Мартыновский переулок
- 1 year ago
- 0
- 0
Марты́новский кла́д — клад из около 120 изделий из серебра , найденный в 1909 году в селе Мартыновка Черкасской области Украины (район Поднепровья ). В настоящее время клад хранится в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской лавры .
Сокровище датируется VI — VII веками нашей эры.
Существует несколько версий о культурной принадлежности находок. Чаще всего их связывают с пеньковской археологической культурой , которая представляет антов .
Известно более 20 таких кладов в Среднем Поднепровье и в верховьях Северского Донца .
В маргинальных кругах клад популярен среди уфологов , которые видят в серебряных фигурках изображения инопланетян .
Среди около 120 предметов сокровища выделяются следующие: четыре антропоморфные фигурки «пляшущих человечков», пять зооморфных фигурок, три пальцевые фибулы, шесть браслетов, налобные венчики, серьги, височные кольца , шейная гривна, поясные бляшки, накладки, наушь со шлема, наконечники, навершия ремней, обломок тарелки, две серебряные чаши, ложка для евхаристии с клеймами византийских мастеров.
Материал изделий — серебро 400—900 пробы разного происхождения. Наибольший художественный интерес представляют серебряные фигурки людей и животных, выполненные в специфическом стиле. В нём некоторые исследователи видят влияния гуннов , болгар , аваров . Археолог обосновывает европейские истоки мартыновских фигурок :
...мастера, создававшие фигурки мартыновского типа, образующие симметричную композицию «человек в окружении фантастических коней-львов», были знакомы с европейской традицией изображения сюжета « Даниил со львами» и заимствовали образы и формы своих изделий из произведений декоративно-прикладного искусства византийской периферии, которые иногда проникали на территорию Восточной Европы, а также из достаточно унифицированной европейской раннесредневековой воинской субкультуры. Потребность в подобных композициях и образах, по-видимому, формировалась в среде складывающейся дружинной верхушки населения Поднепровья VII в., которой, в том числе, принадлежали «антские клады». Трудно сказать, насколько осознанным был заказ на воспроизведение христианской символики. Но несомненно стремление влиться в общее русло провинциально-византийской традиции, с её костюмом, вооружением и набором характерных образов в декоративно-прикладном искусстве.
Харьевский клад -- другой такой клад той эпохи. Пастырское городище тоже сопоставимо с ними.
Позднейшие вещи Мартыновского клада датируются около 625-675 годов. Массовое сокрытие кладов указывает на разгром социального объединения, с которым они были связаны. Это могло быть результатом нападения протоболгар или хазар.
Другие исследователи указывают на экспансию носителей традиций Пражской культуры , что могло создать памятники типа Сахновки и Волынцева. Роменская культура возможно сложилась на базе таких поселений.