и др. ]. Археология : учеб. изд. для ВУЗов / Под .ред. В. Л. Янина . — М. : Изд-во Моск. ун-та , 2006. — 604 [3] с. : ил., карты, табл. — 5000 экз. — ISBN 5-211-06038-5 .
Энциклопедии
- Алексеев А. Ю. : энцикл. ст. // БРЭ : интернет- энцикл . — М. : Изд-во БРЭ , 2020.
- Болелов С. Б . : энцикл. ст. // БРЭ : интернет- энцикл . — М. : Изд-во БРЭ , 2020.
- Гавритухин И. О . : энцикл. ст. // БРЭ : интернет- энцикл . — М. : Изд-во БРЭ , 2020.
- Гавритухин И. О. , Янкович Д. : энцикл. ст. // БРЭ : интернет- энцикл . — М. : Изд-во БРЭ , 2020.
- Гавритухин И. О . : энцикл. ст. // БРЭ : интернет- энцикл . — М. : Изд-во БРЭ , 2020.
- Иштванович Э. , Кульчар В. , Маккаи Я. , Тот К. : энцикл. ст. // БРЭ : интернет- энцикл . — М. : Изд-во БРЭ , 2020.
- Канторович А. Р. , Чугунов К. В . : энцикл. ст. // БРЭ : интернет- энцикл . — М. : Изд-во БРЭ , 2020.
- Романчук А. А . : энцикл. ст. // БРЭ : интернет- энцикл . — М. : Изд-во БРЭ , 2020.
- 2020-12-31
- 1