Венява (герб)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́ня Д’ркин (настоящее имя Алекса́ндр Миха́йлович Литви́нов ; 11 июня 1970 , пос. Должанское , Луганская область , УССР — 21 августа 1999 , Королёв , Московская область ) — советский и русский музыкант , поэт , рок- бард .
Отец Вени Д’ркина, Михаил Федорович Литвинов, был директором школы посёлка Должанское , мать — учителем математики. С 7 лет Саша Литвинов писал стихи, с 12 лет рисовал и писал маслом картины, учился играть на гитаре. Учился в школе № 18 Свердловска (Луганская область) . C 14 лет руководил школьным ВИА .
В 1987 году окончил учёбу в школе с золотой медалью и поступил в Рижское военно-политическое училище , но учиться там не стал, а сразу же перевёлся в Донецкий политехнический институт на геологоразведочный факультет.
В 1988 году был призван в армию. Служил в конвое, охране и ракетных войсках в Павлограде , затем был переведён водителем в Донецк . Осенью 1989 года уволен в запас. До 1991 года жил в посёлке Мироновском Дебальцевского района , где работал водителем и писал песни .
В 1991 году перевёлся в Луганский сельскохозяйственный институт на факультет механизации сельского хозяйства. Осенью того же года познакомился с девушкой Полиной (Пэм), которая в 1994 году стала его женой. Тогда же он собрал коллектив «Давай-Давай». Они играли на нескольких концертах в ДК ЛСХИ .
Весной 1993 года выступил на фестивале «Рок против наркотиков», а осенью перевелся на заочное обучение и уехал в посёлок Новолуганское ( Артёмовский район Донецкой области), где работал сначала слесарем на КРС, а потом художником в Доме культуры.
Весной 1994 года женился на Полине (Пэм). В том же году участвовал в фестивале « Оскольская лира », где шутливо заявил, что он Веня Ды́ркин из Максютовки , и под этим псевдонимом он стал лауреатом . Осенью этого же года Д’ркин с Полиной переехали в Свердловск (Луганская область) , где Литвинов работал в старших классах школы № 18 учителем физики. 12 декабря 1994 года у них родился сын Денис.
Летом 1995 года Д’ркин во второй раз участвовал в фестивале «Оскольская лира», где получил гран-при. Осенью переехал с семьёй в Луганск , где работал на стройке.
Летом 1996 года Д’ркин снова ездил на фестиваль, где пел уже в качестве почётного гостя. Бард Геннадий Жуков позвал его в Москву с обещанием помочь. Осенью по финансовым причинам Д’ркин перевез семью обратно в Свердловск, а сам поехал в Москву.
В октябре-декабре 1996 года Д’ркин сыграл несколько квартирников , два концерта в театре-студии песни Виктора Луферова «Перекрёсток», записал на студии «Остров» магнитоальбом «Крышкин Дом» .
В январе 1997 года Д’ркин перевез жену с сыном в Краснодон , там устроил её на работу, сам же снова уехал в Москву. 1997 год стал наиболее активным в концертном плане — многочисленные клубные и квартирные концерты, концерт на радиостанции «РаКурс», гастроли по городам Подмосковья , поездки в Воронеж , Харьков . Подготовил совместную программу с Геннадием Жуковым и выступал с ним на нескольких концертных площадках в Москве.
В марте 1997 года Д’ркин за три дня на студии Алексея Вертоградова записал альбом «Всё будет хорошо». В сентябре у Литвинова появились первые признаки болезни. В октябре в Луганском онкологическом диспансере был поставлен диагноз лимфогранулематоз . 19 октября 1997 года Литвинов крестился с именем Фома . В ноябре прошел первый сеанс лучевой терапии .
Болезнь отразилась на творчестве Д’ркина: многие из позднее написанных («Эныкы-бэныки», «А ты не конь», «Сегодня — чай» («Всё для всего»)) и введённых в репертуар («Детка» (В. Турчанин), более ранняя «Баба в оранжевом») песен являются развёрнутым призывом не тратить время жизни зря. [ источник не указан 121 день ]
В 1998 году Д’ркин в перерывах между курсами химиотерапии (которые продолжали проводиться, несмотря на отсутствие улучшений) успел съездить в Мироновку (апрель, попытка электрического проекта с гитаристом Муком из состава группы «Ая»), Алчевск (1—2 мая, два концерта), Белгород (25 мая, концерт в ДК «Строитель»), на «Оскольскую Лиру» (июль, проект «Старички Джазовички») и в Старый Оскол (квартирник 28 июля).
В январе 1999 года Д’ркин записал на квартире у друзей черновой вариант сказки «Тае Зори» (накладками на двух магнитофонах ). Тогда же Литвинов начал заниматься переписыванием текстов своих песен, их систематизацией.
3—4 мая случился кризис, связанный с разрушительным действием химиотерапии, после которого Александр Литвинов чудом выжил. Подруга семьи взяла телефонную книжку Литвинова и позвонила по всем имеющимся там номерам с просьбой о помощи. После этого началось какое-то движение — благотворительные концерты, сборы денег, писем.
В конце июня друзья перевезли Д’ркина в Москву в Институт гематологии РАМН , где поставили уже другой диагноз — лимфосаркома , ещё более неутешительный. Ещё полтора месяца в Москве врачи боролись за жизнь Литвинова, но 11 августа его выписали без надежды на выздоровление.
21 августа 1999 года Веня Д’ркин умер в городе Королёв (Московская область) , 25 августа его похоронили в городе Свердловске Луганской области .
С 1988 по 1999 год он написал больше трёхсот песен, но только половина из них была издана в том или ином виде.
После смерти Вени был организован «Неформальный Фонд Вениамина Д’ркина», который занимается сбором и оцифровкой аудио- и видеоматериалов, реставрацией записей и распространением творчества.
В память о Вене Д’ркине проводятся музыкальные фестивали «ДрФест», «Вестень Свят Лета» и «Веничкина радуга».
На Донбассе существует литературное объединение «Стражи весны» — название фестиваля взято из песни Вени «Ода розовым псам» . Объединение издаёт ежегодный альманах «Вольные стражи весны».
В 2023 году издательство « Выргород » выпустило книгу «ДрАнтология» , посвящённую творчеству и жизни Вени Д’ркина. В книгу вошли все сохранившиеся тексты песен, биография, концертография и рисунки автора.
По оценке исследователя русской рок-поэзии и авторской песни В. А. Гаврикова творчество Вени Д’ркина можно определить как бард-рок или пост-бард: во многом близкое рок-музыке 1980-х годов, оно вобрало в себя множество других музыкальных и поэтических стилей. В музыке и текстах Вени постоянно встречаются аллюзии и реминисценции из разнообразных (как правило, песенных) источников — от Бориса Гребенщикова до А. Б. Пугачёвой . Кроме того, в поэтическом отношении творчеству Вени присущи яркие образы, обилие тропов , аллитерации , словотворчество, при этом артист использует различные приёмы усиления восприятия текстов, например, пение с определённым акцентом. Большинство песен Вени в большей или меньшей степени ироничны, однако среди его произведений есть и по-настоящему трагические .
Кроме поэтического и музыкального творчества рисовал, сочинял сказки .
Подавляющее большинство записей, кроме «Крышкин дом», «Всё будет хорошо» и нескольких бутлегов, вышли после смерти Д’ркина на лейбле «ДрДом».
Посмертные сборники
|