Interested Article - Чайник Рассела

По мнению Бертрана Рассела, никто не сможет опровергнуть утверждение, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник

«Ча́йник Ра́ссела» ( англ. Russell's teapot ) — аналогия , впервые приведённая английским математиком и философом Бертраном Расселом (1872—1970) для объяснения принципа, согласно которому бремя доказательства (например, истинности религиозных утверждений) лежит на утверждающем .

Питер Эткинс объясняет идею чайника Рассела тем, что учёный не обязан доказывать отрицание какого-либо утверждения, поскольку, в соответствии с принципом бритвы Оккама , из двух теорий, объясняющих одно и то же, более сложная теория (в которой, наряду с прочим, присутствуют высшие существа) должна быть отвергнута и должна быть принята более простая теория, даже если она не может опровергнуть утверждения более сложной теории .

Основа

В 1952 году в статье под названием «Существует ли Бог?» ( Is There a God? ) , отправленной в редакцию, но так и не опубликованной в журнале Illustrated , Рассел писал:

Многие верующие ведут себя так, словно не догматикам надлежит доказывать общепринятые постулаты, а наоборот — скептики обязаны их опровергать. Это, безусловно, не так. Если бы я стал утверждать, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов. Но заяви я далее, что, поскольку моё утверждение невозможно опровергнуть, разумный человек не имеет права сомневаться в его истинности, то мне справедливо указали бы, что я несу чушь. Однако если бы существование такого чайника утверждалось в древних книгах, о его подлинности твердили каждое воскресенье и мысль эту вдалбливали с детства в головы школьников, то неверие в его существование казалось бы странным, а сомневающийся — достойным внимания психиатра в просвещённую эпоху, а ранее — внимания инквизитора .

В 1958 году Рассел развил аналогию:

Я должен называть себя агностиком; но, с практической точки зрения, я атеист. Я не считаю существование христианского Бога более вероятным, чем существование богов Олимпа или Валгаллы. Возьмем другой пример: никто не может доказать, что между Землёй и Марсом нет фарфорового чайника, вращающегося по эллиптической орбите, но никто не считает, что это достаточно вероятно, чтобы быть учтённым на практике. Я думаю, что христианский Бог столь же маловероятен .

Мнения об идее

  • Философ Брайан Гарви из Ланкастерского университета утверждает, что аналогия с чайником неудачна для религии, так как и верующий, и отрицающий веру просто не согласятся с тезисом о наличии одного предмета во Вселенной . Гарви указывает, что заявление теиста о существовании вещи не является важным, как и мнение атеиста — каждый отстаивает субъективное объяснение причинно-следственных связей космоса :

Атеист не просто отрицает то, что утверждает теист. Атеист, вдобавок к этому, убеждён в том, что Вселенная такая, какая она есть, не из-за Бога. Она такая или из-за чего-то другого, или причины, почему она такая, нет вообще.

  • Эрик Рейтан считает, что вера в Бога отличается от веры в чайник, поскольку чайник материален и поэтому однозначно познаваем . Таким образом философ утверждает, что всё наше знание о мире не даёт нам веского основания полагать, что вера в чайник Рассела оправдана и, по крайней мере, некоторого основания, что его нет .
  • Философ (англ.) полагает, что логической ошибкой является утверждение о том, что положительная истина ( positive truth ) должна нести бремя доказывания, в то время как отрицательная истина ( negative truth ) нет. Также он считает, что всякая истина ( all truth ) несёт на себе бремя доказывания, и, следовательно, подобно матушке Гусыне с зубной феей , аналогия с чайником Рассела несёт на себе такое же большое бремя доказывания. И не по причине своей «отрицательности», а из-за незначительности. Чемберлен подытоживает :

Когда мы представляем себе привычных, знаковых персон, будь то Платон , Нерон , Уинстон Черчилль или Джордж Вашингтон , вместо вымышленных, то становится ясно, что отрицающий существование этих людей несёт точно такое бремя доказывания, а в некоторых случаях даже в большей степени, чем заявляющий о существовании.

  • Литературный критик , эссеист и писатель Джеймс Вуд считает, что вера в Бога разумнее, чем в чайник, потому что Бог является недостижимой идеей, которую нельзя разрушить, ссылаясь на абстрактные выдумки. Основным тезисом Вуд считает нереификацию Бога — он не может быть упрощён до одной недоступной вещи .

Пародии

Концепция «чайника Рассела» была позднее экстраполирована в откровенно пародийные религиозные формы , такие как, например, Летающий макаронный монстр или Невидимый розовый единорог .

Примечания

  1. Fritz Allhoff,Scott C. Lowe. The Philosophical Case Against Literal Truth: Russell's Teapot // . — John Wiley and Sons, 2010. — P. 65-66. — 256 p. — (Philosophy for Everyone). — ISBN 9781444330908 .
  2. , p. 129-130.
  3. Bertrand Russell . // The Collected Papers of Bertrand Russell / ed. John G. Slater and Peter Kцllner. — London: Routledge , 1997. — Vol. 11: Last Philosophical Testament, 1943-68. — P. 543-48.
  4. Garvey, Brian. (англ.) // (англ.) : Online Journal for Philosophy of Religion. — 2010. — Vol. 10 . — P. 9–22 . — ISSN . 24 января 2013 года.
  5. Reitan, Eric. Is God a Delusion?. — Wiley-Blackwell , 2008. — P. 78–80. — ISBN 1-4051-8361-6 .
  6. (англ.) . . — Baker Books, 2011. — P. 82. — ISBN 978-1-4412-3209-0 .
  7. James Wood . // The New Republic . — 18 December 2006. — № 27 .
  8. Wolf, Gary (2006-11-14). . Wired News . из оригинала 10 декабря 2009 . Дата обращения: 1 октября 2017 .

Литература

Ссылки

  • Бертран Рассел . Собрание работ Бертрана Рассела, 11 том: Последнее философское завещание, 1943-68, под ред. Джона Г. Слейтера (John G. Slater) и Питера Кёлнера (Peter Köllner) (Лондон: Раутледж , 1997), с. 543-548.
Источник —

Same as Чайник Рассела